I. Упражнения на понимание текста.

ТЕКСТ1. Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда - в красный и синий, оружие - в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краскою. Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. «Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям», – сказал один ученый. Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую – из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть фресками. А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался (темпера, так работали средневековые иконописцы). (М.Гаспаров)

Задание.

Запишите номера правильных утверждений.

1. Греки раскрашивали одежду на статуях в желтый цвет.

2. Для получения зеленой краски пережигали виноградные косточки . 3. Фреска – это роспись по сырой штукатурке.

4. Греки редко писали масляными красками на холсте.

5. Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке.

6. Наше слово мел произошло от названия острова Мелос.

7. На деревянных досках писали темперой.

8. Мы привыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.

9. Греческую скульптуру мы знаем гораздо лучше, чем живопись.

10. Картину проще сохранить, чем статую.

 ТЕКСТ 2. Правительству России трудно было оставаться пассивным свидетелем того, что происходило на Балканском полуострове. Сербы, черногорцы, болгары и другие славяне делали отчаянные попытки освободиться от власти турок; положение покоренных народов было в самом деле трудное, а европейские державы, обязанные по договору 1856 г. защищать интересы христианского населения Турции, бездействовали равнодушно, опасаясь только одного – возможного в будущем влияния русской монархии. Внутри России началось сочувственное славянам движение. 12 апреля 1877 г. Александр II подписал манифест о войне с Турцией. Война была трудная. Приходилось воевать в Азии и в Европе. Одна Плевна стоила нам огромных жертв, но в конце концов она была взята. Русские войска подошли вплотную к Константинополю. На берегу Мраморного моря в местечке Сан-Стефано был подписан турками мир, выгодный для нас, по нему гарантирована была независимость балканских народов. И вот эти успехи и все эти огромные жертвы были тщетными или почти тщетными. Лето и осень провел царь на позициях под Плевной. Не чувствуя себя полководцем, он устранился от руководства армией, и официальные историки расточали ему похвалы за его скромность. Но косвенно его присутствие мешало военным действиям, потому что льстецы и карьеристы пользовались его персоной и действовали из личной выгоды в ущерб делу. Так, например, один из безрассудных штурмов Плевны, напрасно погубивший тысячи русских солдат, был предпринят в угоду царю в день его именин. И все же, несмотря на все ошибки, злоупотребления и преступления, русские солдаты дошли до стен Константинополя. Это вызвало бурю негодования в правящих кругах Англии. В Мраморное море был послан английский флот. Турки под руководством англичан строили в Константинополе новые укрепления, стягивая войска. Наконец опротестованный Англией и Австрией Сан-Стефанский договор пришлось передать на обсуждение Берлинского конгресса. Александр II безоговорочно подчинился его решению. Последствием этой войны было образование тройственного союза – Германии, Австрии и Италии, – направленного против России, недовольство балканских народов, освобожденных нами, но не получивших полного удовлетворения своих притязаний, утрата внутри страны уверенности в моральной силе правительства Александра II. (Г.Чулков)

Задание.

Запишите номера истинных утверждений.

1. Европейские державы обязаны были по договору выступить против Турции в союзе с Россией, но бездействовали.

2. Русские войска взяли Константинополь, но, подчинившись решению Берлинского конгресса, оставили город.

3. Царь лично возглавил армию.

4. Сербы, черногорцы, болгары пытались освободиться от турецкого владычества.

5. Англия и Франция опротестовали Сан-стефанский договор.

6. Балканские народы, освобожденные Россией, снова вернулись под владычество турок.

7. Русским войскам приходилось воевать в Азии и в Европе.

8. Присутствие государя на позициях мешало военным действиям.

9. По договору, подписанному в Сан-Стефано, балканским народам предоставлялась независимость.

10. Плевна была взята русскими войсками одним молниеносным ударом, но ценой тысяч солдатских жизней.

Выберите план, который вы считаете правильным.

I.

1.Причины войны России с Турцией.

2.Трудности и успехи русских войск.

3.Реакция европейских государств на договор, подписанный в Сан-Стефано.

4.Итоги войны.

II.

1.Борьба балканских народов за свободу.

2. Начало войны с турками.

3.Взятие Плевны.

4. Английский флот в Мраморном море.

5. Конец войны.

II. Упражнения на восстановление семантико-синтаксических связей.

Образцы упражнений.

ТЕКСТ 1. Мартышка и попугай ждали слоненка с большим нет...рпением. Наконец они услыш...ли. Слоненок бежит. Слышно было хорошо. Слоненок т...р...пился. Слоненок бежал очень громко.

Задание.

Объедините, где нужно, простые предложения в сложные, в предложение с однородными сказуемыми. Используйте для связи союзы: потому что, и, что.

ТЕКСТ 2.

Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схв...тил Мартина обеими руками за шею. Нильс пот...щил Мартина к воде. Это было нелегкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве. Мать раск...рмила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дот...щил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студеную воду.

Задание.

Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: а, и все-таки, и, и, и.

ТЕКСТ 3.

Лис Смирре был не из тех, кто забывает обиды. Смирре поклялся. Смирре отомстит Нильсу и его крылатым товарищам. Смирре был верен своей клятве. Смирре приходилось несладко. Смирре не ел и не спал. Бока у Смирре ввалились. Рыжий пушистый хвост стал похож на жалкую мочалку. Хвостом Смирре всегда так гордился. Смирре не сдавался. На острове однажды заночевали гуси. Выследив остров, Смирре отправился за подмогой к своим старым друзьям-воронам.

Задание.

Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями он и который; используйте предложение с однородными членами; объедините, где нужно, простые предложения в сложные; употребите для связи союзы: что, и, а, но.

ТЕКСТ 4.

Две самые сильные обезьяны подхв...тили Маугли под мышки. Две обезьяны пон...слись (в)месте (с)ним по вершинам деревьев. (Без)него они могли бы двига...ся вдвое ск...рее. Мальчик своей тяжестью задерживал их. Кружилась у Маугли голова. Он все же насл...ждался бешеной скачкой. М...лькавшая далеко внизу земля пугала его. Сердце зам...рало от каждого страшного рывка и толчка при перелете над провалом с одного дерева на другое. Двое стражей взл...тали (в)месте (с)ним на вершину дерева так высоко. Тонкие ветки тр...щали и гнулись (под)ними. Потом двое стражей с кашлем и уханьем бр...сались в воздух, вперед и вниз. Они пов...сали на соседн...м дереве, ц...пляясь за нижние сучья руками и ногами.

Задание.

Восстановите связи между предложениями, устраните повторы, используйте для связи слова: как ни, и, и, и, но, хотя, а, что. Какими словами названы в этом отрывке главный герой и его похитители?

 III. Упражнения на упорядочение элементов рассуждения.

 

 ТЕКСТ 1.

а) При помощи остр...умных соображений Аристотель док...зал шар...образность Земли. б) Своим авторитетом Аристотель на много веков закр...пил ложное мнение, что Земля – неподвижный центр Вселенной. в) Он утв...рждал, что лунные затмения прои...ходят, когда Луна поп...дает в тень, отбрасываемую Землей. г) Таким путем Аристотель пришел к выводу, что Земля, безусловно, шар...образна и что шар...образны, по-видимому, все небесные тела. д) И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего шар...образную форму. е) На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым.

Задание.

Восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важном научном открытии. Какое предложение здесь лишнее?

ТЕКСТ 2.

I. К сож...лению, не все об...татели лесов и степей жизн...деятельностью своей об...г...щают почвы и пом...гают р...сти травам и деревьям. Доказано, что лоси и олени порт...т молодые сосн...ки, вр...дят осине и другим деревьям. Жирафы в Африке тоже так об...дают акации, что совсем не дают им р...сти... Ни одно ж...вотное в мире не страшно так зеленым травам и деревьям, не и...тр...бляет их с такой быстротой, как маленькая козочка. Гибель лесов, прин...сенных в жертву козьему обж...рству, - одна из самых п...чальных страниц в истори... ц...вилизации... Козы не только нач...сто ун...чтожают зеленые побеги... Стада коз нав...днили Сахару и саванну южнее Сахары, ... В Турци... коз (не)вероятно много – 60 миллионов! Там, где антикозьи законы удалось пров...ти в жизнь со всей строгостью, результаты этих мероприятий с избытком вознагр...дили за потери. Теперь в этих странах вновь зеленеют молодые рощи, а лесные звери и птиц... возвр...щаются в родные края, из которых изгнали их человек и его козы.

II. 1. Примером могут служить Кипр, Венесуэла и Новая Зеландия, где борьба за сохр...нение плодородных земель в...лась под лозунгом: «Даже одна-единственная коза, оставшаяся на свободе, предст...вляет национальную опа...ность» 2. Почти на каждом гектаре по козе! В античное время Малая Азия была цв...тущей страной, ут...павшей в рощах и садах, даже рай земной – сады Эдемские – пом...стили где-то на ее восточных окраинах. Теперь это почти сплошь (полу)пустыня. Козы прод...лжают пож...рать последн...ю зелень. Ежегодно они ун...чтожают в Турци... 350 тысяч гектаров леса. 3. ... и пустыня пошла в наступление: она продвигается сейчас в глубь Африки со скоростью одного километра в год. С саванной отступили звери и птиц..., нас...лявшие ее. 4. ... и в саваннах немало мест, где из сухой земли т...рчат только жалкие кустики акаций, обглоданные жирафами. 5. Многие вр...дят полям, садам, лесам; одни ра...таскивают плоды, и...тр...бляют всходы и молодые побеги, другие вытаптывают луга, подгрызают деревья. 6. Там, где лосей много, ель и береза выт...сняют сосну. 7. ... они буквально грызут землю, чтобы добыть семена трав и других растений, которые могли бы прор...сти в бл...жайший с...зон.

Задание.

Сравните первую и вторую части. В какой из них содержатся тезисы, в какой – доказательства? Соедините обе части в единый связный текст. Для развития и иллюстрации мыслей первой части используйте предложения второй. Для более очевидной связи употребите, где нужно, слова зато, но, пожалуй.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:31 PM