Сельскохозяйственные организации в процессе деятельности выступают во взаимоотношения с поставщиками, покупателями, работниками, банками и т. д. При приобретении семян материалов, ГСМ, минеральных удобрений они вступают в расчетные взаимоотношения с поставщиками. При реализации продукции – с хлебокомбинатами, мясокобинатами, плодовоовощными предприятиями и т.д. Кроме этого, организации вступают во взаимоотношения с банками, налоговыми органами Фондом социальной защиты населения, страховыми компаниями, а также работниками предприятия, вышестоящими организациями, учредителями. Указанные расчеты в основном осуществляются в безналичном порядке.

Безналичные расчеты – это расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк в безналичном порядке.

Статьей 237 «Формы безналичных расчетов» Банковского кодекса РБ (2000г.) определено, что безналичные расчеты проводятся посредством:

- платежных поручений;

- платежных требований-поручений;

- платежных требований;

- аккредитивов;

- чеков;

- в порядке плановых платежей;

- банковских пластиковых карточек.

Расчеты производятся через банк на основании расчетных документов, которые могут быть выданы в письменной или электронной форме. Они должны соответствовать установленным стандартам и иметь обязательные реквизиты: наименование документа, его номер, дата, наименовании бенефициара и плательщика, их банки и реквизиты, сумма и т.д. При оформлении документов не допускаются помарки, подчистки и исправления.

Платежное поручение (ф. № 0401600002) выписывается при предварительной или последующей оплате за товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные

работы; при перечислении налогов, взносов в различные фонды и т.д. Поручение действительно в течение 10 дней и выписывается в трех-четырех экземплярах.

При расчетах платежными требованиями (ф. № 0401890001) получатель средств представляет в обслуживающий банк расчетный документ-требование к плательщику об оплате необходимой суммы за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги. Банк оплачивает сумму по документу с согласия плательщика. Представляется для оплаты заявление на акцепт. Заявление может представляться при предварительном или при последующем акцепте. Плательщик также может представить мотивированный отказ от акцепта. Сумма акцепта может соответствовать сумме платежного требования или быть меньше указанной суммы (частичный отказ).

 Платежное требование выписывается в четырех экземплярах и представляется в банк для оплаты в срок не позднее срока давности (не позднее одного года с момента отгрузки).

 Платежное требование-поручение выписывается аналогично платежному требованию. Оно представляется плательщику по почте. Сумма акцепта указывается плательщиком на представленных бланка документа. После этого происходит оплата документа через банк.

Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы, предъявленные поставщиком. Покупатель представляет в банк заявление на открытие аккредитива (ф. № 0401020005) и платежное поручение на списание денег с расчетного счета на открытый аккредитив. Аккредитив может быть открыт также за счет кредита. Денежные средства бронируются на специальном счете в банке. Выплата по аккредитиву производится в полном объеме в установленные сроки при представлении документов об отгрузке товарно-материальных ценностей.

При расчетах за товары и услуги используются чеки – письменное поручение его владельца обслуживающему банку на перечисление указанной суммы с его счета на счет получателя денежных средств.

Для получения чековой книжки в банк представляется заявление-обязательство и платежное поручение на списание суммы с расчетного счета. Срок действия чековой книжки один год. Остаток чековой книжки может периодически пополняться.

Расчеты инкассовыми поручениями (распоряжениями на бесспорное списание денежных средств) производят со счетов организации без их согласия по решению соответствующих органов. Исполнительные документы на списание средств представляют взыскатели при инкассовых поручениях, составляемых на бланках платежных требований, о чем делается соответствующая исправительная надпись в названии документа. Расчеты в порядке плановых платежей применяются при равномерных постоянных поставках товаров и оказании услуг. Перечисление средств производится по установленным договором срокам. Периодически расчеты сверяются .

Под банковскими пластиковыми карточками понимаются карточки национальной системы расчетов, использующей их в качестве платежного средства, и частные банковские карточки.

Таким образом, для осуществления расчетных операций организации используют различные формы безналичных расчетов, что способствует ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств.

Для обобщения информации по расчетам с поставщиками, подрядчиками предназначен пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту данного счета отражается кредиторская задолженность, а по дебету- сумма оплаты счетов кредиторов. На нем отражаются расчеты по поставленным материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам, включая стоимость электроэнергии, тепла.

Все операции, связанные с расчетами с поставщиками и подрядчиками, отражаются на счете 60 независимо от предварительной или последующей оплаты.

В бухгалтерском учете согласно поставленных счетов поставщиками и подрядчиками составляются бухгалтерские записи: Д-т 10,11,41,43,20,23 К-т 60.

Одновременно на сумму НДС, выставленного поставщиком или подрядчиком : Д-т 18 К-т 60.

На сумму недостачи по вине поставщика, выявленной при приемке груза : Д-т 76/3 К-т 60.

На сумму недостачи в пределах норм естественной убыли: Д-т 94 К-т 60.

Излишки материальных ценностей или материалы, поступившие без сопроводительных документов, приходуются на склад как неотфактурованные поставки и отражаются по Д-ту 10 и К-ту 60.

На сумму оплаченных счетов поставщикам: Д-т 60 К-т 51,52,55.

В настоящее время часть расчетов осуществляется с помощью векселей. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные векселями учитываются в аналитическом учете отдельно на субсчете, открытом к счету 60.

Уплаченные проценты по векселю: Д-т 20 К-т 51.

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется по каждому предъявленному счету. Правильно налаженный аналитический учет дает возможность получения необходимых данных по счету 60 : по акцептованным документам, по неоплаченным в срок расчетным документам, по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, а также по просроченным векселям.

Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками ведется в реестрах операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками и в журнале-ордере 6-АПК. Журнал-ордер 6-АПК является комбинированным учетным регистром с линейно-позиционным способом записей. Открывается журнал-ордер на месяц. Для этого из предыдущего учетного регистра переносятся остатки задолженности на начало месяца. На основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, товарных накладных формируется кредит счета 60. По каждому документу указывается его номер, поставщик, суммы записываются в дебет соответствующих счетов. Общая сумма по документу записывается в колонку «Сумма акцепта». При поставке материалов без сопроводительных документов вместо номера документа красным чернилом пишется буква Н, что означает неотфактурованная поставка. После получения документа указывается его номер.

Оплата задолженности поставщикам разносится по каждому документу на основании выписок банка. Формируется дебет счета 60.

В конце месяца выводится сальдо на конец месяца по каждому документу и в целом по счету 60.

Обороты по кредиту счета 60 после сверки журнала-ордера с другими учетными регистрами переносятся в главную книгу.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM