6.6 Валютнаяполитика государства: понятие, инструменты, направления. Государственноерегулирование валютного курса.

Валютная политика – это один изглавных сегментов экономической и внешнеэкономической политикигосударства/группы (союза) государств. В Беларуси регулируется ЗакономРеспублики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании ивалютном контроле».

Инструментывалютной политики государства :

1) валютная интервенция – целенаправленное воздействиецентрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемоепутем продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютнаяинтервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют винтересах государства. Коротко говоря, валютная интервенция – это воздействиецентрального банка страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки илипродажи большого количества иностранной валюты.

Валютная интервенция – совместное регулированиевалютных взаимоотношений стран-участниц, конкретно выражающееся в единойвалютной политике в отношении третьих стран. Валютная интервенцияосуществляется при активном участии и содействии государств — участников региональныхзон, в пределах которых обеспечивается относительно стабильное соотношениекурсов валют. При этом используются центральные банки или казначействастран-участниц в операциях на валютном рынке в целях воздействия на курсы валютсвоей собственной страны либо иностранной путем продажи или покупки иностраннойвалюты или золота. Валютная интервенция представляет собой по форме и посуществу крупную по масштабам валютную операцию, проводимую в рамкахопределенного, обычно кратковременного периода.

2) валютные ограничения – система мероприятий поограничению и контролю операций с валютными ценностями (набор определённыхвалютных активов). Данные мероприятия проводятся государством в лицеспециального государственного органа валютного контроля на основе принятыхнормативных актов.

Валютные ограничения распространяются прежде всего наимпортные операции. Органы валютного контроля определяют приоритетныенаправления, на которые может быть направлена валюта. Таким образом, импортёрыполучают лицензию (разрешение) на покупку у банков иностранной валюты,необходимой для оплаты импорта.

Экспортёры обязаны продавать иностранную валютууполномоченным банкам, иногда Центральному банку, часто по фиксированномуофициальному курсу. В зависимости от степени нехватки в стране иностраннойвалюты в законодательных актах устанавливается процент подлежащей обязательнойпродажи валюты экспортёрами.

В целях стимулирования экспорта и регулирования импортамогут устанавливаться дифференцированные валютные коэффициенты в виде надбавок кофициальному курсу, которые применяются при обмене экспортной выручки нанациональную валюту. Впервые множественность валютных курсов стала применятьсяв период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. после отмены золотогостандарта и введения валютных ограничений.

В условиях валютных ограничений отсутствует свободноедвижение капитала за границу. Ограничения выражаются в виде запрета на переводиностранной валюты за границу или установления специального разрешительногопорядка вывоза иностранной валюты за границу.

В целом валютные ограничения отрицательно сказываютсяна интеграции страны в мировую экономическую систему, поэтому в современныхусловиях они рассматриваются как временная мера, имеющая целью защитуэкономических интересов страны в условиях несбалансированной экономики и защитыэкономических интересов страны.

3) валютный контроль.

В Республике Беларусь под валютным контролем следуетпонимать деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля,направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требованийвалютного законодательства Республики Беларусь.

Валютное регулирование – деятельность государственныхорганов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращениявалютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряженияими.

Основныминаправлениями валютного контроля являются:

1) определение соответствия проводимых валютныхопераций валютному законодательству;

2) обеспечение контроля за перемещением иностраннойвалюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

3) предотвращение легализации доходов, полученныхпреступным путем, финансирования террористической деятельности и инойэкстремистской деятельности;

4) проверка полноты и достоверности учета и отчетностипо валютным операциям;

5) анализ данных учета, отчетности и информации повалютным операциям.

Органами валютного контроля в Республике Беларусьявляются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитетгосударственного контроля Республики Беларусь (далее – Комитет государственногоконтроля), Государственный таможенный комитет, если иное не определеноПрезидентом Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютногоконтроля определяет компетенцию республиканских органов государственногоуправления и иных государственных организаций, подчиненных ПравительствуРеспублики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетовпо вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняетдругие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

Национальный банк как орган валютного контроляосуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскимикредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции,предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

Комитет государственного контроля как орган валютногоконтроля формирует на основании информации, получаемой от иных органоввалютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросамвалютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль завыполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своихфункций, осуществляет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и инымзаконодательством.

Государственный таможенный комитет как орган валютногоконтроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещениемрезидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусьвалютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные настоящим Законом ииным законодательством.

При осуществлении валютного контроля органы валютногоконтроля в рамках своей компетенции вправе:

1) проводить в установленном законодательством порядкепроверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты идостоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований– законности происхождения валютных ценностей;

2) осуществлять контроль за своевременностьюпредставления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям исоответствием ее требованиям валютного законодательства;

3) получать в установленном порядке при проведениипроверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

4) приостанавливать операции по счетам резидентов инерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организацияхРеспублики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательными актамиРеспублики Беларусь;

5) осуществлять иные функции, предусмотренныезаконодательством.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусьявляются республиканские органы государственного управления и иныегосударственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь,областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковскиекредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом РеспубликиБеларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организацииявляются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.

Республиканские органы государственного управления ииные государственные организации, подчиненные Правительству РеспубликиБеларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты являютсяагентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.

Таможни являются агентами валютного контроля,подотчетными Государственному таможенному комитету.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля,а также их работники обязаны хранить коммерческую или банковскую тайнурезидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютногоконтроля.

4) валютные резервы – внешние высоколиквидные активы,представленные в виде иностранной валюты, которые находятся под контролемгосударственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могутбыть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, дляинтервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальнойвалюты, или для аналогичных целей.

Объем золотовалютных резервов Республики Беларусь вопределении ССРД МВФ на 1 марта 2012 г. составил 8035,1 млн. долларов США,увеличившись по итогам февраля на 53,9 млн. долларов США. В национальномопределении уровень золотовалютных резервов увеличился на 78,2 млн. долларовСША и на 1 марта 2012 г. составил 9584,7 млн. долларов США. Росту золотовалютныхрезервов способствовало увеличение цены золота на международном рынкедрагоценных металлов, а также положительное сальдо покупки-продажи Национальнымбанком иностранной валюты на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

5) валютное субсидирование;

6) валютные паритеты.

Cубъектывалютной политики государства/группы(союза) государств:

1) международные валютно-финансовые организации(Международный валютный фонд, международные банки и фонды);

2) правительство;

3) центральный банк;

4) специально уполномоченные финансовые органы.

Для стабилизации валютного курса национальной денежнойединицы проводятся мероприятия валютного контроля и валютных ограничений.

Квинт-эссенция валютных ограничений: установлениеопределенных границ относительно реализации разных операций с валютнымиценностями при международных платежах, инвестициях, купли-продажи валюты и т.д.

Валютныйконтроль – это специальный контрольсоблюдения валютного законодательства, за нарушение которого предполагаетсяопределенная уголовная или административная ответственность.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:31 PM