6.5 Европейская валютная система. Евро: критерии (условия) и последствия введениядля экономик Евросоюза.

Европейскаявалютная система (англ. EuropeanMonetary System, EMS) – форма организации валютных отношений между странамичленами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), выработанная всоответствии с рядом соглашений и действовавшая с 13 марта 1979 года (датаначала расчётов ЭКЮ). Европейская валютная система сыграла роль моста междуоснованной на долларе Бреттон-Вудской системой и валютным союзом. На сменуЕвропейской валютной системе пришёл Европейский валютный союз (англ. EuropeanMonetary Union), часто называемый EMS-2.

В своём развитии Европейскаявалютная система прошла несколько этапов.

Первым этапом формирования валютной системы ЕЭС быловведение режима совместного плавания валютного курса стран-участниц, получившаяназвание «Европейская валютная змея», который просуществовал с апреля 1972 помарт 1979.

После распада Бреттон-Вуддской валютной системыбольшинство западных стран перешло к плавающим курсам своих валют. Страны ЕЭС вцелях стимулирования своей экономической и валютной интеграции договорились осужении пределов колебаний своих валют друг к другу (± 1,125%) и о коллективномплавании своих валют к доллару и другим валютам (пределы колебаний +2,25%).Осуществление этого режима, получившего название «змея в тоннеле» (официальноеназвание – Европейское соглашение о единых пределах), в 1972 году начали лишь 6стран ЕЭС (ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург) из 9тогдашних членов этой организации. В 1973 году были отменены пределы колебанийкурсов валют стран-участниц к доллару и другим валютам («змея вышла из тоннеля»,т.е. «тоннель» перестал существовать), а пределы взаимных колебаний былираширены и установлены в диапазоне ± 2,25%. В этом обновлённом режиме неучаствовали Великобритания, Италия и Ирландия. В связи с неустойчивостьювалютного положения в 1974-1976 гг. дважды вынуждена была выходить из негоФранция. Режим «европейской валютной змеи» оказался малоэффективным, так как несопровождался координацией валютной политики стран ЕЭС.

Эта первая попытка проведения совместной валютнойполитики привела к принятию нового соглашения, вступившего в действие в марте1979 года, которое было выработанного с участием коллективного органа ЕЭС -комиссии Дженкинса.

Поиски новых форм валютной интеграции привели к новомусоглашению о создании Европейской валютной системы, которая начала действоватьс марта 1979 г. Решение о создании Европейской валютной системы было принято в1978 г. на встрече канцлера ФРГ Гельмута Шмидта и президента Франции ВалериЖискар д’Эстена. Формирование ЕВС было направлено на достижение валютнойстабильности внутри системы в условиях перехода к Ямайской валютной системе иизвестной независимости от доллара.

ОсновуЕвропейской валютной системы составили:

1) создание механизма валютных курсов (англ. Exchange RateMechanism, сокр . ERM);

2) создание европейской валютной единицы (англ. European CurrencyUnit – ECU) – ЭКЮ . Экю представляла собой международную расчётную единицу,определяемую на основе корзины валют стран-членов ЕЭС.

3) образование Европейского фонда валютногосотрудничества (англ. European Monetary Cooperation Fund), создаваемого за счётвзносов стран-участниц. Средства фонда предназначались для предоставлениявременной финансовой поддержки с целью финансирования дефицита платёжногобаланса и для осуществления расчётов по валютным интервенциям, которыеосуществляли центральные банки для поддержания валютных курсов в установленныхпределах.

Первоначально в ЕВС участвовали 8 государств: Германия,Франция, Нидерланды, Бельгия, Дания, Ирландия, Люксембург и Италия (последняя в1992 г. вышла из системы и вернулась обратно в 1996 г.). Позднее к ЕВС, по мереего расширения, присоединились: Испания (в 1989 г.), Великобритания (в 1990 г.),Португалия (в 1992 г.), Австрия (в 1995 г.), Финляндия (в 1996 г.), Греция (в1998 г.).

Центральным элементом системы являлась европейскаявалютная единица (ЭКЮ), которая стала базой установления курсовых соотношениймежду валютами стран – членов ЕЭС, а также использовалась для расчётов между ихцентральными банками и как счётная единица в специализированных учреждениях ифондах ЕЭС. Стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включавшейвалюты всех 12 стран ЕЭС на тот момент.

Механизм валютных курсов (англ. Exchange RateMechanism, сокр. ERM) был направлен на поддержание устойчивых, хотя и корректируемыхсоотношений с учётом опыта «валютной змеи». Для 7 валют (марка ФРГ, французскийфранк, гульден, бельгийский франк, датская крона, ирландский фунт,люксембургский франк) предел колебаний был установлен ± 2,25% их центральногокурса, а для итальянской лиры ±6% ввиду нестабильности валютного положениястраны. Позднее режим колебаний ±6% был установлен и для испанской песеты(Испания присоединилась к ЕВС в 1989 г.). Поддержание согласованных курсовосуществлялось с помощью валютной интервенции центральных банковстран-участниц.

Европейский фонд валютного сотрудничества был составнойчастью системы и был предназначен для предоставления центральным банкам странЕВС кредитов на покрытие временных дефицитов платёжного баланса и осуществлениявалютных интервенций для поддержания курсов валют в заданных пределах.

В целом механизм формирования валютных курсовдействовал, однако, тем не менее, в 1980-1983 гг. курс ряда валют (итальянскойлиры, французского франка, ирландского фунта, датской кроны) понижался, а курссильных валют (марки ФРГ, голландского гульдена) повышался. В 1992 годуправительства Великобритании, Испании и Италии не смогли поддерживать курссвоих валют на уровне выше минимального совместного колебания и перешли кплавающим курсам. В августе 1993 г. допустимый предел взаимных колебаний валютЕВС был расширен до ± 15%.

Весь период существования Европейской валютной системы(EMS-1) до перехода к валютному союзу (англ. European Monetary Union) можноразделить на несколько этапов:

1) 1979-1982 – период узкого коридора колебанийвалютных курсов (± 2,25%); симметричные действия стран-участниц.

2) 1982-1993 – ориентация на марку ФРГ, котораявыполняла роль «якоря».

В это время Группой представителей европейскихцентральных банков и независимых экспертов под руководством Ж. Делора,являвшегося тогда председателем Комиссии ЕС, в июне 1988 г. был подготовленспециальный план создания валютного союза. План Делора был опубликован в апреле1989 г.. В нем предлагался трехэтапный переход к единой валюте. Временные рамкибыли в дальнейшем закреплены в Маастрихтском договоре 1992 года.

3) 1993-1999 – расширение коридора валютных курсов до ±15%.

В январе 1994 г. в соответствии с Маастрихтскимдоговором во Франкфурте-на-Майне был создан Европейский валютный институт.Состоявшаяся в 1995 г. Мадридская встреча в верхах подтвердила окончательный ибесповоротный переход к системе фиксированных курсов при одновременном введенииединой европейской валюты, получившей название евро.

1 июля 1998 г. Европейский валютный институт былпреобразован в Европейский центральный банк; его прерогативой сталоосуществление единой денежно-кредитной и валютной политики ЕС.

4) с 1999 г. переход к валютному союзу (EMS-2).Введение единой валюты евро. В течение 1999–2001 гг. евро использовалось длябезналичных расчетов и бухгалтерского учета, а с 1 января 2002 г. были введеныв наличное обращение банкноты и монеты. С введением единой денежной единицы длявсех стран ЕС Европейская валютная система стала преобразовываться вЕвропейский валютный союз.

Е́вро (знак валюты – €, банковский код: EUR) – официальнаявалюта 17 (из 27) стран «еврозоны» (Австрии, Бельгии, Германии, Греции,Ирландии, Испании, Италии, Кипра, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии,Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии). Также валюта используется ещёв 9 государствах, 7 из которых – европейские. Таким образом, евро – это единаявалюта для более чем 320 миллионов европейцев, которая обладает самой высокойсуммарной стоимости наличных, циркулирующих во всем мире, опережая по этомупоказателю доллар США.

В Швеции и Дании прошли референдумы, на которыхбольшинство высказалось против принятия евро. Великобритания также решила незаменять национальную валюту. Латвия и Литва планировали перейти на евро в 2009году, но из-за экономического кризиса этот переход пришлось отложить минимум надва года, сейчас сроки отодвигаются ещё на несколько лет в силу сложногоэкономического состояния республик, сложно встретивших мировую экономическуюрецессию 2008-2009-х гг.. В отличие от Латвии и Литвы, Эстония смогла выполнитьвсе Маастрихтские критерии, необходимые для перехода на евро к 2011 г., и 12мая 2010 г. Еврокомиссия выступила с официальным предложением о присоединенииэтой страны к еврозоне 1-го января 2011 г., что Эстония и сделала. Ожидается,что остальные страны Балтии и ряд других членов ЕС будут входить в еврозону неранее 2014 г. Чехия планирует вступить в еврозону позже всех – после 2015 г.,возможно даже в 2019 г.

Маастрихтскиекритерии – финансово-экономическиепоказатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериямоценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильностьвалютного курса. Цель критериев – обеспечить сбалансированное развитиеэкономики в рамках экономического и монетарного союза.

Маастрихтские критерии для вступления в зону евро:

1) дефицит правительственного сектора бюджета долженбыть менее 3 % от ВВП. Долг правительственного сектора должен быть менее 60 %от ВВП или приближаться к этому умеренным темпом;

2) государство должно не менее двух лет участвовать вмеханизме ERM2 и обеспечивать стабильность обменного курса своей валюты поотношению к евро;

3) размер инфляции в стране не должен превышать болеечем на 1,5 процентных пункта средний уровень трех стран-членов ЕС, достигшихнаилучших результатов в сфере стабильности цен.

4) долгосрочная процентная ставка по государственнымоблигациям страны сроком на 10 лет не должна превышать больше, чем на 2процентных пункта средний уровень трех стран-членов ЕС, достигших наилучшихрезультатов в сфере стабильности цен;

5) рассматривается мера самостоятельности Центробанка иего интегрированность в систему евро.

Кроме этих критериев, Европейская комиссия иЕвропейский центральный банк могут при оценке желающего присоединиться кеврозоне государства учесть также результаты интеграции рынков, состояние иразвитие платежного баланса, а также спецрасходы на рабочую силу и развитиепрочих ценовых индексов. Критерии стабильности финансовой сферы государства(дефицит бюджета и долг) страна должна будет выполнять и после обретенияполноправного членства в Экономическом и монетарном союзе.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:31 PM