4. Экономическая и бухгалтерская прибыль и ее максимизация в условиях конкуренции. Понятие рентабельности.

В экономической теории существуют различные взгляды на сущность прибыли и определение факторов ее роста.

Марксистская теория исходит из того, что прибыль представ­ляет собой не что иное, как превращенную форму прибавочной стоимости, продукт переменного капитала. Выступает как раз­ница между выручкой от реализации товара и затратами капита­ла на его производство. Ее колебания обусловлены в основном двумя факторами:

• норма прибавочной стоимости;

• органическое строение капитала.

В современной рыночной экономике можно выделить эконо­мическую, рисковую и функциональную теории прибыли.

В основе экономической теории прибыли лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой капи­тал участвует в процессе производства и оказывает такую же «производительную услугу», как и труд, получает соответст­вующую долю общественного продукта (прибыли), равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом.

В рисковой теории прибыль трактуется как порождение дея­тельности предпринимателей в условиях несовершенной конку­ренции, для которой характерны риск, неопределенность и вы­зываемые ими потери, банкротство, безработица и т. д.

Сторонники функциональной теории рассматривают при­быль как вознаграждение за осуществление функций нововведе­ний, внедрения достижений научно-технического прогресса и за экономические услуги государства. Представители данной тео­рии видят особенности функциональной прибыли в том, что она проявляется лишь в динамике и носит временный характер.

С переходом к рынку определяют бухгалтерскую и экономи­ческую прибыль.

Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между валовым доходом и суммой явных издержек (исключительно внешних).

Экономическая прибыль представляет собой разность меж­ду валовым доходом предприятия и его издержками (явными и неявными – внешние плюс внутренние, включая нормальную прибыль).

Основным источником такой прибыли является предприни­мательство, которое заключается в разработке новых видов про­изводств, постановке новых задач, оптимизации бизнеса и т. д. Оказывая свою производительную услугу, предприниматель получает вознаграждение на уровне вмененных издержек, или нормальной, нулевой прибыли. Когда предприятие получает нулевую экономическую прибыль, оно покрывает издержки. Понятие нормальная прибыль – это прибыль, от которой вла­дельцы предприятия отказываются, используя свои собственные ресурсы в своем предприятии, но которую они могли бы полу­чить, вложив свои ресурсы в иное дело. Нормальная прибыль представляет альтернативную стоимость использования постав­ляемых собственниками предприятия ресурсов. Она предстает как прибыль, способная побудить людей к организации и управ­лению предприятием для получения дохода, необходимого, что­бы удержать капитал в деле. По существу это средняя прибыль.

В условиях несовершенной конкуренции экономическая при­быль выступает в форме монопольной. Она представляет собой избыток над нормальной прибылью и является результатом пе­рераспределения доходов потребителей.

В отечественной практике прибыль – это форма чистого до­хода предприятия, отражающая результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда. Опре­деляется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и полными издержками на ее производство. Вы­ступает в форме балансовой, расчетной и чистой прибыли.

Балансовая прибыль представляет собой общую сумму при­были от реализации продукции (работ, услуг), иных материаль­ных ценностей (от реализации основных фондов) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям (арендная плата, полученная от сдачи иму­щества в аренду, доходы, получаемые от долевого участия в дея­тельности других предприятий, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также другие доходы (расходы) от опера­ций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков.

Расчетная прибыль образуется у предприятия после отчис­ления из балансовой прибыли сумм, предназначенных для расче­та с государственным и местным бюджетом, банком и выше­стоящими органами управления в виде налогов и различных платежей.

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, посту­пающая в их полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли, если иное не предусмотрено уставом.

слайд

Рис. 4.1 Формы прибыли

Рентабельность производства.

Прибыль в рыночных усло­виях является главной целью предпринимательства и критерием эффективности. Существует абсолютный и относительный по­казатели прибыли. Абсолютная величина прибыли выражается массой прибыли. Однако сама по себе масса прибыли не дает оценки уровня эффективности работы предприятия. Поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с затратами или используемыми ресурсами. Важен при этом и показатель дина­мики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответ­ствующей величиной предыдущих лет.

Относительным показателем прибыли является рентабель­ность. Рентабельность – это показатель эффективности едино­временных и текущих затрат. Различают рентабельность произ­водства и рентабельность конкретного вида продукции. Рента­бельность производства показывает, насколько результативно используются основные и оборотные фонды на предприятии. Она определяется как отношение годовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств:

где Рп – рентабельность производства, %; П – полученная при­быль; Фосн – среднегодовая стоимость основных фондов; Фоб.ср величина оборотных средств.

Рентабельность продукции показывает результативность те­кущих затрат. Она определяется отношением прибыли от реали­зации готовой продукции к себестоимости продукции:

где Рпрод рентабельность реализуемой продукции, %; П – прибыль от реализации продукции; С – себестоимость реализуе­мой продукции.

Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам.

Основными путями повышения рентабельности являются увеличение абсолютной суммы прибыли и сокращение затрат на производство продукции. Этому содействует широкое примене­ние в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к росту производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, исполь­зуемых в производстве.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM