3. Международная миграция рабочей силы.

В условиях возрастания интернационализации общественной жизни все более значительное место в развитии общества занимает международная миграция населения в целом и трудовых ресурсов, в частности. Сформировался международный рынок рабочей силы (МРРС), которой характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы. Основой формирования МРРС послужили процессы международной трудовой миграции. Международная миграция трудовых ресурсов (рабочей силы) - это перемещение людских ресурсов через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему. Для выделения потоков мигрантов, направляющихся из данной страны, применяется термин «эмиграция», для потоков в страну - «иммиграция». Существует специфическая форма международной миграции – реэмиграция, т.е. возвращение на родину ранее эмигрировавшего населения.

Международная миграция рабочей силы - явление вполне закономерное. Обуславливают этот процесс в основном экономические факторы. В их числе: различия в уровне экономического развития отдельных стран; неодинаковый уровень заработной платы; международное движение капитала и функционирование международных корпораций; существование хронической, относительно высокой безработицы, особенно в развивающихся странах. К числу неэкономических факторов можно отнести: гуманитарные, культурные, экологические, психологические, правовые, семейные, политические, религиозные.

Выделим основные виды межгосударственных миграций: этническая миграция, которая состоит из двух потоков - консолидирующего, т.е. возвращение лиц на свою историческую родину, и дисперсного, т.е. создание территориальных ареалов размещения диаспоры данной национальности за рубежами исторической родины; трудовая миграция различных типов, она, в свою очередь делится по форме трудового соглашения на индивидуальную и коллективную; переселенческая, которая включает различные виды вынужденных мигрантов (потоки беженцев, в том числе вследствие военных конфликтов, а также по политическим и религиозным мотивам); межгосударственная торговая миграция, т.е. так называемая “челночная”, бизнес-миграция. По степени законности миграция бывает: легальная – происходит без нарушения международного и национального законодательства; нелегальная – рабочая сила мигрирует незаконно, неофициально. По типу статуса в принимающей стране: ассимиляционная – с последующим предоставлением вида на жительство, а затем гражданства/подданства; неассимиляционная – без предоставления вида на жительство. По продолжительности времени: безвозвратная – рабочая сила не возвращается обратно в страну; временная – на определённый срок; сезонная – связана с ежегодными поездками на заработки, к примеру, в период сбора урожая; маятниковая – предусматривает ежедневные поездки к месту работы за пределы своей страны (особенно распространена в ЕС). По направлениям миграции рабочей силы: из развивающихся стран в развитые страны; между развитыми странами; между развивающимися странами; из постсоциалистических стран в развитые страны; миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся страны, и наоборот.

Общая численность мигрантов поддаётся лишь весьма приблизительным оценкам. По оценкам экспертов, на начало 21-го века общее количество мигрантов и их семей превысило 150 млн. человек. С учётом нелегальной миграции, которая вообще не поддаётся оценкам, их число можно увеличить в 2-3 раза. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей мере – служащие. Интенсивность миграционных процессов особенно возросла в конце 20-го века.

В МХ можно выделить отдельные географические регионы, которые являются местами массового скопления иностранных работников. В настоящее время насчитывается 7 мировых центров притяжения рабочей силы: Северная Америка, Западная Европа, страны Ближнего Востока, Австралия, Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Латинской Америки, Северная Африка + ЮАР. Крупнейшими странами, принимающими рабочую силу, являются США, Канада, Австралия, Кувейт, Саудовская Аравия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Израиль, Германия, Франция. Среди стран эмиграции выделяются Россия, Италия, Испания, Португалия, Китай.

Международная миграция рабочей силы имеет существенные социально-экономические последствия как для стран, принимающих рабочую силу, так и для стран, отдающих её. Для стран эмиграции позитивные последствия следующие: эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, смягчает безработицу и её социально-экономические последствия; из-за границы в страну возвращаются более квалифицированные и обученные работники; получение дополнительных доходов от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов, а при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения. Это в конечном итоге способствует росту благосостояния работников и их семей. Негативные последствия: страна теряет часть своих трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов; происходит «утечка умов» в связи с массовым отъездом наиболее образованных, квалифицированных кадров. Нередко этот процесс является безвозвратным, поэтому ослабляется интеллектуальный потенциал страны. Для стран иммиграции положительные последствия следующие: мигранты повышают конкурентоспособность товаров вследствие снижения издержек производства, так цена на рабочую силу иностранцев ниже, чем цена на национальную рабочую силу; в трудоемких отраслях и тех видах производства, которые не пользуются спросом у местного населения, мигранты заполняют нишу и обеспечивают нормальный, непрерывный процесс воспроизводства; достигается существенная экономия средств и времени на подготовке кадров; иммигранты расширяют ёмкость внутреннего рынка; иммиграция способствует омоложению нации, т.к. мигрирует, как правило, самая мобильная и активная часть населения. Негативные последствия: ухудшается ситуация на рынке труда; в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест снижается цена на национальную рабочую силу; могут возникать конфликты между местным населением и мигрантами; на государство ложится бремя по выплате пособий, социальной помощи мигрантам. Таким образом, наличие ряда противоречивых последствий для обеих сторон приводит к необходимости регулирования миграционных процессов.

Государственная миграционная политика – это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из неё. Государственная миграционная политика подразделяет­ ся на два типа: эмиграционную и иммиграционную.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиг­рационный климат, а также прямые методы, нацелен­ные на регулирование объемов и структуры эмиграци­онных потоков. Косвенные методы включают: валютную и банковскую политику поощрения ва­лютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам; продажу рабочим-мигрантам цен­ных бумаг, не облагаемых налогами; таможенную политику, предусматривающую тамо­женные льготы для возвращающихся трудящихся-эмиг­рантов; специальные эмиграционные программы, допол­нительно принимаемые в ряде стран. Прямые методы: требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам; экспансионную политику, направленную на завое­вание рабочих мест на рынках зарубежных стран; структурную политику, основными элементами которой выступают лимитирование выдачи за­граничных паспортов; запрет; установление сро­ков обязательной работы в стране после завершения об­разования за государственный счет.

Иммиграционная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда. Иммиграционная политика формируется из следующих инструментов: качественные требования к иностранной рабочей силе (наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности); возрастной ценз; состояние здоровья; ограничения личностного характера (так называе­мая социальная чистка); прямое квотирование импорта рабочей силы; финансовые ограничители; временные ограничители; запреты в явной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено, и кос­венной форме, когда определяется перечень приоритет­ных профессий для въезда; национально-географические приоритеты; система санкций, действующих в отношении не­законно трудящихся-мигрантов, лиц, занятых незакон­ным импортом рабочей силы, работодателей, незаконно использующих трудящихся-мигрантов; программы репатриации, призванные стимулиро­вать отток трудящихся-мигрантов.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регу­ лированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от внутриэкономического положения данной страны.

На международном уровне создано несколько организа­ ций, работа которых направлена на упорядочение про­цессов миграции. Международная организация труда (МОТ). Была соз­ дана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. В структуру МОТ входят: Международная конференция труда — высший ор­ган МОТ, выполняющий законодательные функции; Административный совет — руководит работой раз­личных комитетов и комиссий при МОТ; Международное бюро труда - информационный и консультативный орган. Одной из важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и усло­ вия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социаль­ное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.

Международная организация по миграции ( MOM ). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были рас­ширены, и с 1989 г. она была переименована. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосроч­ных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации ми­грации, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления эксперт­ных услуг и т. д. В настоящее время МОМ является межправительственной организацией, которая объединяет около 60 стран-членов и более 40 стран-наблюдателей. За время своего существования организация оказала помощь 8 млн. мигрантов через гуманитарные, чрезвычайные и другие программы.

Республика Беларусь входит в МОМ с 1994 года в качестве наблюдателя, в декабре 1996 года было открыто Минское бюро МОМ. Основные направления деятельности Международной организации по миграции в Беларуси это взаимодействие с правительственными органами, оказание содействия в формировании государственной миграционной политики и в укреплении соответствующих государственных структур. МОМ оказывает определенное техническое и консультативное содействие Государственному комитету погранвойск, Комитету по миграции, предоставляет помощь в подготовке кадров, организует семинары по вопросам нелегальной и трудовой миграции. Минское бюро МОМ оказывает прямое содействие, осуществляя гуманитарную программу репатриации "застрявших" в республике нелегальных мигрантов и бывших студентов.

Управление Верховного комиссара по делам бежен­цев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений и, в пер­вую очередь, репатриации. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятель­ность национальных иммиграционных управлений. В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.

Активные миграционные процессы происходят во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь. Это связано с наличием родственных связей между гражданами разных государств, развитием международного рынка труда, различным экономическим положением стран, другими социальными и политическими причинами. Кроме данных факторов на территории Республики Беларусь миграционные процессы обусловлены произошедшими в последние десятилетия политическими и социально-экономическими изменениями, связанными, в первую очередь, с распадом СССР и получением Беларусью статуса независимого государства. Географическое положение страны в центре Европы, стабильная политическая и экономическая ситуация в РБ привлекает мигрантов, в особенности из стран СНГ и государств Балтии. С целью защиты национальной безопасности, а также упорядочения миграционных потоков в республике разработано и действует миграционное законодательство. Вместе с тем имеется необходимость в разработке дополнительных мероприятий, направленных на интеграцию и социальную адаптацию мигрантов, развитие временной трудовой миграции, решение демографических проблем, актуальных для республики.

В целях повышения эффективности управления миграционными процессами на территории РБ подготовлена Государственная миграционная программа на 2006-2010гг. Государственная программа сформирована исходя из приоритетных направлений регулирования миграционных процессов в РБ, которыми являются:

1) использование миграционного потенциала стран СНГ в интересах социально-экономического и демографического развития;

2) содействие интеграции и адаптации мигрантов;

3) создание условий для снижения эмиграционного оттока научно-технических, творческих кадров, молодых специалистов из страны;

4) развитие временной трудовой миграции граждан РБ в развитые страны как средства повышения их квалификации, стабилизации внутреннего рынка труда и роста инвестиций в экономику;

5) участие в международном сотрудничестве по вопросам вынужденной, незаконной и других видов миграции.

4. Платежный баланс и его структура. Тенденции развития МЭО в ХХ I веке и перспективы участия РБ в МЭО.

Платежный баланс является сводным документом итогов внешнеэкономической деятельности страны. Он является основным источ­ником информации о взаимодействии важнейших мак­роэкономических показателей как внутри страны, так и на международном уровне. Платежный баланс выражает количественное и качест­венное выражение объема, структуры и характера внеш­неэкономических операций государства, величину валютных доходов, полученных из-за границы, отражает объём выплат иностранным партнёрам, выявляет величину золотовалютных резервов Центрального банка. Анализ состояния платёжного баланса и его статей позволяет прогнозировать будущие экономические события, определиться в направлениях экономической политики. Поэтому состояние платёжного баланса тщательно изучается. Платежный баланс – сводный балансовый счет, бухгалтерская запись валютных поступлений в страну и их отток, он отражает также валютные обязательства страны перед иностранными партнёрами и обязательства её партнёров. Последняя задача осуществляется с помощью системы двойной записи. Её принцип заключается в том, что одна и та же операция должна быть представлена двумя записями, имеющими одинаковое стоимостное выражение. В одной фиксируется изменение стоимости товарной массы в результате сделки, в другой – изменение в величине располагаемых финансовых активов. Таким образом, одна и та сделка должна регистрироваться дважды, но с различными записями.

Операции, которые включаются в баланс: кредитовые – сделки, приносящие иностранную валюту в страну (например, экс­портные сделки, приток иностранного капитала из-за границы); дебетовые – все разновидности сделок, связанные с расходованием иностранной валюты. В платёжном балансе валютные поступления записываются со знаком «+» и попадают в графу «кредит». Трата валюты записывается со знаком «–» и попадает в графу «дебет». С бухгалтерской точки зрения платежный баланс все­гда находится в равновесии. Но по его основным разде­лам либо имеет место активное сальдо, если поступления превышают платежи, либо пассивное – если платежи пре­вышают поступления валюты.

Структура платёжного баланса содержит три компонента:

1) баланс текущих операций;

2) баланс финансовых операций с капиталом;

3) резервные активы.

Баланс текущих операций состоит из торгового баланса; баланса услуг; текущих трансфертов. Показатели внешней торговли тради­ционно занимают важное место в платежном балансе. Экономиче­ское значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее поло­жения в мировом хозяйстве, характера ее связей с парт­нерами и обшей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического раз­вития, активный торговый баланс необходим как источ­ник валютных средств для оплаты международных обяза­тельств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран ак­ тивное сальдо торгового баланса используется для созда­ния второй экономики за рубежом. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций страны. Баланс услуг включает платежи и поступления по: транс­ портным перевозкам; страхованию; электронной, теле­космической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи; международному туризму; обмену научно-техническим и производственным опытом; экс­пертным услугам; содержанию дипломатических, торго­вых и иных представительств за границей; передаче ин­формации; культурным и научным обменам; различным комиссионным сборам; рекламе; ярмаркам и т. д. Текущие трансферты - это все трансферты, при которых полученная валюта используется исключительно как платёжное средство. Они отражают одностороннее движение средств на безвозмездной основе. Текущие трансферты включают: государственные операции – субсидии другим стра­ нам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации; частные операции – переводы иностранных рабо­чих, специалистов, родственников на родину.

Баланс финансовых операций с капиталом отражает все сделки с активами. Баланс движения капиталов показывает инвестиционную позицию страны. Если поступления от движения капитала превышают размер их оттока, то позиции страны считаются сильными. Страну в этом случае рассматривают как чистого кредитора. Если долгов больше, чем поступлений, то страна рассматривается как чистый должник. Баланс движения капиталов состоит из счёта операций с капиталом и финансового счёта.

Счёт операций с капиталом включает: капитальные трансферты, связанные с передачей в собственность права на основной капитал или аннулирование долга кредитором; непроизводственные нефинансовые активы (оплата недвижимости, патентов, торговых знаков и др.).

Финансовый счёт охватывает операции, сопровождающиеся сменой собственности на зарубежные финансовые активы и внешние обязательства страны. Этот счёт отражает реальный (а не потенциальный) международный инвестиционный процесс. Он включает: прямые иностранные инвестиции (вложения в основной капитал и реинвестирование прибыли) и портфельные иностранные инвестиции (вложения в иностранные ценные бумаги, такие инвестиции не связаны с управлением предприятием); ссуды и займы (краткосрочные финансовые отношения отечественных предпринимателей и частных лиц с внешним миром, иностранные трансакции кредитных институтов и краткосрочные кредиты, выданные в качестве поддержки развития); движение депозитов (отражает прирост валютных средств в результате перевода своих счетов иностранными гражданами).

Резервные активы представляют запасы: иностранной валюты Центрального банка; высоколиквидных активов страны и, прежде всего, её золотой запас. Международная статистика включает резервы в состав финансового счёта платёжного баланса. В аналитических целях резервные активы выделяют в самостоятельный раздел. Резервные активы показывают возможности государства по защите его национальных интересов на международном валютном рынке. Защитная функция резервов используется при уравновешивании платёжного баланса. Резервы тем самым защищают страну от дефицита платёжного баланса. Они уводят страну от обвала национальной валюты, угрозы гиперинфляции, отлучения от международных кредитов. При пассивном платёжном балансе для защиты национальной валюты от обесценивания центральный банк продаёт часть своих золотовалютных резервов. В обмен центральный банк получает недостающую стране иностранную валюту. При активном платёжном балансе центробанк, наоборот, закупает иностранную валюту, пополняя свои резервы. Центробанк стремится обезопасить себя валютным резервом и поддержать его на достаточном уровне, поэтому он проводит прямой финансовый контроль статей платёжного баланса.

Классификация статей платежного баланса по методи­ ке МВФ:

A. Текущие операции: товары; услуги; доходы от ин­вестиций; прочие услуги и доходы; частные и официальные односторонние переводы.

B. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капи­тал; прямые инвестиции; портфельные инвестиции; про­чий долгосрочный капитал.

C. Краткосрочный капитал.

D. Ошибки и пропуски.

E. Компенсирующие статьи; переоценка золотовалют­ных резервов, распределение и использование СДР.

F. Чрезвычайное финансирование

G. Обязательства, образующие валютные резервы ино­ странных официальных органов.

H. Итоговое изменение резервов; СДР; резервная по­зиция в МВФ; иностранная валюта; прочие требования; кредиты МВФ.

Принятая МВФ система классификации статей пла­тежного баланса используется странами-членами Фонда как основа национальных методов клас­сификации. Государство вырабатывает разнооб­разные способы воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние в целом. К ним можно отнести: прямой контроль, дефляцию, изменения валютного курса, изменение учётной ставки Центрального банка, диверсификацию валютных резервов.

Продвижение РБ по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения её связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей материального производства и сферы услуг на внешний рынок и существенной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта. Основным республиканским органом государственного управления, осуществляющим ВЭД, является министерство иностранных дел.

Во времена СССР Беларусь выделялась из всех союзных республик, она была в числе лучших по показателям социально-экономического развития. Занимая в составе СССР 0,9% территории, имея 3,5% населения Союза, 3,5% производственных фондов, Беларусь производила 4% ВНП СССР, 4,5% продукции советской промышленности и 5,5% сельскохозяйственной продукции. После распада СССР Беларусь резко снизила показатели и окунулась в массу проблем – рост инфляции, безработицы, падение уровня жизни и т.д. На протяжении многих десятилетий место Республики Беларусь в международном разделении труда было обусловлено спецификой сложившейся структуры национальной экономики, которая сформировалась в период существования СССР, когда экономика была закрытой системой, что сопровождалось технологической отсталостью промышленного комплекса, ориентацией на потребности внутреннего рынка.

РБ специализируется на машиностроении и металлообработке, химической, деревообрабатывающей, лёгкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Наша страна входит в мировую десятку по производству ржи (4 место), калийных удобрений (4 место), минеральных удобрений (7 место), тракторов (7 место), картофеля (8 место).

Наиболее развитой формой ВЭД РБ является международная торговля. После распада СССР произошли серьёзные изменения в торговле РБ, её географической и товарной структуре. Беларусь торгует со 170 странами мира, но основными торговыми партнёрами являются Россия – 60% от всего объёма товарооборота, Украина – 7%. Из стран вне СНГ – Германия – 5%, Польша – 2,5%, Литва – 2%, США – 1,5%. Основу белорусского экспорта составляют калийные удобрения, химические волокна и нити, тракторы и грузовые автомобили, льноволокно, лесоматериалы, бытовая техника. В импорте Беларуси преобладают нефть, природный газ, электроэнергия, чёрные металлы, зерно, растительные масла, сахар. Важной составной частью внешнеторговой политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг, создание наукоёмких производств, формирование благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций.

Беларусь является активной сторонницей восстановления хозяйственных связей и углубления интеграционных процессов в рамках СНГ. Наиболее тесными являются экономические отношения между Россией и Беларусью. Ориентация Беларуси на более тесные связи с Россией предопределила и необходимость тесного научно-производственного сотрудничества в этом направлении. Обеими странами разработаны государственные программы создания единого научно-технического пространства, ведётся работа по созданию единой патентной системы. Восстанавливаются и производственные кооперативные связи. Белорусские тракторы, автомобили, автобусы, троллейбусы, станки – это продукт совместного белорусско-российского производства. Создаются межгосударственные финансово-промышленные группы в области электроники, транспортного машиностроения, производства нефтехимической продукции, производства и переработки продукции сельского хозяйства («БелРусАвто», «Формаш», «Интерагроинвест»). По объёму прямых зарубежных инвестиций Беларусь находится в последней тройке среди стран с переходной экономикой. Основными странами-инвесторами выступают Нидерланды, Германия, США, Польша. Наибольший объём инвестиций приходится на промышленность – 65%, на торговлю – 16%, на сельское хозяйство – 1%. Внешняя миграция в Беларусь не является масштабным явлением. В целом для нашей страны характерны небольшие объёмы регистрируемой трудовой иммиграции, носящей в основном этнический характер. Наблюдается тенденция сокращения числа иммигрантов и роста числа эмигрантов. В основном (в 95% случаев) белорусы привлекаются за рубежом на работу, связанную с применением преимущественно физического труда. Традиционно государствами, куда эмигрируют белорусские граждане, являются Израиль, США, Канада, Германия, Польша, Россия и др.

Углубление интеграции РБ в мировое сообщество является стратегической задачей. Основная цель внешнеэкономической политики Беларуси – эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации НТП, динамичного развития экономики и социальной сферы. Важнейшими задачами на ближайший период являются:

– приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами;

– совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективности использования иностранных инвестиций;

– снижение ресурсо-, энерго- и материалоёмкости продукции на основе использования современных технических идей и решений;

– принятие системы сертификации и качества экспортной продукции;

– повышение уровня информированности национальных производителей об изменениях мировой конъюнктуры;

– рационализация импортных закупок и развитие импортозамещающих экологически чистых производств.

Эффективная интеграция Беларуси в мировую экономику невозможна без участия в различных международных экономических организациях. Основными задачами сотрудничества с международными экономическими организациями являются следующие:

1) наращивание позитивного восприятия Беларуси как полноправного и активного участника процесса международного сотрудничества;

2) укрепление доверия к республике как к перспективному партнёру;

3) обеспечение национальной безопасности посредством участия в многосторонних соглашениях и форумах;

4) использование потенциала и возможностей международных организаций для решения проблем переходного этапа;

5) активизация сотрудничества в целях расширения объёмов финансовой и технической помощи Республике Беларусь;

6) формирование условий для реализации государственной политики;

7) интеграция РБ в мировое экономическое пространство.

В настоящее время Республика Беларусь является членом 60 международных организаций. В стране функционирует чёткий и эффективный механизм координации многостороннего международного сотрудничества, особенно что касается выполнения финансовых обязательств перед организациями. Практическая отдача от участия Беларуси может носить различный характер, однако в целом сотрудничество в целом выгодно нашему государству.

Особую актуальность на этапе вхождения Беларуси в мировое хозяйство является её вхождение во Всемирную Торговую Организацию. Продолжение процесса вступления страны в ВТО предопределяет необходимость совершенствования нормативно-правовой базы внешней торговли в направлении либерализации в соответствии с нормами и правилами этой организации (сокращение объёмов квотирования и лицензирования экспорта, отмена экспортных пошлин и замена их внутренними налогами, ослабление внешнеторгового режима, сокращение субсидирования импорта, совершенствование мер нетарифного регулирования и т.д.).

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:31 PM