1. Полезность и рациональность потребителя. Общая и предельная полезность.

 

Созданные в процессе производства товары и услуги, пройдя через обмен (товарные рынки), поступают в сферу потребления.

 

Потребление – это процесс использования блага с целью удов­летворения потребностей.

 

Экономисты различают производственное и личное потребление. Производственное потребление – это использование факторов про­изводства в процессе создания товаров и услуг. Личное потребление представляет собой использование благ для удовлетворения потреб­ностей человека. Оно является конечным пунктом движения произ­веденного продукта.

 

Понять правила, которыми руководствуется потребитель, поку­пая на рынке те или иные блага, помогает концепция предельной полезности. Основные ее положения разработаны такими известны­ми экономистами XIX в., как Г. Госсен (1810–1859) и У. С. Джевонс (1835–1882). Большой вклад в развитие теории предельной полезности в начале XX в. внесли представители австрийской школы К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер.

 

Одним из центральных понятий данной теории является полез­ность. Под полезностью понимают то удовлетворение, которое рас­считывает получить потребитель в процессе использования блага. Оценка полезности блага всегда субъективна. Полезность одного и того же блага может быть различной. Так, совершенно очевидно, что полезность авторучки больше для студента кулинарного учили­ща, чем для повара ресторана, или полезность кофе для его люби­телей, чем для тех покупателей, которые к нему равнодушны.

 

Полезность блага зависит не только от потребностей и вкусов индивида, но и от интенсивности удовлетворяемой потребности. Степень интенсивности потребности не остается неизменной, а умень­шается по мере того, как растет объем потребления данного блага. Проиллюстрируем данную зависимость на примере. Предположим, что на обед потребитель купил 5 яблок. В процессе потребления пер­вое яблоко доставит ему наибольшую полезность, так как у него еще не удовлетворена потребность в яблоках. Второе яблоко будет иметь для него несколько меньшую полезность, третье – еще мень­шую, а четвертое может быть уже и не нужным. От пятого можно ожидать не пользу, а вред.

 

Полезность, которую извлекает потребитель из каждой допол­нительной единицы блага, называется предельной полезностью. На примере с яблоками мы видели, что полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага, меньше полезности предыдущей единицы. Уменьшение предельной полезности блага с увеличением величины его потребления выражает суть закона убыва­ющей предельной полезности.

 

Так как полезность блага зависит от субъективной оценки, из­мерить ее количественно довольно сложно. Поиски измерителя абсо­лютных величин предельной полезности не увенчались успехом, но тем не менее позволили сформулировать те законы, которые управ­ляют поведением потребителя.

 

Вернемся к примеру с яблоками и попытаемся количественно определить их полезность. Допустим, что потребитель оценивает первое яблоко в 10 ед. полезности, второе – в 6, третье – в 2 ед. Четвертое яблоко является относительно излишним, его полезность равна нулю. Пятое яблоко имеет отрицательную полезность, равную – 5.

 

Общая полезность определенного количества благ определяется суммированием предельной полезности каждого из них. Общая по­лезность первых двух яблок равна 16 ед. (10 ед. + 6 ед.), общая полезность трех яблок – 18 ед. (10 ед. + 6 ед. + 2 ед.). Четвертое яблоко ничего не прибавит к общей полезности, пятое – уменьшит ее. Поэтому общая полезность четырех яблок равна 18 ед., а пяти – 13 ед.

 

Покажем связь между общей и предельной полезностью блага с помощью табл. 1.6.1.

 

 

Таблица 1.6.1. Общая и предельная полезность яблок

 

Порядковый номер

Полезность

предельная

общая

1-е

10

10

2-е

6

16

3-е

2

18

4-е

0

18

5-е

-5

13

 

 

а)  б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.6.1 Общая (а) и предельная (б) полезность

 

 

Для большей наглядности связь между общей и предельной по­лезностью можно представить графически (рис. 1.6.1 а, 6). На рис. 1.6.1 (а) изображена общая полезность (total utility), а на рис. 1.6.1 (б)– пре­дельная полезность (marginal utility). На осях абсцисс отложено ко­личество потребляемых благ, на осях ординат – общая TU и пре­дельная MU полезность.

 

Данные, приведенные в табл. 1.6.1 и на рис. 1.6.1, показывают, что предельная полезность отдельных благ снижается по мере увеличения их количества. Общая полезность увеличивается до тех пор, пока пре­дельная полезность имеет положительное значение. Темп увеличения общей полезности с каждым добавлением нового блага замедляется.

 

Полезность и спрос.

 

Чтобы показать, как полезность связана со спросом, попытаемся общую и предельную полезность выразить в денежных единицах, исходя из того, что для потребителя полезностью обладают не только блага, но и деньги. Потребитель купит благо поданной цене, если он оценит его полезность и полезность затраченных на его покупку денег одинаково.

 

Предельная полезность денежной единицы у богатого и бедного разная. Очевидно, предельная полезность денежной единицы у бо­гатого потребителя меньше, так как деньги для него имеют меньшую степень редкости, чем для потребителя, у которого денежный доход меньше.

 

На условном примере попытаемся определить спрос богатого и бедного на благо А, рыночная цена которого равна 10 денежным единицам. Допустим, что предельная полезность денежной единицы для богатого равна 4, а для бедного – 10 ед. Для упрощения предпо­ложим, что благо А имеет для них одинаковую полезность. Это усло­вие вполне реально для некоторых благ первой необходимости.

 

За первую единицу блага А, предельная полезность которого оценивается в 100 ед., богатый готов заплатить 25 денежных единиц (100:4), а бедный– только 10 (100:10). Вторую единицу блага А, имеющую 80 ед. полезности, богатый согласен приобрести за 20, а бедный – за 8 денежных единиц и т.д. Цена, которую согласен заплатить потребитель за соответствующую единицу данного блага, измеряет предельную полезность данной единицы блага для него и называется ценой спроса. Ценные, характеризующие цену спроса бо­гатого и бедного потребителей на благо А, приведены в табл. 1.6.2

 

Таблица 1.6.2 Спрос на благо А

 

Порядковый

Полезность

блага

Цена спроса

номер

богатого покупателя

бедного покупателя

1-е

100

25

10

2-е

80

20

8

3-е

60

15

6

4-е

40

10

4

5-е

20

5

2

 

Рыночная цена определяет объем индивидуального спроса по­требителя. В приведенном нами примере при рыночной цене блага А, равной 10 дол., богатый потребитель купит 4 ед., а бедный – 1 ед. блага. Изменение рыночной цены ведет к изменению величины ин­дивидуального спроса потребителя. При увеличении рыночной цены до 15 дол. богатый потребитель приобретет 3 ед. блага, а бедный вовсе откажется от его приобретения.

 

Использовав данные табл. 1.6.2, графически можно изобразить кривые индивидуального спроса богатого и бедного (рис. 1.6.2 (а, б).

 

Кривые спроса имеют нисходящий характер, так как каждая последующая единица блага А обладает и для богатого, и для бедно­го все меньшей предельной полезностью, значит, дополнительные единицы продукта они станут покупать лишь при условии снижения его цены.

 

 

а) б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляя покупку товара, покупатель обменивает опреде­ленное количество денег на необходимое ему благо. До сих пор мы предполагали, что он производит эквивалентный обмен. Тогда воз­никает вопрос: зачем покупателю делать покупку, если товар не обладает для него большей привлекательностью, чем деньги? Ответ на этот вопрос сводится к следующему: каждый потребитель, поку­пая товар, получает определенный выигрыш. В тех случаях, когда цена спроса превышает рыночную цену, выигрыш потребителя можно рассматривать как разницу между ними. В приведенном примере бо­гатый покупатель за первую единицу блага А был согласен запла­тить 25 денежных единиц. При рыночной цене, равной 10 денежным единицам, его выигрыш составил 15 денежных единиц. Покупка второй единицы блага А принесла ему выигрыш в 10, третьей – в 5 денежных единиц. Приобретая четвертую единицу блага, покупатель получает выигрыш, который не поддается измерению. Если бы бога­тый покупатель приобрел пятую единицу блага, то он понес бы потери.

 

Общий выигрыш, который получает потребитель от покупки блага, называется излишком потребителя. Излишек потребителя – это разница между общей полезностью приобретаемого товара и зат­ратами на его покупку. В нашем примере излишек богатого потреби­теля составит 30 денежных единиц.

 

Экономистов обычно интересует не абсолютная величина из­лишка отдельного потребителя, а изменение суммарных излишков потребителей, величина которых используется при анализе изме­нений положения рыночного равновесия, когда имеет место воз­действие на него со стороны государства, например при введении налогов.

 

Правило максимизации полезности.

 

Теория предельной полезности раскрывает поведение типичного (среднего) покупателя на рынке. Сторонники этой теории принима­ют за исходные следующие положения. Во-первых, типичный поку­патель имеет ограниченный денежный доход и пытается использо­вать его с наибольшей пользой. Во-вторых, средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Предполагается, что поку­патели представляют, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы благ, которые они намереваются купить. В-третьих, товары на рынке имеют цены, и индивидуаль­ный потребитель не может на них повлиять.

 

Принимая в расчет данные априорные условия, посмотрим, как ведет себя на рынке типичный потребитель. Очевидно, что покупа­тель, обладающий ограниченным доходом, сможет приобрести на рынке ограниченное количество товаров. Он будет стремиться при­обрести такие товары и услуги, которые принесут ему наибольшую полезность.

 

Чтобы сделать оптимальный выбор благ, покупатель должен срав­нить взвешенные предельные полезности различных товаров. Взве­шенной предельной полезностью называется отношение предельной полезности блага к его цене. Допустим, покупатель должен сделать выбор между соком и минеральной водой. Полезность сока он оце­нивает в 10, а минеральной воды – в 6 ютилей. Если стакан сока стоит 25 центов, а стакан минеральной воды – 10 центов, то взве­шенная полезность сока 10/25, а минеральной воды 6/10. При дан­ных условиях большую полезность покупатель получит от стакана минеральной воды.

 

Посмотрим, как потребитель Х при ограничен ном доходе сможет оптимизировать свой выбор и получить наибольшую полезность при покупке одновременно нескольких товаров. Предположим, X может позволить себе расходовать 80 дол. в неделю. Для упрощения анализа будем считать, что он покупает только два товара: товар А по цене 10 дол. за единицу и товар В стоимостью 20 дол. Оценка предельной полезности данных товаров покупателем Х и рассчитанная взвешен­ная полезность (MU на 1 дол.) приведены в табл. 1.6.3.

 

 

Таблица 1.6.3 Предельная полезность товаров А и В для покупателя

 

Порядковый номер

Товар А

Товар В

Предельная полезность

MU

MU на 1 дол.

Предельная полезность

MU

MU на 1 дол.






 

1-е 210   21 400   20

 

2-е 180   18 380   19

 

3-е 160  16   360   18

 

4-е 140   14    340   17

 

 

Первая единица товара А обладает наибольшей полезностью в расчете на один доллар, равный 21 ютилю. Взвешенная предельная полезность первой единицы блага В составляет 20 ютилей. На покуп­ку этих товаров потребитель расходует 30 долларов. Далее по уровню взвешенной полезности идет вторая единица товара В (19 ютилей), затем – вторая единица товара А и третья единица товара В, полезность каждой из которых в расчете на один доллар составляет 18 ютилей. Если покупатель Окупит два блага А и три блага В, то он израсходует 80 дол. наилучшим образом. Он получит максимальную полезность от своих покупок. У него не будет оснований пытаться по-другому распределить свой доход, потому что любая иная комбина­ция товаров А и В при существующих ценах и имеющихся в наличии денежных средствах даст меньшую суммарную полезность. Поэтому можно сказать, что состояния равновесия покупатель достигнет именно при таком распределении своего дохода между товарами А и В.

 

Правило максимизации полезности требует, чтобы потребитель при распределении своего дохода обеспечил равенство взвешенных предельных полезностей товаров, входящих в приобретаемый набор. Это правило можно записать в виде уравнения

 

 

MU1 / PX = MU2 / P2, … , MUn / Pn,

 

 

где MU1, MU2, MUn предельная полезность благ; Р1, Р2, ..., Рпсоответствующие цены товаров 1, 2,..., п.

 

Данное правило может быть использовано не только при осуще­ствлении потребительского выбора, но и при распределении ограни­ченных ресурсов между альтернативными сферами использования.

 

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM