2. Цена: понятие и функции. Система цен.

 

В основе уровней и соотношений цен, их изменений лежит закон стоимости, вокруг стоимости товара.

Величина цены прямо – пропорционально стоимости товара. Но цена может и не совпадать со стоимостью товара.

Меновая стоимость товара более подвижна во времени и пространстве, так как в цене отражается не только стоимость товара, но и условия обмена их, спрос и предложение, степень государственного регулирования цен, распределение стоимости между производителем и потребителем.

Поэтому  цена выступает в качестве формы проявления стоимости, вследствие этого она может отклоняться от стоимости товара.

Решающим фактором, определяющим отклонение цены от стоимости товара является соотношение между спросом и предложением.

Цена выполняет следующие функции:

1)                            Учетная функция – показывает во что обходится производство продукции.

Ключевой принцип ценообразования – тяготение цены к уровню общественно – необходимых затрат труда (ОНЗТ).

Цена – это постоянно возобновляемое отношение между фактическими затратами труда и общественной потребностью, выражаемой платежеспособным спросом на товар.

Цену используют:

1)                             Для планирования и учета объема продукции,

2)                             Для определения производительности труда,

3)                             Для определения капитальных вложений,

4)                             Для исчисления себестоимости продукции,

5)                 Для определения эффективности производства,

6)                 Для устанавливания пропорций развития отдельных отраслей,

7)                             Цены служат в качестве эталона экономических соизмерений. Они служат для финансового планирования, посредством которого определяют денежные накопления, объем и источники формирования основных и материальных оборотных средств, доходы и расходы.

Учетная функция  цен дает возможность:

                   а) сравнить различные по потребляемой стоимости виды продукции,

                   б) устанавливать определенные пропорции при товарном обмене,

                   в) обеспечивать эквивалентность обмена продуктами труда между отраслями народного хозяйства.

Цены выступают как средство измерения затрат и результатов производственно – коммерческой деятельности предприятий, показателей системы национальных счетов, таких, как валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход и т.д. С помощью цен затраты труда, материально – вещественных факторов производства в различной натуральной форме выражаются в единицах стоимостных показателей.

2)                            Информационная и распределительная.

В форме цен рыночная информация поступает к поставщикам и потребителям которые в процессе обмена увеличивают полезность ресурсов располагаемых обществом.

С информационной функцией цены тесно связано и ее распределительное значение. В процессе реализации товара происходит признание обществом не только конечного результата ценообразования – собственно цен но и их структуры – удельного веса в цене отдельных его частей – себестоимости прибыли валового дохода величины косвенных налогов которые определяют пропорции потребления и накопления динамику развития отраслей.

              3). Стимулирующая

Цены нацеливают предприятия на постоянный поиск резервов снижения материальных и трудовых затрат для увеличения массы прибыли достижения успеха в конкурентной борьбе. Цены стимулируют и потребление если являются выгодными для покупателей.

Стимулирующая функция цены широко используется при централизованном регулировании рынка. Используются государством так называемые целевые цены, в структуре которых обычно повышена доля прибыли. Чем больше эта доля, тем выше заинтересованность предприятий в расширении производства продукции.

Целевые цены устанавливают для:

·                                повышения уровня самообеспеченности продовольствием,

·                                поощрение производителей в выпуске новых высокопроизводительных сельскохозяйственных машин,

·                                разработке передовых технологий,

·                                внедрение в практику новых сортов растений и пород животных,

К целевым можно отнести цены, по которым в последние годы государством закупается зерно.

Система цен на продукцию сельского хозяйства.

            Закупочные цены – по которым сельскохозяйственные товаропроизводители продают свою продукцию государству по госзаказу, а также при осуществлении госзакупок  у населения.

Экономически обоснованные закупочные цены обеспечивают, с одной стороны, рентабельное ведение сельскохозяйственного производства, с другой – возможность государству перераспределять вновь созданную стоимость между отраслями народного хозяйства.

Уровень закупочных цен оказывает влияние на розничные цены.

Закупочные цены должны быть ниже розничных цен, так как они ниже полной стоимости продукции на величину чистого дохода, пе5рераспределяемого в пользу государства.

Сельскохозяйственная продукция, реализуемая сверх госзаказа может продаваться по договорным или рыночным ценам.

Оптовые цены – устанавливают заготовительные организации на продукцию направленную в торговую сеть или в переработку.

Комиссионные цены – реализуется сельскохозяйственная продукция комиссионными магазинами потребкооперации. Это цены зависят от спроса на продукцию и соглашения между поставщиками ее и потребкооперации.

Расчетные цены:

1). Расчетные цены внутрихозяйственной торговли – при реализации продукции внутри предприятия своим работникам (на практике они  чаще ниже убыточности соответствующих видов продукции.

2). Расчетные цены в системе арендных отношений – применяют для оценки продукции и затрат при переводе подразделений на внутрихозяйственный арендный подряд.

3). Расчетные цены в системе межхозяйственных отношений – разновидность договорных цен. Их устанавливают на промежуточной продукции, поставленную одними предприятиями другим. Здесь цены устанавливаются так, чтобы обеспечить заинтересованность сторон.

Розничные цены – это цены по которым населению продают сельскохозяйственную продукцию (продовольственные товары). Они могут быть государственными и розничными ценами рынка.

Государственные розничные цены  устанавливается государством на основные виды продовольственных товаров.

Розничные цены рынка государством не регулируется, а устанавливается под влиянием спроса и предложения на самом рынке.

Сопоставимые цены  - применяемые в планировании и статистике в течении ряда лет для оценки продукции, в целях сравнения ее объемов за разные периоды и исчисления показателей динамики (так называемых индексов физического объема продукции).

Регулируемые – регулируется государством (индекактивные).

Разисные – в качестве исходных при предварительных сделках.

Трансфертные – при расчетах за поставки продукции в рамках транснациональных корпорации закупке продукции под залог.

·                    Свободные - Складываются  под влиянием спроса и предложения. Переход от фиксирования  государственных цен к свободным – либерализация.

·              Монопольная – установленная монополией.

По времени действия:

а) постоянные  (не меняющиеся в течении всего срока действия контракта,

б) текущие (меняющиеся в рамках одного контракта, отражают ситуацию на рынке),

в) сезонные в течении сезона,

г) биржевые – устанавливаемые на бирже,

д) аукционные – устанавливаемые на аукционе,

е) мировые – на мировом рынке.

     1) Отпускная цена (на промышленную продукцию, закупки на сельскохозяйственную продукцию, сметные в строительстве тарифы на транспорте, электроэнергии, ремонтные, медицинские, бани и др.).

2) Розничная цена

3) Регулируемые

4) Свободные

5) Постоянные

6) Скользящие (долгосрочные договоры)

7) Ступенчатые (на продукцию подверженную моральному старению)

8) Сезонные

9) Текущие

10) Сопоставимые

Ценовое регулирование в развитых странах дополняет механизм формирования рыночных цен в зависимости от спроса и предложения. Основную нагрузку по регулированию аграрного рынка несет саморегулирование в рамках экономической и финансовой поддержке государства. Реальность Беларуси такова, что запас экономической свободы в отношении большинства видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки существенно ограничен. Это проявляется как в отношении ценообразования, так и выбора каналов сбыта. Получила распространение практика административного ограничения реализации субъектами хозяйствования продукции не только за пределы республики, но и внутри ее, за пределы административными единицами: районами, областями. Это препятствует конкуренции, развитию специализации, отрицательно влияет на торговлю аграрной продукцией, на сокращение издержек производства.

Административное сдерживание цен дает краткосрочный эффект и не устраняет противоречие в межотраслевом товарообмене.

Задачи рыночного ценообразования:

1)           выравнивание норм прибыли в различных отраслях, ликвидация ценового диспаритета;

2)           рациональное использование имеющихся ресурсов;

3)           доминирование на рынке потребителя, отсутствие дефицита, удовлетворение спроса;

4)                развитие экономики через внедрение НТП, прогрессивные формы организации производства;

5)                формирование национальной и региональной специализации, участие в международном разделении труда;

6)                активизация предпринимательской деятельности, рыночное стимулирование труда в зависимости от достигнутых финансовых результатов.

Таким образом, переход к рыночному ценообразованию является успешнее проведение реформ и в дальнейшем стабилизация производства.

 

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM