4. Равновесие потребителя. Эффект замещения и эффект дохода в поведении потребителя.

 

Закон спроса можно объяснить на основе концепции эффекта замещения и эффекта дохода, имеющих место в связи с измене­нием цен. Эффект дохода означает увеличение реального дохо­да потребителя при снижении цены на товары.

 

Эффект замещения (субституции) - результат снижения це­ны блага, делающий его более привлекательным и стимулирую­щий потребителя купить его побольше при условии, что его до­ход останется неизменным.

 

Снижение цены блага означает, что теперь оно стало дешевле по отношению ко всем другим благам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относительно дороже. Например, цена го­вядины уменьшилась с 2 дол. до 1 дол. за 1 кг. По цене 1 дол. за 1 кг она представляет собой более «удачное приобретение», чем по цене 2 дол. Следовательно, снижение цены будет стимулиро­вать потребителя к замещению говядиной некоторых других, теперь уже менее привлекательных статей расходов. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Это явление означает эффект заме­щения.

 

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, стиму­лируя потребителя купить большее количество определенного товара и услуг по низкой цене, чем по высокой.

 

Если цена продукта, например говядины, падает, то реальный доход, или покупательная способность того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода про­явится в росте объема покупок разнообразных товаров, включая и говядину. Например, при постоянном денежном доходе в 20 дол. в неделю вы сможете приобрести 10 кг говядины по 2 дол. за 1 кг. Но если цена говядины упадет до 1 дол. за 1 кг и мы купим те же 10 кг, тогда 10 дол. в неделю у нас окажутся вы­свобожденными для приобретения дополнительного количества этого или других товаров.

 

Таким образом, эффект замены при снижении цены товара обычно выражается в росте объема спроса на этот товар. Вместе с тем существуют так называемые товары низкой категории или товары Гиффена (Р. Гиффен (1837-1910) - английский эконо­мист, изучавший объем спроса на картофель в Ирландии в пери­од голода), спрос на которые не соответствует данному правилу. Даже с ростом цены на них спрос не снижается и тем самым кривая спроса имеет положительный наклон.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM