4. Современный мировой рынок (товаров, услуг, капиталов, рабочей силы). Конъюнктура мирового рынка. Мирово́й ры́нок – составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда. В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран. Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется международными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли – «основные рынки», цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами. Конъюнктура мирового рынка – условия продажи на мировых товарных рынках, уровень спроса, предложения, цен на этих рынках, тенденции их изменения. Термин «конъюнктура» происходит от латинского слова «conjungo», что означает «соединяю», «связываю». Факторы, влияющие на конъюнктуру мирового рынка: 1) постоянные: государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров; 2) временные (стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка); 3) циклические (сезонное изменение спроса и предложения, степень выведение товаров на рынок, сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, смена экономической политики); 4) нециклические (факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров). Развитие конъюнктуры мирового рынка определяется воздействием экономических, политических, военных, научно-технических, природных, психологических (слухов, паники, ожиданий) и других факторов. Научно-технический прогресс (НТП) влечет качественный бросок в развитии производительных сил, что: 1) ускоряет процесс обновления основного капитала в традиционных отраслях экономики. Вследствие этого повышенным вниманием на рынке пользуются средства труда, характеризующиеся энерго- и материалосберегающим эффектом, малым сроком окупаемости; 2) стимулирует бурное развитие новых отраслей промышленности (аэрокосмической, лазерной, биотехнической т.п.). Эти отрасли на рынке предъявляют растущий спрос на различные средства производства. На конъюнктуру товарных рынков НТП влияет по-разному: на рынках новых, прогрессивных изделий наблюдается опережающий (по сравнению с рынками традиционных товаров) превышение спроса над предложением; конъюнктура рынка морально устаревших товаров, наоборот, существенно ухудшается. Уровень монополизации, концентрации и конкуренции производства влияет на состояние конъюнктуры товарных рынков прямо и опосредованно: 1) прямо – через прямое регулирование производства и цен монополиями вследствие недостаточной конкуренции; 2) опосредованно – путем связей монополистов со своими зарубежными филиалами. Ведь, как правило, монопольным положением на рынке пользуются крупные компании, зачастую транснациональные (ТНК). А внутри каждой ТНК существует особый, искусственно созданный рынок. Искусственно сложившиеся пропорции цен, которые устанавливаются во взаимной торговле между филиалами одной корпорации, влияют на соответствующие пропорции в национальных масштабах. Конъюнктура мировых рынков находится под влиянием этих особым внутрифирменных рынков. Государства вследствие использования большей или меньшей степени следующих инструментов регулирования экономических процессов в состоянии способствовать снижению издержек производства частных предприятий, что, в свою очередь, повышает их конкурентоспособность на мировых товарных рынках: путем прямого или косвенного регулирования цен внутреннего рынка; или путем бюджетного субсидирования экспорта и импорта (прямое субсидирование экспорта; снижение или отмена тарифов на определенные виды импорта).
Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:31 PM