3.8 Количественные ограничения внешней торговли. Экспортные субсидии. Компенсационные пошлины. Демпинг. Антидемпинговые пошлины. Технические меры (см. пп. 2.5; 3.6).

Квотирование является наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли, представляющее собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Наиболее распространенными являются импортные квоты. Механизм их воздействия на импорт отражает следующий рисунок (см. рис. 3.8.1).

Предположим, что страна является импортером зерна - Dd - спрос на зерно в данной стране, Sd - внутреннее производство зерна. В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой и равна Pw. При такой цене отечественные производители не могут удовлетворить всю потребность страны в зерне и объем импорта составляет Do-So. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd+Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Pd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S1, но одновременно спрос сокращается до D1.

Рис. 3.8.1. – Механизм воздействия квот на импорт.

Оценим последствия квотирования. Потребители, разумеется, проиграли больше всех, т.к. их потери потребительской ренты составили a+b+c+d+e. Отечественным производителям квотирование выгодно – они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область c+d представляет собой либо доход государства (если оно продавало лицензии, квотирующие импорт продукции), либо доход импортеров, если они получили лицензии бесплатно.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области Ь+е, т.е. результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

Почему же государство часто предпочитает квотирование таможенным пошлинам? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности продавать по пониженным ценам в ответ на введение пошлин. Во-вторых, введение таможенных пошлин обычно регламентируется внутренним законодательством и международными соглашениями страны, а квотирование является более гибким инструментом торговой политики. В третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

По охвату квоты делятся на:

1) глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну экспортируется.

2) индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают преимущества в экспорте или импорте тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические и экономические контакты.

Тесно связан с квотированием другой метод НТО под названием лицензирование. Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный срок. Лицензирование может являться, как уже отмечалось выше, составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным элементом процесса квотирования. Различают следующие виды лицензий:

1) разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

2) генеральная лицензия разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

3) глобальная лицензия разрешение ввезти или вывезти товар в любую страну мира за определенный промежуток- времени без ограничения количества или стоимости;

4) автоматическая лицензия разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственными органами.

Лицензирование используется, прежде всего, развитыми странами мира для целей государственного регулирования импорта при сохранении низкого уровня таможенного обложения импорта.

Скрытые формы НТО.

Под ними понимают многообразные методы административного ограничения импорта, непосредственно не относящиеся к внешнеторговой политике. Тем не менее, эти методы, являющиеся нарушением принципов свободной торговли, интенсивно используются развитыми странами для ограничения импорта. В их числе:

1) технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов в области качества, оформления, упаковки и условий хранения и пр. для импортируемых товаров. Обычно они вводятся с целью защиты потребителей страны-импортера, но одновременно существенно затрудняют ведение дел экспортеров соответствующих товаров. Особенно высокие технические барьеры существуют для экспорта в страны-члены ЮС.

2) политика в области государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики является требование государственной безопасности. В этом русле, например, Б. Немцов, первый вице-премьер правительства России, в начале 1997 года объявил о том, что центральные органы государственной власти Российской Федерации отныне будут закупать служебные автомобили только у Горьковского автозавода, вместо импортируемых Мерседесов и БМВ. Приходится только удивляться, почему эта разумная и эффективная с точки зрения торгового баланса инициатива была провалена.

3) требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, ссли такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание собственной промышленной базы по выпуску импортируемых товаров.

3) соглашение о компенсациях – предусматривает обязательство экспортера инвестировать часть выручки от реализации экспортной продукции в экономику страны-импортера, обычно в промышленную базу развития импортозамещающего производства. Подобные соглашения особенно распространены в сфере торговли вооружениями, где уже ни одна крупная сделка по импорту оружия развивающимися странами не обходится без обязательства экспортера вооружений вложить часть экспортных доходов в развитие производства военных технологий страны-импортера.

Субсидирование и кредитование экспорта применяется в качестве косвенной меры поддержки экспортеров. Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:

1) прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры в виде компенсационных пошлин;

2) косвенные скрытое дотирование экспортеров через предоставление им льгот по уплате налогов, льготные условия страхования и кредитования, продажи части ресурсов по пониженным ценам и пр.

Экспортное кредитование метод финансовой нетарифной политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Может принимать форму:

1) субсидирования кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

2) государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит. Подобные кредиты называются связанными и широко используются развитыми странами при экспорте сложной машинотехнической продукции в развивающиеся страны;

3) страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером). Без подобного страхования не обходится ни одна серьезная сделка, предусматривающая длительные сроки поставок, например, по экспорту вооружений в развивающиеся страны, сроки которой могут составить несколько лет.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике различаются следующие виды демпинга:

1) спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров по заниженным ценам. Происходит тогда, когда емкость внутреннего рынка по каким-либо причинам оказалась меньшей, чем предполагала фирма и последней приходится сбрасывать на внешние рынки по демпинговым ценам излишки товара, чтобы сохранить использование производственных мощностей;

2) преднамеренный демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства;

3) постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;

4) обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи данных товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют;

5) взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

Таблица 3.8.1 – Виды и роль различных методов тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли страны.

Методы

Инструмент торговой политики

Регулирует преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Импорт

Тарифная квота

Импорт

Нетарифные

количественные

Квотирование
Лицензирование
«Добровольные ограничения»

Экспорт

Экспорт

Импорт

Импорт

скрытые

Государственные закупки
Требование о содержании местных компонентов
Технические барьеры
Налоги и сборы

Импорт

Импорт

Импорт

Импорт

финансовые

Субсидии
Кредитование
Демпинг

Экспорт

Экспорт

Экспорт

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:31 PM