1. Совокупное потребление, совокупное сбережение, их функции.

Располагаемый доход (РД) – оставшаяся часть личного дохода после уплаты налогов. Располагаемый доход используется на потребление (С) и сбережение (S). Располагаемый доход, потребление и сбережение взаимосвязаны, что можно выразить формулами: РД=С+S, где С=РД-S, S=РД-С.

Чем больше располагаемый доход, тем больше потребление и сбережение. При малом располагаемом доходе сбережения могут быть нулевыми, или отрицательными, когда потребление больше располагаемого дохода (жизнь в долг). Минимальный уровень потребления существует всегда. Потребительские расходы включают: продукты питания; одежду и обувь; предметы длительного пользования - жилье, автомобили, бытовую технику и др.; расходы на услуги.

Совокупное потребление – это индивидуальное и совместное использование потребительских благ, идущих на удовлетворение материальных и духовных потребностей. С позиции количественного анализа – это количество товаров и услуг, купленных и потребленных населением.

Зависимость между объемом потребления и величиной РД выражает функция потребления, а зависимость объема сбережения от величины РД выражает функция сбережения.

Функция потребления имеет 3 вида:

1) для краткосрочного периода, где в основном идет автономное потребление.

2) для долгосрочного периода, где потребление идет в основном за счет располагаемого дохода (0,86 %).

3) для различных групп населения – подоходная функция. Население с малыми доходами больше потребляет и мало сберегает, а иногда живут в долг. Группы населения с высокими доходами больше сберегают.

Анализ ряда теоретических и актуальных исследований по данной проблеме позволяет выделить 5 основных функций сбережения в рыночной экономике:

1) Макроэкономическая.

В условиях экономического роста и благоприятной деловой конъюнктуры сбережения, являясь частью совокупного дохода населения выступают финансовой основой для формирования инвестиций в условиях кризиса – дополнительным платежеспособным спросом, активизирующим текущее потребление и соответственно препятствующим дальнейшему падению производства .

В будущем рост сбережений служит росту платежеспособного спроса на дорогостоящую, высококачественную продукцию, позволяет в будущем поднимать жизненный уровень.

Стабилизируют объем текущего потребления, т.е. потребление тех товаров и услуг, которыми пользуется население ежедневно, ежемесячно.

2) Социальная функция сбережений.

Это способ социальной защиты населения при потере работы, при снижении текущих расходов, поскольку социальная роль государства в рыночной экономике снижается. 

Это основа вложения финансовых сбережений в человеческий капитал (желание получить образование, оплата высококачественных и дорогостоящих услуг).

Дают возможность иметь более обеспеченную старость.

3) Инвестиционная функция сбережений.

Один из основных, вместе с временно свободными средствами хозяйственных субъектов, источник инвестиций в народном хозяйстве, первоначально аккумулированные в различных финансовых институтах.

Они могут и непосредственно вкладывать в развитие малого бизнеса.

4) Финансовая функция сбережений.

Определяется тем, что объем и характер сбережений зависит от проводимой финансовой политики. Через систему финансовых институтов и, в первую очередь, через банковую систему сбережения населения поступают на рынок ссудного капитала, участвуя тем самым в формировании спроса и предложения ссудного капитала, что оказывает влияние на проводимую денежно-кредитную политику, характер использования тех или иных инструментов (ставка рефинансирования, резервные операции, ЦБ на открытом рынке).

5) С финансовой функцией тесно связана антиинфляционная функция.

Сбережения населения как бы оттягивают часть денежной массы от рынка текущего потребления, уменьшая платежеспособный спрос, как на ряд товаров повседневного спроса, так и на дорогостоящие товары. Через институты финансового рынка сбережения как часть денежной массы связываются и трансформируются в менее ликвидные формы, в которых они оказывают уже меньшее давление на рынок текущего потребления и следовательно на рост цен.

Находясь в организационных формах в различных институтах финансового рынка, сбережения населения таким образом выступают в виде антиинфляционного механизма. Стимулирование сбережений – это одновременно и развитие антиинфляционных механизмов.

Кроме общей величины РД на потребление и сбережение оказывают влияние следующие факторы:

1) Размер богатства. Первоначально люди воздерживаются от потребления, чтобы накопить богатство (строят дома, гаражи, покупают автомобили, телевизоры, холодильники, ценные бумаги). Со временем страсть к сбережению снижается, превращается в сдерживающий фактор.

2) На размер потребления и сбережения влияет уровень цен на товары. С ростом цен потребление сокращается. Падение цен – увеличение потребления в соотношении с располагаемым доходом.

3) Ожидания домохозяйства. Если ожидается повышение цен, то идет рост потребления и снижение сбережения (меньше покупают ценных бумаг).

4) Рост потребительской задолженности, увеличение налогов (сокращение и потребления и сбережения).

На приобретение товаров и услуг люди расходуют только часть своих доходов. Остальная часть доходов представляет сбережения. Сбережения - часть личного располагаемого дохода, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем, выступает как отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется (накопления наличных денег, вклады в банки, строй сбережения, приобретение ценных бумаг).

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:31 PM