Необходимо раскрыть следующие вопросы:

1.Понятие анализа хозяйственной деятельности (АХД) и история его развития как науки.

2.Классификация АХД и его типология по отраслевому признаку, по времени проведения, по пространственному признаку, по аспектам исследования, по методике исследования, по субъектам (пользователям) анализа, по степени охвата объектов, по содержанию программы анализа.

3.Место АХД в системе управления.

4.Предмет, объекты АХД, цель анализа. Функции АХД. Принципы проведения АХД.

5.Связь АХД с другими науками

Методические указания:

Понятие АХД.

Analyzis – от греческого слова “разделяю”, “расчленяю”. В широком смысле слова анализ - способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всём многообразии связей и зависимостей (пример: медицинские, технические анализы).

Экономический анализ базируется на абстракции и логике исследований.

АХД – система специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском измерения и обоснования величины хозяйственных резервов, повышением эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

АХД изучает не сам технологический процесс производства, а экономические результаты хозяйствования.

Цель АХД – оценить достигнутые результаты и выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия.

Хозяйственный процесс – смена явлений, течение хозяйственных событий, изменение состояний хозяйственного объекта.

Предмет и объекты АХД.

Предмет АХД – причинно-следственные связи экономических процессов и явлений.

Объекты АХД:

1. Наличие и использование ресурсов (земельных, материальных, финансовых и трудовых)

2. Производство и реализация продукции

3. Финансовые результаты производства (себестоимость, прибыль и рентабельность)

4. Финансовое состояние предприятий (структура активов и пассивов (средств и их источников) предприятия, платёжеспособность и ликвидность, финансовая устойчивость, денежные потоки, деловая активность организации)

Классификация АХД 

По отраслевому признаку

1. отраслевой (растениеводство, животноводство)

2. межотраслевой (на стыке отраслей – кормопроизводство, внесение органических удобрений)

По времени проведения :

1. перспективный, или предварительный (проводится до начала совершения хозяйственных операций с целью прогноза возможного развития событий и возможного экономического эффекта)

2. ретроспективный или последующий

2.1. оперативный, или ситуационный (проводится в момент реализации управленческих решений с целью своевременной оценки их эффективности и корректировки плановых заданий)

2.2. итоговый, или заключительный (обобщающая оценка достигнутых результатов финансово-экономической деятельности орагнизации)

По пространственному признаку:

1. внутрихозяйственный

2. межхозяйственный

По объектам управления:

1. экономика

2. техника

3. технология

4. организация производства

5. условие труда

6. природно-климатические условия и т.д.

По методике изучения объектов :

1. сравнительный

2. диагностический (экспресс-анализ)

3. факторный

4. маржинальный – оценка и обоснование эффективности управленческих решений на этапе реализации продукции на основании данных объёма продаж, себестоимости продукции и деления затрат на постоянные и переменные

5. экономико-математический

6. экономико-статистический

7. функционально-стоимостной

8. стохастический (корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ) и т.д.

По субъектам (пользователям) анализа:

1. внутренний

2. внешний

По охвату изучаемых объектов:

1. сплошной

2. выборочный

По содержанию анализа :

1. тематический

 2. комплексный

Место АХД в системе управления

Анализ является функцией управления и неразрывно связан с остальными функциями системы управления. Эта связь проявляется в следующем:

1. Планирование и анализ: предварительный анализ на этапе планирования позволяет определить возможную эффективность управленческих решений, выбрать наиболее оптимальный вариант планов, спрогнозировать тенденцию перспективного развития показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

2. Бухгалтерский учёт и анализ: с одной стороны, информационной базой для анализа являются данные учёта, с другой стороны – анализ позволяет определить основные направления совершенствования учёта, скорректировать формы представления аналитической информации, данных отчётности.

3. Анализ и контроль: данные анализа хозяйственной деятельности организации служат для выявления наиболее сложных участков хозяйственной деятельности, которые следует подвергать контролю в первую очередь; применение аналитических процедур в контрольной деятельности позволяет сократить время проверок, выявить нетипичные факты хозяйственной деятельности, определить тенденции возникновения тех или иных нарушений, сгруппировать однородные нарушения финансово-хозяйственной деятельности.

4. Анализ и управление: с одной стороны, управленческие решения должны приниматься с учётом данных анализа, с другой стороны – эффективность данных решений должна оцениваться посредством проведения анализа на определённом этапе выполнения управленческих функций.

Функции и принципы АХД

Функции АХД:

1. изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных производственных условиях;

2. научное обоснование текущих и перспективных планов предприятия;

3. контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов;

4. поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта, достижений науки и практики;

5. оценка результатов деятельности предприятий по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей;

6. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Принципы АХД:

государственный подход

научность

комплексность

системность (учёт максимально возможного количества факторов, которые могут повлиять на результат)

объективность, достоверность (результаты анализа должны быть объективными)

действенность (результаты анализа должны активно воздействовать на повышение эффективности хозяйственной деятельности)

эффективность (затраты на проведение анализа должны быть меньше возможного эффекта от результатов анализа)

плановость (планомерное, последовательное проведение анализа)

своевременность

демократизм (должны учитываться альтернативные методики анализа)

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM