1. Сущность, функции и задачи социальной политики государства.

Социальная политика пронизывает все уровни общественной и экономической деятельности. Так, вполне можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. о социальной политике фирмы, корпорации. Здесь также выделяется деятельность различных (в том числе и благотворительных) организаций. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика.

Основные принципы социальной политики белорусского государства

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в: гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности; гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие; гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека; гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование; гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

- инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

- многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

Таблица – 2.8.1.1 Основные социально-экономические показатели за 2005-2010 годы1)

2005

2006

2007

2008

2009

20102)

Численность населения (на конец года), тыс. человек

9751

9714

9690

95143)

95003)

94813)

Естественный прирост, убыль (-) населения:

тыс. человек

-51,4

-41,7

-29,4

-26,0

-25,8

-29,2

на 1000 населения, человек

-5,2

-4,3

-3,0

-2,7

-2,7

-3,1

Среднегодовая численность занятых в экономике4),
тыс. человек

4414,1

4470,2

4518,3

4610,5

4643,9

4653,4

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты
(на конец года), тыс. человек

67,9

52,0

44,1

37,3

40,3

33,1

в процентах к экономически активному населению

1,5

1,1

1,0

0,8

0,9

0,7

Денежные доходы населения, млрд. руб.

38622

48685

58670

75305

87401

108550

Реальные денежные доходы населения,
в процентах к предыдущему году

118,4

117,8

113,2

111,8

102,7

115,2

Номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата работников, тыс. руб.

463,7

582,2

694,0

868,2

981,6

1238,05)

Реальная заработная плата,
в процентах к предыдущему году

120,9

117,3

110,0

109,0

100,1

114,95)

Средний размер назначенной пенсии (на конец года),
тыс. руб.

211,0

277,6

328,2

389,4

429,5

584,7

Реальный размер назначенной пенсии (на конец года),
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

113,2

123,4

105,4

104,7

100,2

123,9

Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

65067

79267

97165

129791

137442

162964

в процентах к предыдущему году

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,6

Объем промышленного производства

млрд. руб.

62545

77267

95515

130830

127316

161934

в процентах к предыдущему году6)

110,5

111,4

108,7

111,5

98,0

111,3

Производство потребительских товаров

млрд. руб.

16155

19241

22964

29298

32747

35722

в процентах к предыдущему году

111,2

111,5

108,7

113,2

100,5

113,1

Продукция сельского хозяйства

млрд. руб.

12826

15544

18102

25052

26595

30788

в процентах к предыдущему году7)

101,7

106,0

104,4

108,6

101,3

102,0

Инвестиции в основной капитал

млрд. руб.

15096

20374

26053

37202

43378

54218

в процентах к предыдущему году

120,0

132,2

116,2

123,5

104,7

116,9

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2

3785

4087

4661

5092

5717

6700

Розничный товарооборот

млрд. руб.

25230

31062

38168

50651

54736

69732

в процентах к предыдущему году

120,0

117,4

114,8

119,2

103,2

117,1

Платные услуги населению

млрд. руб.

6776

8307

9988

12608

14223

15691

в процентах к предыдущему году

115,3

111,2

111,5

113,9

102,8

111,5

Индекс потребительских цен
(декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

108,0

106,6

112,1

113,3

110,1

109,9

Индекс цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

110,0

109,0

116,8

116,4

111,1

119,3

_________________________________________

1) Стоимостные показатели приведены в фактически действовавших ценах, индексы – в сопоставимых ценах.

2) Предварительные данные.

3) По данным текущего учета с учетом итогов переписи населения 2009 года.

4) В численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной. Данные приведены с учетом итогов переписи населения 2009 года.

5) Данные приведены без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности.

6) С 2006 г. индекс промышленного производства рассчитан на основе динамики производства товаров-представителей (в натуральном или стоимостном выражении).

7) Данные приведены в среднегодовых ценах реализации предыдущего года.

Источник – Основные принципы социальной политики белорусского государства // Государство для народа: официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press10686.html. – Дата доступа: 03.05.2011 г.

Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами, исходя из сложившихся потребностей. Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего времени, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.

Потребительская корзина и минимальный бюджет. Стандартом является «потребительская корзина», включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.

Прожиточный минимум – это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за «чертой бедности». Эта черта определяется как 60% среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.

Качество жизни. К основным показателям качества жизни относятся: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровье и физическое развитие населения и др.

Создание системы социальной защиты является одной из основных функций социальной политики. Система социальной защиты представляет собой совокупность мер, направленных на выполнение этих обязательств. К мерам социальной защиты отдельных групп населения принадлежат: обеспечение социальной помощи бедным или малоимущим слоям населения, целевые, или адресные выплаты из фондов общественного потребления. Меры по социальной защите населения могут иметь активную и пассивную форму. Примером активной формы могут служить – подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест. Пассивные формы сводятся в основном к выплате соответствующих пособий и дотаций.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:31 PM