Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«гродненский государственный

аграрный университет»

Кафедра экономической теории

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

по модульной системе обучения и рейтинговой оценке

деятельности студентов неэкономических специальностей

Гродно 2011


УДК 339.9 (072)

ББК 65.5 Я73

М 44

Рецензенты:

кандидат экономических наук, доцент В.А. Карпов,

кандидат экономических наук, доцент С.Ю. Щербатюк

М 44

Экономическая теория: методическое руководство по модульной системе обучения и рейтинговой оценке деятельности студентов неэкономических специальностей / Г.Ф. Андрейчик, О.Л. Бутенко, А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.С. Захорошко, Г.С. Рекеть, О.Н. Сухоцкая. – Гродно: ГГАУ, 2011. – 38с.

Методическое руководство по модульной системе обучения и рейтинговой оценке деятельности студентов экономических специальностей

УДК 339.9 (072)

Рекомендовано учебно-методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «ГГАУ» (Протокол № ____ от «____» мая 2011 г).

© УО «Гродненский государственный аграрный университет», 2011

© Г.Ф. Андрейчик, О.Л. Бутенко, А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.С. Захорошко,

Г.С.Рекеть, О.Н. Сухоцкая, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………

4

1. Организация модульно-рейтинговой системы обучения по дисциплине……………………...…………..

5

2. Модульная структура курса……………………………

9

3. Некоторые специальные формы учебной работы в рамках модулей…………………………………………….

18

4. Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине…………………………………………………

22

5. Вопросы к сдаче модулей.…………………….……….

30

Рекомендуемая литература……..………………………...

34


ВВЕДЕНИЕ

Модульно-рейтинговая система обучения студентов разработана на основании целей и задач высшей школы, а также в соответствии с миссией и системой менеджмента качества УО «Гродненский государственный аграрный университет». Модульно-рейтинговая система предназначена для оказания влияния на повышение качества подготовки специалистов, воспитания кадров нового типа, способных успешно работать в условиях рыночной экономики.

Модульно-рейтинговая система ставит перед собой следующие цели:

- осуществление непрерывного и ритмичного изучения учебного материала в течение семестра и усиление контроля за глубиной и качеством его усвоения;

- активизацию работы кафедр и всех преподавателей по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;

- выработку у студентов навыков систематической самостоятельной работы, воспитание у них ответственности за качество собственной подготовки.

Модульно-рейтинговая система является дидактической системой обучения, которая представляет собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателей и студентов, организованной в особых единицах процесса обучения с целью максимального овладения программным материалом и повышения качества подготовки специалистов.


1. Организация модульно-рейтинговой системы обучения по дисциплине

Переход к рыночной экономике диктует необходимость глубокого познания объективных экономических законов, раскрывающих закономерности и тенденции проявления рынка. В этой связи необходимо изучать механизм функционирования рыночной экономики в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, чистого и смешанного капитализма, и переходной экономики.

Предмет «Экономическая теория» открывает изучение экономики в высшем учебном заведении. Экономическая теория является базовым курсом по отношению к другим экономическим дисциплинам. В нем изучаются разнообразные экономические категории и законы, механизм хозяйствования, регулирующий экономические отношения, а также принципы, методы и экономический инструментарий, лежащие в основе теоретической экономики.

Изучение экономической теории позволяет осуществлять подготовку специалистов во всех сферах народного хозяйства, достаточно свободно ориентироваться в сложных явлениях современной жизни общества. Изучая экономическую теорию, студенты должны представлять, какова экономическая основа, механизм функционирования субъектов хозяйствования и конкуренции, каковы основные проблемы развития экономики на микро- и макроуровнях.

Целью курса является изучение достижений теории и мировой экономической практики.

Цель преподавания дисциплины: развитие экономического мышления студента, формирование фундамента экономических знаний на основе изучения достижений мировой экономической мысли, выявление специфики экономических отношений в РБ, формирование и развитие умений анализировать состояние и тенденции социально-экономического развития национальной и мировой экономики.

Задачи изучения дисциплины: усвоение основных экономических понятий и проблем, изучение основных законов (принципов) функционирования рынка, определяющих механизм ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использование ограниченных ресурсов, эффективное функционирование рыночной системы и др.

Основные знания, которые приобретаются при изучении курса:

В процессе изучения курса студент получает знания о законах (принципах) закономерностях развития экономических отношений на основе изучения достижений мировой экономической мысли. Узнает о специфике экономических отношений в Республике Беларусь, тенденциях развития объективных экономических процессов, основных экономических целях общества, основных задачах экономики и соответственно основного поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, а так же роли государства в осуществлении фискальной, денежно-кредитной и социальной политики.

Основные умения и навыки, которые формируются при изучении курса:

Изучение курса способствует привитию студентам умений и навыков анализировать экономические процессы в РБ и за рубежом, использовать полученные знания для принятия рациональных экономических решений и осуществление предстоящих социальных и профессиональных ролей, поиск и анализ необходимой информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ экономической информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения экономических проблем, решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала.

Изучая курс экономической теории, студенты должны выработать экономическое мышление, а также знания и умения позволяющие проводить объективный анализ явлений хозяйственной жизни.

Изучение курса экономической теории является методологической основой для изучения в дальнейшем ряда экономических дисциплин, таких как экономика агропромышленного комплекса, экономика отраслей сельского хозяйства, экономическая статистика, способствуя лучшему восприятию дисциплин, связанных непосредственно с сельским хозяйством.

В соответствии с модульной системой обучения в курсе «Экономическая теория» в логической последовательности представлены следующие модули: «Введение в курс. Основы микроэкономики», «Основы макроэкономики и международной экономики».

Модульная система обучения и рейтинговой оценки знаний студентов по дисциплине «Экономическая теория» предполагает поэтапное усвоение и сдачу учебного материала по выделенным модулям.

Студент допускается к экзамену при условии сдачи студентом промежуточных зачётов по двум модулям.

Итоговая оценка по модулям выставляется при условии сдачи студентом промежуточных (модульных) зачётов. Студент допускается к экзамену при условии наличия положительной итоговой оценки по модулям.

Промежуточный зачёт по модулю зависит от набранного количества баллов по предусмотренным программой видам учебной нагрузки. В итоге студент получает определенный рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний студента.

Таким образом, дифференцированно оценивая различные виды учебной деятельности студента определённым количеством баллов, преподаватель оказывает мотивационное влияние на его работу.


2. Модульная структура курса

В соответствии с принципами модульной системы обучения курс «Экономическая теория» делится на 3 модуля:

Модуль № 1 Введение в курс. Основы микроэкономики.

Модуль № 2 Основы макроэкономики и международной экономики.

В соответствии с учебным планом по темам каждого модуля преподавателем читаются лекции, проводятся практические занятия, консультации, тестирование, деловые игры и другие формы учебной работы. Некоторые темы курса студенты изучают самостоятельно.

Ниже представлена модульная структура курса.

Модуль I. Введение в курс. Основы микроэкономики.

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод.

Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

Экономические науки. Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы.

Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов. Системная методология. Предельный анализ. Функциональный анализ. Равновесный анализ. Экономическое моделирование. Экономический эксперимент.

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике.

Производство и потребление, их взаимосвязь. Потребности, их классификация. Закон возвышения потребностей.

Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристика ресурсов. Ограниченность ресурсов.

Экономические блага и их классификация. Взаимозаменяемость благ. Основные экономические проблемы общества.

Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества. Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек.

Тема 3. Экономические системы. 

Понятие, элементы и уровни экономической системы, Экономическая система общества. Критерии выделения экономических систем. Типология современных экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно- командная экономика. Смешанная экономика.

Модели рыночной экономики. Национальные модели рыночных систем. Особенности белорусской национальной модели.

Понятие собственности. Экономическое и правовое содержание собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Типы собственности по субъектам: государственная, частная, смешанная, иностранная. Акционерная собственность в современной экономике. Типы собственности по объектам. Типы и формы собственности в Республике Беларусь. Реформирование собственности: национализация, разгосударствление и приватизация. Реформирование собственности в республике Беларусь. Закон РБ «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (1993г.)

Тема 4. Рыночная система хозяйствования.

Формы общественного хозяйства: натуральные и товарные. Натуральное хозяйство: исторические границы, особенности, современные проявления. Рыночные (товарные) хозяйства: условия возникновения и развития, виды, особенности.

Товар и его свойства. Потребительная стоимость. Меновая стоимость. Величина стоимости товара и факторы ее определяющие. Закон стоимости.

Возникновение и сущность денег. Функции денег и их эволюция в современных условиях. Кредитно - бумажные деньги. Денежное обращение и денежные системы. Закон денежного обращения.

Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Типы инфляции. Социально - экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.

Рынок: понятие, функции. Классификация рынков. Рыночная . инфраструктура. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Понятие рыночного механизма регулирования экономики и его основные элементы.

Спрос. Объем спроса. Зависимость объема спроса от цены. График функции спроса.

Предложение. Зависимость объема предложения от цены. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения.

Конкуренция: понятие, виды, методы. Совершенная
конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия,
монополистическая конкуренция. Антимонопольное законодательство. Экономическое значение конкуренции.

Тема 6. Теория поведения потребителя.

Полезность и рациональный потребитель. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Предпочтения потребителя и кривая безразличия. Предельная норма замещения и ее экономический смысл.

Бюджетные ограничения потребителя. Влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии. Равновесие потребителя. Эффект замещения и эффект дохода в поведении потребителя.

Тема 7. Теория фирмы.

Фирма (предприятие): понятие, цели, функции. Организационно-правовые формы фирм.

Акционерное общество как наиболее распространенная организационно правовая форма фирм. Виды акционерного общества: ЗАО и ОАО. Акции и их виды. Курс акции. Контрольный пакет акций. Учредительная прибыль. Преимущества акционерного общества.

Факторы производства. Производство как комбинация факторов производства. Закон убывающей производительности факторов производства. Производственная функция фирмы. Краткосрочный и долгосрочный период функционирования фирмы.

Производственная сетка и изокванта. Предельная норма технологического замещения факторов производства.

Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.

Тема 8. Издержки и доходы фирмы.

Понятие издержек. Экономические издержки и принцип альтернативных затрат. Явные и неявные издержки. Внешние и внутренние издержки. Возвратные и невозвратные издержки.

Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты роста масштаба производства.

Средний, совокупный и предельный доход фирмы. Экологическая и бухгалтерская прибыль.

Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов.

Особенности функционирования рынков факторов производства. Спрос на факторы производства. Эластичность спроса на факторы производства.

Рынок капитала. Ссудный продукт. Номинальная и реальная ставка ссудного процента.

Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.

Прибыль как предпринимательский доход.

Понятие рынка рабочей силы. Необходимые условия формирования рынка рабочей силы. Основные элементы рынка рабочей силы: спрос, предложение, цена рабочей силы и конкуренция. Конъюнктура рынка рабочей силы, ее типы. Дефицитный, равновесный и избыточный рынок рабочей силы. Факторы, воздействующие на спрос и предложение товара «рабочая сила». Функции рынка рабочей силы.

Заработная плата: сущность, функции, основные формы. Номинальная и реальная заработная плата. Минимальная заработная плата и базовая величины. Социальная политика Республики Беларусь.

Модуль II. Основы макроэкономики и международной экономики

Тема 10. Основные макроэкономические показатели.

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС).

Внутренний валовой продукт (ВВП). Принципы расчета ВВП. Промежуточные и конечные товары и услуги. Добавленная стоимость. Расчет ВВП по расходам и доходам. Другие показатели системы национальных счетов. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен. Индекс цен производителя. Национальное богатство, его состав и структура. Проблема оценки национального богатства,

Тема 11. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления.

Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Темп инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства. Цели макроэкономиче­ского регулирования

Понятие занятости и безработицы. Безработица и ее типы. Определение уровня безработицы. Формы занятости. Полная занятость. Определение уровня безработицы. Естественная безработица. Социально -- экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости населения.

Тема 12. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и предложения (АD-AS).

Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие и его основные признаки. Равновесный реальный объем национального производства и равновесный уровень цен. Изменения в равновесии. Эффект «храповика».

Тема 13. Модель совокупных доходов и расходов

Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. График функции потребления. Средняя и предельная склонности к по­треблению. Функция сбережений. График функции сбережений. Средняя и предельная склонности к сбережению. Факторы, опреде­ляющие динамику потребления и сбережений.

Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Структура инве­стиционного спроса. Автономные инвестиции. Планируемые и фактические инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Понятие мультипликатора инвестиций. Инвестиции и доход.

Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Фактические и планируемые расходы. Определение равно­весного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и доходов (модель «доходы-расходы»). Определение рав­новесного объема производства методом сопоставления инвестиций и сбережений. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бе­режливости.

Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень совокупного выпуска). Дефляционный и инфляционный разрывы. Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и рас­ходов (кейнсианского креста).

Тема 14. Финансовая система и фискальная политика государства.

Финансовая система: принципы построения и структура.

Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств.

Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Налоговые став­ки. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

Фискальная политика и объем национального производства. Ин­струменты фискальной политики. Политика государственных рас­ходов и ее регулирующая роль. Виды фискальной политики: дискре­ционная политика, политика встроенных стабилизаторов.

Дефицит бюджета и государственный долг. Регулирование дефи­цита бюджета и способы его покрытия. Концепция балансирования в ходе экономического цикла. Концепция функциональных финансов.

Тема 15. Денежный рынок. Денежно- кредитная система и денежно - кредитная политика.

Рынок денег. Спрос и деньги. Спрос на деньги для сделок. Спрос на деньги со стороны активов. Общий спрос на деньги.

Предложение денег. Денежная масса. Денежные агрегаты. Роль банковской системы в предложении денег. Равновесие на денежном рынке.

Денежно - кредитная система страны и ее уровни. Центральный банк страны и его роль в экономике. Методы воздействия центрального банка на денежную массу. Операции на открытом рынке. Политика учетной ставки. Изменение уровня обязательных резервов.

Понятие и цели денежно - кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно кредитная политика. Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег».

Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Тема 16. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM.

Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции-сбережения» (кривая IS). Сдвиги кривой IS.

Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтение ликвидно­сти - денежная масса» (кривая LM). Сдвиги кривой LM.

Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Со­вместное равновесие двух рынков. Модель IS-LM.

Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики. Использование IS-LM модели для анализа последствий стабилиза­ционной политики.

Модель IS-LM как теория совокупного спроса: построение кри­вой совокупного спроса.

Тема 17. Социальная политика государства. Экономический рост

Социальная политика: понятие, цели, направления.

Функции социальной политики. Уровень и качество жизни. По­требительская корзина. Минимальный потребительский бюджет.

Доходы населения и проблемы их распределения в рыночной эко­номике. Кривая Лоренца. Проблема неравенства доходов. Роль госу­дарства в решении проблем, связанных с неравенством доходов.

Механизм и основные направления социальной защиты населе­ния. Развитие социального партнерства.

Социальная политика Республики Беларусь: основные направле­ния и приоритеты.

Понятие экономического роста. Цели экономического роста и социальные приоритеты. Типы экономического роста. Источники и факторы экономического роста, производительность труда, производительность капитала, производительность природных ресурсов. Цикличность экономического развития. Причины и факторы циклического развития экономики. Экономический цикл. Фазы цикла: кризис, депрессия, оживление, подъем. Последствия циклических колебаний и координация экономической активности со стороны государства.

Тема 18. Современное мировое хозяйство и его структура.

Понятие мирового хозяйства. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства. Мировой рынок. Международное разделение труда как основа формирования и развития мирового хозяйства.

Структура мирового хозяйства. Современные тенденции развития мирового хозяйства: постиндустриализация, глобализация, региональная экономическая интеграция.

Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве.

Тема 19. Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура.

Международная торговля товарами и услугами. Технология как товар на мировом рынке. Международные валюты о- кредитные от­ношения. Международная миграция рабочей силы.

Тема 20. Платежный баланс страны и его структура.

Платежный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономи­ческих связей страны. Структура платежного баланса страны.

Проблемы урегулирования внешней задолженности государств.

Тенденции развития международных экономических отношений в XXI веке. Перспективы участия Республики Беларусь в междуна­родных экономических отношениях.

Таким образом, модуль 1 включает 9 тем, модуль 2 – 11 тем.


3. Некоторые специальные формы учебной работы в рамках модулей

При изучении учебного материала организуются различные формы самостоятельной работы.

Формирование системы теоретических знаний, практических умений и навыков по учебной дисциплине предполагает использование преподавателем некоторых специальных форм учебной работы. Среди них особое место занимают: компьютерное тестирование; доклады, рефераты; индивидуальные задания.

Одной из форм проверки самостоятельной работы студентов является компьютерное тестирование. Оно позволяет разнообразить учебный материал и применяемые преподавателем методические приемы и методы. Практическое занятие становится более живым и интересным. Контакт со студенческой аудиторией и обратная связь становятся самыми непосредственными.

Тестирование может проводиться в разных формах. В виде соперничества команд, с участием и без участия преподавателя, с привлечением экспертов со стороны студентов и пр. Данная форма учебной работы будет более результативной, если наряду с собственно контролем знаний, преподаватель будет комментировать выбираемые студентами ответы. Следует показывать студентам, почему они дают правильные или неправильные ответы и давать дополнительную информацию по рассматриваемому вопросу.

Тестирование рассматривается как форма контроля со стороны кафедры за процессом обучения студентов и позволяет быстро и достаточно объективно оценить знания студента, полученные по предмету.

Для того, чтобы успешно выполнить тесты, студенту необходимо ознакомиться со всем учебным материалом по данному курсу и обратить особое внимание на те темы, по которым предстоит решить тесты. Тесты выполняются на компьютере, поэтому студент должен иметь некоторые навыки работы на нем. Если тесты успешно выполнены, студент допускается к экзамену по предмету.

Тестирование может проводиться как в рамках отдельных тем, так и в целом по модулю. По результатам тестирования преподаватель выставляет студенту рейтинговый балл.

Другой формой организации учебной работы студентов является подготовка докладов, рефератов.

Студент самостоятельно выбирает понравившуюся тему и готовит доклад к следующему занятию. К теме доклада студенту предлагается один, два источника, в которых раскрывается эта тема. Однако студент может готовить доклад и по другим источникам.

Материал доклада должен быть структурированным – содержать титульный лист, основную часть, выводы, список использованной литературы. Высоко оценивается авторская редакция материала и разноплановый, критический подход к изложению материала, содержащий различные мнения по освещаемой проблеме с указанием ссылок на использованные источники. В текст доклада могут включаться схемы, графики, рисунки, которые дают более наглядное представление по существу того или иного рассматриваемого вопроса.

Объем доклада должен составлять 3-4 страницы машинописного текста (формат А4, размер шрифта 14, полуторный межстрочный интервал). Не допускается представление доклада в виде ксерокопий, сканированных страниц, разобщенных выдержек. Преподаватель, проверив доклады, выбирает те, которые будут заслушаны в аудитории на очередном занятии.

Получив доклад после проверки, студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями в тексте и выяснить у преподавателя непонятные вопросы.

Следующей формой контролируемой самостоятельной работы студентов являются индивидуальные задания. Они отличаются от рефератов своей практической направленностью, необходимостью проведения расчетов и анализа по выбранной теме.

Индивидуальные задания могут охватывать изучение одной темы или нескольких. Индивидуальный характер заданиям придает возможность выбора студентом любой темы, исходя из его научных интересов.

Каждый студент самостоятельно формирует исходные данные для решения предложенных в этих заданиях производственных ситуаций, используя материалы конкретного СПК. Это не только обеспечивает индивидуальность заданий, но и повышает их реальность, максимально приближая к условиям конкретных сельскохозяйственных производителей. Допускается формирование исходных данных на основе условного предприятия,

Основная часть индивидуальных заданий обязательна для решения всеми студентами, выполнение остальных определяется в зависимости от схемы изучения дисциплины, выбранной студентом.

Студенты, изучающие дисциплину по индивидуальному графику, сдающие предмет экстерном, не посещающие семинарские занятия в силу ряда обстоятельств или не принимавшие участие в работе семинара, кроме названных выше индивидуальных заданий выполняют дополнительные задания.

По согласованию с преподавателем студенты могут выполнять и другие индивидуальные задания в соответствии с их научными взглядами и возможностью получения фактических данных и материалов.

При выполнении индивидуальных заданий необходимо соблюдать предложенную последовательность, что обусловлено логикой изучаемой дисциплины. Каждое последующее индивидуальное задание требует выполнения всех предыдущих, что формирует необходимые знания, умения и навыки.

Выполняя индивидуальное задание, в первую очередь студент должен изучить материал, изложенный в учебной литературе, затем — в монографической и только после этого — данные периодической печати. Для того чтобы содержание индивидуального задания было актуальным, рекомендуется использовать литературные источники, изданные не ранее 2007г.

Индивидуальное задание выполняется студентом самостоятельно. Не допускается дословное переписывание из литературных источников без соответствующих ссылок, а также заимствование индивидуального задания у других студентов. Изложение материала в индивидуальном задании должно быть последовательным, логичным.

Индивидуальные задания выполняются в соответствий со стандартом СТП 20-03-2004 "Общие требования, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ и магистерских диссертаций". В конце каждого индивидуального задания приводится список использованной литературы, оформленный в соответствии со стандартом СТП 20-03-2004.

По результатам выполненных индивидуальных заданий организуются семинарские занятия. Студенты, которые отсутствовали на семинарском занятии или не приняли участия в дискуссии из-за неготовности индивидуального задания, выполняют его письменно и сдают преподавателю 'на проверку,

В случае некачественного выполнения индивидуального задания оно направляется студенту на доработку. После доработки индивидуальное задание представляется повторно с первым вариантом.

Тестирование, доклады, рефераты и индивидуальные задания содействуют более глубокому пониманию предмета, приучают студентов к самостоятельной работе с учебной и другой специальной литературой. При выполнении данных видов контролируемой самостоятельной работы студенты совершенствуют и закрепляют полученные знания, формируют экономическое мышление, вырабатывают способность к познанию сущности экономических явлений, закономерностей и взаимосвязей. Одновременно, студенты учатся анализировать и прогнозировать развитие объективных экономических процессов, определять наиболее эффективные способы решения хозяйственных проблем.


4. Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине

Все виды учебной работы по курсу студенты выполняют и сдают преподавателю в установленные сроки в соответствии с календарным планом и учебной программой.

Уровень выполнения определенного вида учебной работы оценивается рейтинговыми баллами: 1, 2, 3, … 10.

Формами контроля являются: контрольная работа, коллоквиум, программированный опрос, индивидуальное задание (письменное или устное), ответ на семинарском занятии и т.п.

Формы учебной работы, за которые выставляется рейтинговый балл:

· ответ на семинарском занятии;

· дополнения (исправления) к ответу другого студента;

· дополнения к обсуждаемой теме или вопросу;

· подготовка реферата;

· выступление с докладом или сообщением;

· выполненная контрольная работа;

· выступление на коллоквиуме;

· ответы на тесты;

· решение задачи;

· участие или победа в блиц конкурсе;

· участие в деловой игре.

Другие формы оценивания студента:

· индивидуальная активность студента на занятии;

· наличие или отсутствие пропусков занятий;

· наличие и форма ведения конспекта

Если студент в течение занятия выполнил несколько видов учебной работы, например, ответил на семинарском занятии, дополнил ответ другого студента, ответил на тесты и др., то он получает несколько оценок за одно занятие.

Индивидуальный рейтинговый балл студента в целом по модулю определяется как средняя арифметическая по следующей формуле:

 (1)

где

Бу - баллы, полученные за различные формы выполненной учебной работы;

nу - количество оценок по различным формам выполненной учебной работы;

Бд - баллы, полученные за различные формы другой оцениваемой работы;

nд - количество оценок по различным формам другой оцениваемой работы;

Например, студент в пределах модуля получил несколько оценок за различные формы учебной работы. Ответил на семинарском занятии, получив 8, дополнил другого студента на 7, подготовил реферат с оценкой 9, решил задачу на 6. Кроме названных баллов преподаватель выставляет в конце модуля оценки по другим формам оценивания. Так, за индивидуальную активность на занятиях, студент получает 7, в связи с полным отсутствием пропусков занятий 10, за наличие и форму ведения конспекта – 8.

Тогда индивидуальный рейтинговый балл студента в целом по модулю будет равен:

, округляем по правилам округления до 8 баллов.

Итоговый индивидуальный рейтинговый балл студента определяется путём расчета среднего балла по трем модулям по следующей формуле:

 (2)

где

Бi сумма баллов, выставленных ранее по первому, второму и третьему модулям;

N – количество модулей (в нашем случае – три).

Например, оценка за первый модуль 8, за второй, 8, за третий 6, тогда итоговый индивидуальный рейтинговый балл студента будет равен

, округляем до 7 баллов.

Таким образом все оценки по модулю, итоговая предсессионная оценка за семестр выставляются по десятибалльной шкале.

По желанию преподавателя может применяться иная система оценивания студента: перевод всех оценок в соответствующие показатели, согласно нижеприведенной таблице.

Таблица - Поощрительные баллы при изучении модуля

Поощряемые учебные действия

Поощрительные баллы

1.Своевременность выполнения и сдачи:

- лабораторных и практических работ 

- заданий по УСР

до 0,4

до 0,5

2. Результативность работы на занятиях при оценках:

4-6

7-8

9-10

0,2

0,4

0,6

3. Посещение занятий

до 0,3

4. За каждое отсутствие на занятиях без уважительной причины (причина должна быть указана в выданном деканатом допуске)

– 0,3

5. Образцовое ведение рабочих тетрадей

до 0,3

6. За каждый сделанный студентом на занятиях доклад

до 0,4

7/ Выбор и анализ научной статьи по соответствующей теме*

до 0,8

8. Анализ хрестоматийной литературы (текста-источника) по соответствующей теме**

до 0,8

* - Статья должна быть размещена в официальном научном журнале Республики Беларусь (анализ производится в сопоставлении с результатами (итогами) изложенными в других научных журналах или учебнике для высших учебных заведений, средней школы)

** - Анализ производится с использованием, сравнении, научных статей и текстов учебников (характеристики в учебниках дя высших учебных заведений)

Таблица - Шкала перевода суммарного рейтингового балла в оценку

Число модулей

Предсессион­ная оценка за се­местр по рей­тинговым бал­лам

Суммар­ный рей­тинговый балл

1*

2**

3**

4**

4,0-4,4

8,0-8,9

12,0-13,4

16,0-17,9

4

4,5-5,4

9,0-10,9

13,5-16,4

18,0-21,9

5

5,5-6,4

11,0-12,9

16,5-19,4

22,0-25,9

6

6,5-7,4

13,0-14,9

19,5-22,4

26,0-29,9

7

7,5-8,4

15,0-16,9

22,5-25,4

30,0-33,9

8

8,5-9,4

17,0-18,9

25,5-28,4

34,0-37,9

9

9,5

и выше

19,0

и выше

28,5

и выше

38,0

и выше

10

* - оценивание каждого модуля;

** - оценивание суммарного количества модулей.

В этом случае все оценки по модулю, включая предсессион­ную оценку за се­местр, выставляются по набранным рей­тинговым бал­лам

Преподаватель заносит оценки по модулям в соответствующую ведомость, которая хранится на кафедре экономической теории.

УО «Гродненский государственный аграрный университет»

Дневное обучение

Рабочая ведомость

Семестр_____20___/ 20_____ учебного года

Факультет ___________курс__________ группа______________

Дисциплина ______________________________________________________

Фамилия и инициалы преподавателей _____________________

Фамилия и ини­циалы студента

№ за­чет­ной книжки

Рейтинговый балл по мо­дулю на дату сдачи/пересдачи

Суммар­ный рей­тинго­вый балл

Пред­сесси­онная оценка за се­местр по рей­тинго­вым бал­лам

Под­пись препода­вателя

1

2

3

4

Студент имеет право повысить рейтинговый балл по модулю, при имеющемся балле не ниже «4», путем его пересдачи в установленное преподавателем время.

Бесплатная пересдача модуля, рейтинговый балл которого ниже «4», допускается не более 2-х раз. Последующая пересдача модуля осуществляется путем написания и защиты студентом реферата, с предоставлением платного допуска. Тему реферата определяет преподаватель.

Правила написания реферата:

Текст набирается 12 шрифтом Taimes Niew Roman, 1 интервалом, абзац 1,25; поля слева – 3 см., сверху и снизу, справа – 2 см. Желательна вставка рисунка, изображения, схемы (для повышения балла при оценивании) слева (обтекание текстом), с указанием внизу поясняющей информации: годы жизни, или географическое или временное отношение и т.д. Информация в обязательном порядке должна быть по каждому тезису темы. Графики и таблицы либо также, либо по центру (в зависимости от масштабности) и далее следует подписывать Рис. 1., или Табл. 1., и соответствующее название). Сноски на литературу даются в тексте, например [3, с. 45-49] или [1, s. (если иностранный источник) 323]. Использовать информацию из белорусских и российских учебников – запрещено (лучше всего взять информацию из научных журналов, издаваемых в Республике Беларусь, Российской Федерации, большинство из них имеют Интернет-версию; запрещается брать материал из готовых рефератов, выложенных в сети Интернет). В конце составляется «Вопросы и задания для контроля» (7–12 шт.), «Список литературы». На это всё отводится 7-15 страниц. Повышает балл «Приложение», в котором помещается источник(и) (документ(ы)) (непосредственно можно позаимствовать из хрестоматии, много источников-документов помещены в тех же журналах, Интернете). Необязательный раздел «Приложение» в количествах страниц неограничен.

Сдать подготовленный реферат по соответствующим направлениям соответствующей темы (см. ниже) в распечатанному виде преподавателю, а также иметь при себе цифровую версию, которая может быть востребована преподавателем (имя файла – Ваша фамилия и инициалы).

Максимальная оценка – 10 баллов.

Возможна доработка, переработка, в том числе и для повышения балла.

К моменту наступления экзамена рейтинговый балл студента по каждому модулю должен быть не ниже «4 (4,0)». В противном случае, студент до экзамена не допускается и преподаватель делает запись в зачетно-экзаменационной ведомости «не допущен».

Студент, имеющий предсессионную оценку за семестр «9-10», в случае получения баллов по каждому из модулей не ниже «8» освобождается от сдачи экзамена с выставлением предсессионной оценки как итоговой, но только после получения студентом допуска к сессии.

В целях повышения итоговой оценки по дисциплине студенты, освобождённые от сдачи экзамена, могут сдавать экзамен по своему усмотрению.

В случае недопуска студента, имеющего предсессионную оценку за семестр «9-10» баллов и освобожденного от сдачи экзамена, в зачетно-экзаменационную ведомость в соответствующей графе выставляется предсессионная оценка, а в графе «Итоговая оценка» делается запись «не явился».

После получения допуска к сессии, студенту, имеющему предсессионную оценку за семестр «9-10», и освобожденному от сдачи экзамена, выставляется в экзаменационный лист, выданный деканатом, предсессионная оценка.

Экзаменационный лист

(подшивается к основной ведомости в деканате)

Название дисциплины_________________________________________________________

Экзаменатор (фамилия и инициалы)____________________________________________

Фамилия и инициалы студента_________________________________________________

№ зачетной книжки______

Факультет_______________

Курс_____ Группа_______

Декан факультета_________________________________

Предсессионная оценка______________________________

Экзаменационная оценка____________________________

,Итоговая оценка__________________________________

Дата сдачи______________

Подпись экзаменатора_______________________________

………………………………………………………………………

Экзаменационный лист

(подшивается к основной ведомости на кафедре)

Название дисциплины_________________________________________________________

Экзаменатор (фамилия и инициалы)____________________________________________

Фамилия и инициалы студента_________________________________________________

№ зачетной книжки______

Факультет_______________

Курс_____ Группа_______

Декан факультета_________________________________

Предсессионная оценка______________________________

Экзаменационная оценка____________________________

,Итоговая оценка__________________________________

Дата сдачи______________

Подпись экзаменатора_______________________________

Если предсессионная оценка за семестр «8» и менее баллов и студент сдает экзамен, то итоговая оценка определяется как средняя арифметическая предсессионной и экзаменационной оценок. Округление итоговой оценки осуществляется по правилам округления.

Если студент, в результате сдачи экзамена получил оценку выше предсессионной и при этом активно работал на семинарских занятиях, то преподаватель имеет право повысить итоговую оценку, которая определяется как среднее арифметическое значение предсессионной и экзаменационной оценок, на один балл, но не выше экзаменационной оценки.

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Зачетно-экзаменационная ведомость №

Семестр___________________________ 2009 / 2010 учебного года

Форма контроля: экзамен

Факультет ______________ курс _________группа__________

Дисциплина_____________________________________________________________

Фамилия и инициалы преподавателей_________________________________________

Дата проведения зачета, экзамена: « »__________________20 _____ г.

Фамилия и инициалы

студента

№ зачетной книжки

№ билета

Предсессионная оценка*

Экзаменационная оценка или отметка о сдаче зачёта

Итоговая оценка

Подпись экзаменатора

цифрой

прописью

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

* – Для студентов дневной формы обучения предсессионная оценка выставляется по ейтинговым баллам сдачи модулей за семестр.

Запрещается:

1. Принимать экзамены у студентов, не внесенных в экзаменационную ведомость.

2. Принимать экзамены в сроки, не установленные утвержденным расписанием, кроме случаев, специально разрешенных деканом.

3. Принимать экзамены у студентов, у которых предсессионная оценка по предмету ниже 4 -х баллов.

В случае получения экзаменационной оценки ниже «4» баллов, она же и выставляется в графу «Итоговая оценка». При этом экзамен должен быть пересдан в установленном порядке на оценку «4» и выше баллов.

Студенты, которым в порядке исключения в пределах общих сроков обучения приказом ректора университета разрешено заниматься по индивидуальному графику, сдают модули в сроки, установленные планом и согласованные с преподавателем дисциплины и деканом факультета.


5. Вопросы к сдаче модулей

Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики

  1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.
  2. Предмет, функции и задачи экономической теории.
  3. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
  4. Методы экономической теории.
  5. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей.
  6. Экономические блага: классификация, основные характеристики.
  7. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристика ресурсов. Ограниченность ресурсов.
  8. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы.
  9. Проблема эффективности. Экономическая и социальная эффективность.
  10. Понятие, элементы и уровни экономической системы.
  11. Типология современных экономических систем.
  12. Собственность: понятие, эволюция. Типы собственности по субъектам и объектам.
  13. Разгосударствление и приватизация собственности, их воздействие на трансформацию типов экономических систем.
  14. Рынок: понятия, функции.
  15. Конкуренция: понятия, виды.
  16. Классификация рынка. Рыночные инфраструктуры.
  17. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели.
  18. Спрос. Ценовые и неценовые факторы спроса.
  19. Предложение. Ценовые и неценовые факторы предложения.
  20. Понятие эластичности спроса и предложения по цене и доходу.
  21. Рыночное равновесие спроса и предложения.
  22. Полезность и рациональность потребителя. Общая и предельная полезность.
  23. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
  24. Бюджетные ограничения потребителя. Влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии.
  25. Равновесие потребителя. Эффект замещения и эффект дохода в поведении потребителя.
  26. Понятие фирмы, ее цели и функции.
  27. Организационно-правовые формы фирм.
  28. Факторы производства, их комбинация и предельная норма технологического замещения.
  29. Понятие издержек и их виды.
  30. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  31. Доход, как результат производства, его виды.
  32. Экономическая и бухгалтерская прибыль и ее максимизация в условиях конкуренции. Понятие рентабельности.
  33. Особенности функционирования рынков факторов производства.
  34. Рынок труда, его сущность и особенности.
  35. Заработная плата. Виды, формы и системы.
  36. Рынок капитала. Ссудный процент и его ставки.
  37. Рынок земли. Земельная рента. Цена земли.

Модуль II. Основы мАкроэкономики

и мировой экономики

  1. Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов.
  2. Основные макроэкономические показатели.
  3. Национальное богатство, его состав и структура. Проблема оценки национального богатства.
  4. Цикличность экономического развития. Экономический цикл, его фазы и виды.
  5. Безработица и ее типы. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.
  6. Инфляция: причины, измерение, социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика государства.
  7. Понятие совокупного спроса. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса.
  8. Понятие совокупного предложения. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии совокупного предложения).
  9. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD–AS. Эффект храповика.
  10. Модель совокупных расходов и совокупных доходов.
  11. Совокупное потребление, совокупное сбережение, их функции.
  12. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению и их взаимосвязь.
  13. Понятие инвестиций, их виды и влияние на объем национального производства. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  14. Необходимость, функции, методы и инструменты государственного регулирования экономики.
  15. Финансовая система: принципы построения и структура.
  16. Государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг.
  17. Налоги и налоговые системы. Кривая Лаффера.
  18. Фискальная политика. Инструменты осуществления и виды.
  19. Предложение денег. Денежная масса и денежные агрегаты.
  20. Спрос на деньги для сделок и со стороны активов. Равновесия денежного рынка.
  21. Денежно-кредитная система страны и ее уровни. Центральный банк страны и его роль в экономике.
  22. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в РБ.
  23. Равновесие на рынке товаров и услуг.
  24. Равновесие на денежном рынке. Кривая LM.
  25. Равновесие денежного и товарного рынков. Модель IS-LM.
  26. Сущность, функции и задачи социальной политики государства.
  27. Доходы населения и проблемы их распределения.
  28. Экономический рост и его стимулирование. Модель Солоу.
  29. Понятие «мировое хозяйство». Субъекты мировой экономики и уровни их взаимодействия.
  30. Формы международных экономических отношений.
  31. Международное разделение труда: факторы и формы.
  32. Современные тенденции развития мирового хозяйства: постиндустриализация, глобализация.
  33. Международная торговля товарами и услугами.
  34. Международные валютно-кредитные отношения.
  35. Международная миграция рабочей силы.
  36. Платежный баланс и его структура.
  37. Тенденции развития МЭО в ХХI веке и перспективы участия РБ в МЭО.

рекомендуемая литература

Основные законодательные акты.

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Минск: Юнипак, 2004

2. Государственная программа укрепления аграрной экономики и развития социальной сферы села на 2011-2015 //Нац. реестр правовых актов РБ. – 2011. - № 52. –с. 14 – 52.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и региональных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы: //Нац.реестр правовых актов РБ. – 2008.-№79. – 1/8435

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 дек., 1998г., №218 – 3 // Ведамасцi Нац. Сходу Республ. Беларусь. – 1999. - №7- 9.

5. Банковский кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2001.

6. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 г. //Банкоский вестник 2001.- №2

7. Налоговый кодекс Республики Беларусь: – Минск: Амалфея, 2001.

8. Трудовой кодекс Республики Беларусь: – Минск: Амалфея, 2000.

Основная литература.

1. Курс экономической теории. /под ред. Плотницкого,. – Мн.: Книжный Дом: Мисанта. – 2005.

2. Экономическая теория: учебное пособие /под ред. М.Н.Базылевой, Н.И.Базылева: - Минск. Современная школа. – 2008.

3. Экономика: учебное пособие /под ред. В.Л.Клюни, Н.С.Тихонович. – Минск, 2006. – 398с.

4. Экономическая теория, учебное пособие А.С.Головачев, Л.П.Пацкевич, И.В.Головачева, под ред. А.С.Головачева – Мн., Высш. школа, 2006 – 446с.

5. Экономическая теория: учебное пособие для студ. /под ред. И.В.Новиковой, Ю.М.Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2008. – 261с.

6. Экономическая теория: учебное пособие /под общ. Ред. Л.Н.Давыденко – Высшая школа. – Минск. – 2007.

7.Базылева, М.Н. Экономическая теория: учеб. пособие / М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 640 с. – С. 11–31.

8.Герасимович, Л.Ю., Захорошко, С.С. Экономическая теория: учеб.-метод. комплекс для самостоятельного изучения дисциплины студентами факультета заочного обучения / Л.Ю. Герасимович, С.С. Захорошко. – Гродно: ГГАУ, 2010.

9. Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Вводный курс: учеб.-метод. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. Специальностям / И.М. Лемешевский. – 4-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2010. – 496 с.

Дополнительная литература.

1. Макконнелл К.Р., Брю С. П. Экономикс: Принципы, проблемы, политика.В 2-х томах (пер. с англ яз.) – Таллин, 1995.

2. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000.

3. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика ( пер с англ. яз.) – М.,1997.

4. Экономическая теория: Учебник для вузов / под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Из – во ГУЭФ; Питер Поблишинг, 2001г.

5. Основы экономической теории: Учебное пособие / А.А.Баканов, В.А.Воробей и др. – Мн.: Ураджай, 1995.

6. Райхлин, Э. Основы экономической теории: Экономический рост и развитие / Э. Райхлин. - Москва: Наука, 2001.

7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория, Часть 3). учебное пособие / И.М. Лемешевский. - Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004.

8. Макроэкономика: социально – ориентированный подход/ под ред. профессора Э.А.Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005.

9. Микроэкономика: Учебное пособие / С.А.Константинов и др. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2007.

10. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие /под общей редакцией М.И.Плотницкого. – МН.: - ООО Современная школа, 2006г.

11. Герасимович, Л.Ю. Методические указания для самостоятельного изучения курса по экономической теории для студентов заочного отделения экономического факультета / Л.Ю. Герасимович, Г.Ф. Андрейчик, Г.С. Рекеть. – Гродно: ГГАУ, 2008.

12. Ачаповская, М.Э. Экономическая теория. Курс лекций для неэкономических специальностей высших учебных заведений / М.З. Ачаповская. – Минск: ФУАинформ, 2010. – 432 с.

Интернет - источники.

1. Официальный сайт президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http: // www.president.gov.by.

2. Правительство Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: http: // www.government.by.

3. Министерство статистики Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. - Режим доступа: http: // www.president.gov/ Minstat.

4. Министерство экономики Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. - Режим доступа: http: // www.economy.gov.by.

5. Сайт Международного валютного фонда Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. - Режим доступа: http: // www.imf.org.

Словари

1. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. Тысяча терминов рыночной экономики. М.: Крон-пресс, 1993.

2. Баскакова М.А. Толковый юридический словарь бизнесмена.-М.: Контракт, 1994.

3. Большой экономический словарь /Под ред. А.Н. Азриляна М.: Фонд «Правовая культура», 1994.

4. Долан Э.Дж., Домненко Б.Н. Экономикс. Англо-русский словарь-справочник. М.: Лазурь, Бухгалтерский учет, 1994.

5. Золотогоров Б.Г. Экономика: Энциклопедический словарь.-Мн.:Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003.-720с.

6. Корельский Р.Ф., Гаврилов Р.В. Толковый биржевой словарь. М.: Экспедитор, Руссо, 1996.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРО-М, 1997.-496с.

Журналы.

1. Аграрная экономика.

2. Белорусский экономический журнал.

3. Мировая экономика и международные отношения.

4. Наука и инновации. Научно – практический журнал.

5. Финансы, учет, аудит.

6. Экономический бюллетень.

7. Экономика и управление.


Учебное издание

Г.Ф. Андрейчик, О.Л. Бутенко, А.И. Ганчар, Л.Ю. Герасимович, С.С. Захорошко, Г.С. Рекеть, О.Н. Сухоцкая

Экономическая теория

Методическое пособие

Ст. корректор Ж.И.Бородина

Компьютерная верстка: С.С. Захорошко

Подписано в печать 23.10.2010

Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать Riso. Усл.печ.л. . Уч.-изд.л. 

Тираж экз. Заказ № .

Учреждение образования

«Гродненский государственный аграрный университет»

Л.И. № 02330/0133326 от 29.06.2004.

230008, г. Гродно, ул. Терешковой, 28.

Отпечатано на технике издательско-полиграфического отдела

Учреждения образования «Гродненский государственный

аграрный университет».

230008, г. Гродно, ул. Терешковой, 28.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:31 PM