Орфоэпические нормы

Орфоэпия (от греч. orthos — правильный и epos — речь) изучает вопросы правильного литературного произношения. Соблюдение орфоэпических правил — одно из основных условий высокой культуры устной речи. В последние годы заметно повысился интерес говорящих на русском языке к проблемам культуры устной речи: особенностям произношения отдельных звуков и их сочетаний в словах, акцентологическим нормам, т. е. правилам постановки ударения, интонирования и т.п. Знание норм литературного произношения, владение ими становится общественной необходимостью в связи с существенными социально-экономическими изменениями, демократи-зацией жизни в нашей стране, возрастанием значимости уровня культуры ее граждан, в первую очередь, их устной речи. Отступление от норм русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры говорящего и снижает его авторитет, хотя сам говорящий зачастую слышит себя хуже, чем другие, поэтому в недостаточной степени контролирует свое произношение, некритичен в оценке привычного для него произношения. Работа над повышением произносительной культуры предполагает: 1) усвоение правил русского литературного произношения, 2) формирование умения слушать свою речь и речь окружающих, 3) стремление изучать образцовое литературное произноше-ние, 4) желание анализировать свои ошибки и недочеты, сопоставляя свое произноше-ние с образцовым, 5) совершенствование произноситеьной стороны своей речи путем постоянной тренировки 

В зависимости от сферы общения возможно использование одного из стилей произношения: а) полного (рекомендуемого для публичных высказываний: научных докладов и лекций, речей дикторов радио и телевидения); б) неполного (разговорно-просторечного, допустимого лишь в обиходно-бытовом общении, в непринужденной обстановке). Полный стиль произношения характеризуется соблюдением основных орфоэпических требований: умеренной редукцией безударных гласных, ясностью и от-четливостью произношения, правильной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, соответствующим интонированием фраз. Для неполного стиля характерна чрезмерная редукция безударных гласных, приводящая к неотчетливому произношению и даже выпадению звуков и слогов, к упрощению звукосочетаний (праильно вместо правильно, так скать вместо так сказать). Реже используется возвышенно-поэтический стиль произношения, который включает ставшие устарелыми, нетипичными в современной речи нормы произношения, но имеющие большую культурную традицию и используемые в сценической речи, в стихах классической русской поэзии, например, произношение безударного звука [о]: (н[о]ктюрн, с[о]нет, п[о]эт), твердого заднеязычного звука перед окончанием И.п. мужского рода, близкого к [а] и [ы], но более краткого [ъ]: (мяг[къ]й, стро[гъ]й, слад[къ]й). Современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную, развивающуюся и совершенствующуюся систему, включающую нормы произно-шения гласных, согласных звуков и грамматических форм.

Орфоэпические нормы в области согласных

1. Все парные звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными звучат как глухие: год — го[т], нож — но[ш], мороз — моро[с], визг — ви[ск], гроздь — гро[с`т`]ь, загадка — зага[т]ка.

2. Глухие парные согласные перед следующим звонким (кроме [в, в``]) озвончаются (происходит ассимиляция (уподобление) звуков): просьба — про[з`]ба, вокзал — во[г]зал, сгореть — [з]гореть.

3. На месте буквы ч произносится звук [ш]: а) в словах горчи[ш]ник, коне[ш]но, праче[ш]ная, пустя[ш]ный, скворе[ш]ник, ску[ш]но, тряпо[ш]ный, яи[ш]ница; [ш]то, [ш]тобы, ни[ш]то (но: не[ч]то) и др.; б) в женских отчествах, оканчивающихся на -ична (Ильини[ш]на, Кузь-мини[ш]на, Никити[ш]на и т. п.). Примечание. В ряде случаев возможны варианты [ч] и [ш]: було[ч]ная — було[ш]ная, порядо[ч]ный — порядо[ш]ный,, подсве[ч]ник — подсве[ш]ник и др.

4. На месте сочетаний жч, стч, зч, сч произносится мягкий долгий звук [ш``] (=щ): мужчина, перебежчик, грузчик, заказчик, резчик, подписчик, песчаник, счастливый, счастье, счет, счетчик, расчет, считать, расчесывать и др.

5. На месте сочетаний букв жж, зж в корне слова допустимы твердый и мягкий варианты долгого звука — [ж] и [ж`]: жжёт — [ж]ёт, [ж`]ёт, жжение, жужжать, визжать, вожжи, дрожжи. В словах дождик, дождичек произносится [ж`] или [жд`] (до[ж`]ик — до[жд`]ик, до[ж`]ичек — до[жд`]ичек).

6. На стыке морфем а) на месте сочетаний зж, сж на стыке приставки и корня, предлога и следующего слова произносится твердый долгий [ж]: разжечь - ра[ж]ечь, сжать - [ж]ать, из жизни - и[ж]изни, с жадностью - [ж]адностью; б) на месте сочетаний сш, зш произносится долгий твердый [ш]: расшить - ра[ш]ить, низший - ни[ш]ий; в) на месте сочетания тч произносится долгий звук [ч]: отчество - о[ч`]ество; г) на месте сочетаний тц, дц, тс, дс произносятся долгий твердый [ц]: отцы - о[ц`]ы, двадцать - два[ц`]ать, подцепил - по[ц`]епил, детство - де[ц]тво, господство - госпо[ц]тво.

 7. В сочетаниях тв, дв, зв, зд, св, вм возможны твердые и мягкие варианты первого звука перед мягким согласным: че[тв]ерг — че[т`в`]ерг, [тв`]ердый — [т`в`]ердый, [дв`]ерь — [д`в`]ерь, [зв`]ерь -[з`в`]ерь, [св`]ет — [с`в`]ет, [зм`]ея — [з`м`]ея; [ст`]ена — [с`т`]ена, ра[зд`]еть — ра[з`д`]еть, [вм`]есте — [в`м`]есте, зо[нт`]ик — зо[н`т`]ик. Примечание. Губные звуки перед мягкими согласными обычно не смягчаются: су[м]ки, ю[б]ки, кре[п]кий.

8. В сочетаниях нескольких согласных один из них может не произноситься: а) в сочетании стн не произносится [т]: вестник — ве[с`н`]ик, ненастный — не-на[сн]ый, участник — уча[сн]ик, честный — че[сн]ый; б) в сочетании здн не произносится [д]: поздно — по[зн]о, праздник — пра[з`н`]ик, наездник — нае[з`н`]ик; в) в сочетании стл не произносится [т]: счастливый — сча[с`л`]ивый, совестливый — сове[с`л`]ивый. Исключение. [т] сохраняется в словах костлявый, постлать; г) в сочетаниях вств, рдц, лнц не произносятся согласные [в, д, н]: чувство, сердце, солнце; д) в сочетании стск не произносится [т], в результате образуется долгий [с] (или двойной [сс]): туристский — тури[с]кий, расистский — раси[с]кий; в сочетаниях нтск, ндск не произносятся [т] и [д]: гига[нск]ий, голла[нск]ий. Примечание. При скоплении согласных звуков стк, здк, нтк, ндк в некоторых словах не допускается выпадение [т]: же[стк]о, пове[стк]а, пое[стк]а, громо[стк`]ий, лабора[нтк]а, студе[нтк]а.

9. На месте буквы г произносится взрывной согласный [г] (не фрикативный щелевой [], характерный для украинской и южнорусской речи): [г]ород,  [г]од, [г`]ерой); при оглушении на конце слов или ассимиляции произносится [к]: бере[к], сне[к], ко[к]ти, но[к]ти, приля[к]те. Примечания. а) произношение фрикативного [] допустимо в словах: ага, ого, ей-богу, бухгалтер; глухого звука [х] в словах Бог, легкое, легче, мягкая, мягче;       б) возможны варианты в слове [г]осподи — []осподи.

10. В большинстве заимствованных слов перед буквой е произносится мягкий согласный звук: ака[д`]емия, [б`]е[р`]ет, [д`]евиз, [д`]ебаты, [д`]екорации, [д`]е[ф`]екты, ко[ф`]е,, му[з`]ей, [т`]ермин, ши[н`]ель, фа[н`]ера. Исключения: а) с твердым согласным перед е произносятся слова: анти[т]еза, а[т]еист, [т]езис, биз[н]ес, гро[т]еск, вун[д]еркинд, [т]ембр, [т]емп, [т]ен[д]енция, ин[т]ервал, ин[т]ернат, компью[т]ер, резю[м]е, [р]ейтинг, ти[р]е,    [т]ен[д]ер, ку[п]е, эс[т]етика и др.; б) возможно произношение мягкого и твердого согласного перед е в приставке де- (дез-) и в первой части слож-ных слов нео-: девальвация, демилитаризация, дестабилизация, деформация, дезинформация, дезодорант, дезорганизация, неореализм, неофашизм, а также в словах: [с]ессия - [с`]ессия, [д]екан - [д`]екан, ба[с]ейн - ба[с`]ейн, к[р]едо - к[р`]едо, конг[р]есс - конг[р`]есс, бу[т]ерброд - бу[т`]ерброд, Берта, Крамер и др. Но твердо произносятся согласные в именах: Белла, Бизе, Вольтер, Доде, Жорес, Кармен, Мери, Роден, Флобер, Шопен, Картер; в) в заимствованных словах с двумя и более е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость: [г`]е[н]езис, [р]е[л`]е, [г`]е[н]етика, ка[ф`]е[т]ерий, [п`]енс[н]е, [р`]ено[м]е, [с`]ек[р`]е[т]ер.

11. Твердый [ш] произносится в словах парашют, брошюра, мягкий [ж] - в словах жюри, Жюльен.

12. Следует обратить внимание на произношение слов, в которых в разговор-ной речи возможны искажения (выпадение или ненужное прибавление гласного, согласного звука): благословение, вдохновение, дерматин, дикобраз, идентификация, инициалы, интриган, интриганка, интриганство, инцидент, компрометация, конкурентоспособность, констатация, конъюнктура, перспективный, пертурбация, преце-дент, скрупулезный, стипендиат, эскорт, юрисконсульт. 

Орфоэпические нормы в области гласных

Основной особенностью русского литературного произношения в области гласных является их разное звучание в ударном и безударном слогах. В безударных слогах гласные подвергаются редукции - ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания: количественной (уменьшению долготы и силы звука при сохранении характерного тембра) - звуки [и, ы, у] и качественной (изменению качества звука, его тембра) – звуки [а, о, э]. Меньшей редукции подвергаются гласные в первом предударном слоге, большей — во всех остальных слогах:

1. На месте о и а после твердых согласных, в том числе ж, ш и ц, произносится ослабленный звук а-[]: []кно, ш[]лаш; перед мягкими согласными - звук [ы] с призвуком [э] — [ыэ]: пож[ыэ]лей, плош[ыэ]де`й, двадц[ыэ]ти. Исключение. Безударный звук [о] произносится в союзах но и что и допускается в некоторых иноязычных словах в книжной речи:      адажи[о], б[о]а, б[о]монд, кака[о], ради[о]. Примечание. Факультативно произношение безударного [о] в словах: сонет, поэт, вето, кредо, фойе и др., а также в иноязычных именах собственных: Вольтер, Флобер, Золя, Шопен.

2. На месте буквы е после твердых ж, ш, ц произносится звук [ы] с призвуком [э] — [ыэ]: ж[ыэ]рдей, ш[ыэ]стнадцать, поц[ыэ]луй.

3. После мягких согласных на месте букв е, я, а также после мягких шипящих ч и щ на месте а произносится ослабленный звук [и] с призвуком [э] — [иэ]: р[иэ]ка, п[иэ]так, ч[иэ]рует, щ[иэ]ка.

4. На месте е, я в начале слова, после гласного и после разделительных твёрдого и мягкого знаков (ъ и ь) произносится звук [иэ] в со-четании с предшествующим [й]: [йиэ]ловый, [йиэ]йцо, по[йиэ]дим, объ[йиэ]вил.

5. На месте а и о после твердых согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, произносится редуцированный, средний по звучанию между звуками [а] и [ы], очень короткий звук, обозначаемый условно [ъ] (ер): п[ъ]ложи, мол[ъ]д[ъ]сть. 6. В абсо-лютном начале слова на месте букв а, о произносится ослабленный звук [а] — []: []кно, ]втобус, []бщежитие.

7. После мягких согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а/я и е произносится редуцированный, средний по звучанию между [и] и [э], краткий звук, обозначаемый [ь] (ерь): п[ь]тачок, выб[ь]ру, ч[ь]совой.

8. Гласный и в начале корня после приставки или предлога на твердый со-гласный произносится как звук [ы]: пред[ы]стория, с [ы]нжинером.

9. В ряде заимствованных слов в безударной позиции произносится звук [э] после гласных и в начале слова: дуэлянт, поэтичный, эволюция, экономика, эксперимент, энциклопедия и др.

10. Следует запомнить слова, произносимые а) со звуком [э] на месте буквы е: афера, бесхребетный, блеф, бытие, гололедица, головешка, гренадер, житие, иноплеменный, небытие, недоуменный, опека, преемник, современный, бесхребетный, одновременный, отвергший, ячменный и др., б) со звуком [о] (на месте буквы ё): безнадёжный, гравёр, издёвка, ксёндз, манёвры, наёмник, осуждённый, внесённый, переведённый, приведённый, осётр, побасёнка, полёгший, привёзший, принёсший, белёсый, блёклый, одноимённый, платёжеспособный, испёкшийся, ремённый, тёша, шёрстка, щёлкать и др. Примечание. Допустимо различное произношение в зависимости от различного значения в некоторых парах слов: желчь - жёлчь, совершенное - совершённое и др. 1

Особенности произношения некоторых грамматических форм

1. В окончаниях родительного падежа мужского и среднего рода прилагательных, местоимений -ого/-его на месте буквы г произносится звук [в]: сильного, первого, моего, а также в словах сегодня, итого.

2. Прилагательное междугородный произносится с твёрдой основой и окончанием -ый (не: междугородний).

3. В литературной речи следует избегать стяжённых разговорных форм произношения числительных, например: тысяча (не тыща), пятьдесят (не пейсят), шестьдесят (не шейсят) и т.п.

4. Числи-тельные семь, восемь произносятся с мягким конечным согласным. 5. Следует запом-нить произношение форм сложных слов с первой частью — числительным два: в одних произносится дву-, в других — двух-, третьи допускают две формы произношения: дву- и двух-: а) двуглавый, двугорбый, двугривенный, двудольный, двуединый, двукратный, двуличный, двуногий, двусмысленность, двустишие, двусмысленность, двуязычие; б) дву/двухголосный, дву/двухжильный, дву/двухзначный, дву/двухсложный, дву/двухспальный, дву/двухсторонний, дву/двухцветный; в) двухбалльный, двухвалент-ный, двухведерный, двухгодичный, двухгодовалый, двухдневный, двухкассетный, двухквартирный, двухлетие, двухместный, двухслойный, двухтомник.

6. В глаголах с –ся в неопределенной форме и в 3-м лице ед. и мн. числа на стыке суффикса или окончания с –ся произносится [ц]: встретиться, встретится, прощаться, прощаются; а в форме прош. времени в –ся — мягкий [с`]: встретился, прощался и твердый [с] в соответствии со старой нормой.

7. Следует запомнить произношение некоторых глагольных форм, в которых ошибочно могут произноситься лишние звуки: брезгать, будущий, сведущий, заведующий, констатировать, меблировать, сведущий, скомпрометировать, насмехаться, поскользнуться.

8. Обратите внимание на произношение отдель-ных глагольных форм: нагибать (не нагинать); заплаченный, оплаченный, уплаченный (не: заплоченный, оплоченный, уплоченный).

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:31 PM