3. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств. Процесс создания Союза Беларуси и России.

 

Радикальные изменения в общественно-политической жизни, начавшиеся во второй половине 80-х годов сразу же стали сказываться на отношениях между союзными республиками и центром.

 

Руководство СССР исходило из необходимости сохранить нерушимость страны. С целью сдерживания центробежных тенденций в апреле 1990 г. был принят закон «О распределении полномо­чий между Союзом ССР и субъектами федерации». Республикам предос­тавлялись более широкие возможности осуществлять друг с другом эко­номическое сотрудничество, вступать в отношения с другими государст­вами, принимать участие в работе международных организаций при со­хранении определенной степени контроля со стороны союзного центра, т. е. есть этот законодательный акт сохранял единство СССР и сдерживал выход из состава самостоятельных республик.

 

Однако в реальной жизни события стали развиваться по-иному. В июне-июле 1990 г. государственный суверенитет провозгласили Россий­ская Федерация и Украина. Начало политической самостоятельности Бе­ларуси было положено 27 июля 1990 г. В этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции Белорусской ССР и ее законов.

 

В условиях экономического и политического кризиса 19-21 августа 1991 г. в Москве группа высших государст­венных и партийных руководителей предприняла попытку остановить преобразования путем введения чрезвычайного положения в стране. Однако их действия были легко нейтрализованы сторонниками нового курса. В связи с этими событиями деятельность КПСС во всех союзных республиках была приостановлена. Августовские события способствовали резкому ускорению политических процессов и изменению политических сил в стране. Президент СССР М. Горбачев, под руководством которого осуществлялись первые шаги в преобразовании общества, стал выполнять по сути декоративную роль. Большинство республик отказа­лись от подписания уже подготовленного нового Союзного Договора. На повестке дня стал вопрос о самом существовании СССР.

 

В результате провала в августе 1991 г. попытки части союзного руко­водства остановить начавшиеся процессы создались благоприятные усло­вия для укрепления суверенитета республик. Центральная власть оказа­лась парализованной: союзные законы и президентские указы не выпол­нялись. Фактически власть на местах уже находилась в руках союзных республик. 25 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета БССР был принят закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном су­веренитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а также постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР», которыми объявлялась политиче­ская и экономическая независимость БССР. В собственность Беларуси пе­решли предприятия, организации и учреждения союзного и союзно-республиканского подчинения, размещенные на ее территории, за исклю­чением тех, руководство которыми в соответствии с законодательством Беларуси оставалось за соответствующими органами СССР. Таким обра­зом, в истории Беларуси начался новый этап - этап полной государствен­ной независимости.

 

19 сентября 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета было принято решение впредь Белорусскую Советскую Социалистическую

 

Республику называть «Республика Беларусь», а в сокращенных и соста ных названиях - «Беларусь» [47. С. 5]. В этот же день были приняты законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государстве ном гербе Республики Беларусь». Государственный флаг стал представлять собой прямоугольное полотнище с тремя горизонтальными полосам одинаковой ширины: сверху и снизу - белого цвета, посередине - красного. Государственным гербом стала заимствованная из геральдики периода создания Великого княжества Литовского «Погоня».

 

Глубокий экономический кризис, социальные проблемы, беспомощность центральной власти заставляли республики продвигаться дальше п пути упрочения самостоятельности. 8 декабря 1991 г., вопреки воле абсолютного большинства населения СССР, высказанной на мартовском референдуме того же года, руководители России (Б. Ельцин), Украины (I Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич) подписали в Вискулях (в Беловежской пуще) Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ), которое должно было стать принципиально иным, по сравнению с Советским Союзом, объединением республик. В Соглашении также констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Содружество объявлялось открытым для присоединения других республик. 1 столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ.

 

10 декабря 1991 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств Одновременно было принято постановление о денонсации договор; 1922 г. об образовании СССР.

 

Руководители других союзных республик (кроме Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии) выразили желание, чтобы их государства стали равноправными членами-учредителями СНГ. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча руководства 11 республик, на которой была принят. Декларация, провозглашавшая, что с образованием СНГ Советский Сою: прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М. Горба­чев ушел в отставку. Образование СНГ в Республике Беларусь, как и I других местах, было воспринято неоднозначно. Часть населения посчита­ла этот факт неконституционным и не поддержала его.

 

Целью образования СНГ, по заявлению инициаторов, являлось об­легчение перехода республик в качественно иное состояние. Для коорди­нации деятельности субъектов Содружества был создан высший орган -Совет руководителей государств. Решение социально-экономических во­просов поручалось Совету руководителей правительств. Совместной сфе­рой деятельности государств - членов СНГ объявлялись: координация внешней политики; экономическое сотрудничество как на территории СНГ, так и на европейском и азиатских рынках; охрана окружающей сре­ды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступ­ностью.

 

Однако с первых же дней существования СНГ между его участниками появились разногласия. Многие страны были недовольны тем, что России, объявленной ее руководством правопреемницей СССР, достались матери­альная база дипломатической сети бывшего Союза, большая часть имущества структур КПСС, общесоюзный золотой и алмазный фонды, денежно-финансовая система, ряд других материальных и духовных ценностей, кото­рые создавались народами всех республик. Острое противоречие возникло между Россией и Украиной по вопросу раздела Черноморского флота.

 

После провозглашения независимости в Беларуси стали формиро­ваться новые органы управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы Республики Беларусь. Комитет госбезопасности при Совете Министров был перепод­чинен Верховному Совету, при этом ликвидировались служба политиче­ского сыска, некоторые другие управления. В кадровой политике КГБ усилились требования к профессионализму сотрудников. Совету Минист­ров были подчинены пограничные войска КГБ, местные органы военного управления, железнодорожные войска, система гражданской обороны. Бе­лорусский военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. На­чиная с осеннего призыва 1991 г. граждане Беларуси стали проходить срочную военную службу только на территории своей республики. Про­водилась работа по уточнению границ между Беларусью и Латвией, Бела­русью и Литвой и принимались меры по их охране.

 

В целях усиления контрольных функций государства в марте 1992 г. Верховный Совет принял закон «О Контрольной палате Республики Бела­русь». Главной ее функцией определялся контроль за исполнением зако­нов, постановлений Верховного Совета и других государственных норма­тивных актов.

 

Статус суверенного государства потребовал разработки новой внешне­политической концепции. Верховный Совет и правительство приняли план всестороннего международного сотрудничества. Республика Беларусь стала руководствоваться в своей внешней политике принципами суверенного ра­венства государств, неприменения силы и отказа от угрозы силой, нерушимо­сти границ, мирного урегулирования противоречий, невмешательства во внутренние дела и другими общепринятыми нормами международного пра­ва. Беларусь объявила себя нейтральным и безъядерным государством.

 

К июлю 1994 г. суверенную Республику Беларусь признали 123 госу­дарства. Дипломатические отношения были установлены с 97 странами. Беларусь стала равноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписав заключительный акт СБСЕ в Хельсинки, вступила в другие международные организации. Наряду с этим, были заключены двусторонние договоры с суверенными государст­вами - членами СНГ, приняты декларации о принципах добрососедских отношений с республиками Прибалтики.

 

14 мая 1995 г. состоялся республиканский референдум по вопросам внутренней и внешней политики. Из 7445820 граждан, имевших право участвовать в референдуме, в голосовании приняло участие 4830582, или 64,8 % избирателей. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенно­му Президентом Республики Беларусь на республиканский референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом курса Президента А. Лукашенко. На вопрос «Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?» положительно ответило 83 % избирате­лей, принявших участие в референдуме. За поддержку предложения Пре­зидента об установлении новых Государственного флага и Государствен­ного герба Республики Беларусь проголосовало 75,1 %, за одобрение дей­ствий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Рос­сийской Федерацией, проголосовало 83,3 % избирателей. По вопросу «Согласны ли Вы с необходимостью внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, предусматривающих возможность досрочного пре­кращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Бе­ларусь в случае систематического или грубого нарушения Конституции?» положительно проголосовало 77,7 %, принявших участие в референдуме.

 

В соответствии с волеизъявлением народа сразу же после референ­дума была введена новая государственная символика. Постепенно сняты искусственные ограничения в использовании русского языка, более ин­тенсивным стало белорусско-российское сотрудничество.

 

2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашеню и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Это стало событием к которому, как отметил А. Лукашенко, наши народы стремились все эт1 годы. Договором предусматривались согласование сторонами свое! внешней политики и выработка общих позиций по основным международным вопросам; взаимодействие в обеспечении безопасности, охран( границ и борьбе с преступностью; разработка общих принципов военной строительства с совместным использованием элементов инфраструктур обеих республик в соответствии с национальным законодательством. Д( конца 1996 г. оба государства должны были обеспечить формирован» общей транспортной системы с едиными тарифами по перевозке грузов I пассажиров, а также объединенной энергосистемы общего научно технологического и информационного пространства. До конца 1997 г предусматривались синхронизация этапов, сроков и глубины экономических реформ, создание единой нормативно-правовой базы. К этому ж< сроку предполагалось унифицировать денежно-кредитную и бюджетную системы, создать условия для введения общей валюты.

 

Идеи глубоко интегрированного содружества, слияния экономического и духовного потенциалов, которые соответствуют коренным интересам и надеждам двух братских славянских народов, их претворение ] жизнь создает необходимые предпосылки для преодоления многих трудностей, с которыми встретились Россия и Беларусь после распада Совет­ского Союза. Процесс сближения двух государств последовательно осуществляется усилиями законодательных и исполнительных органов власти. В день памяти о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1996 г. I Бресте состоялось заседание Высшего Совета Сообщества, а 25 июня е Смоленске прошла первая сессия Парламентского Собрания Сообществ России и Беларуси. Председателем Собрания был избран Председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. Шарецкий. Усилия Парла­ментского Собрания были направлены на то, чтобы создать надежны? «правовой коридор» для действий исполнительных властей, хотя к этом) времени уже имелась серьезная договорно-правовая база (было подписано около ста межгосударственных и межправительственных договоров и согла­шений, около 30 проектов документов находилось в стадии проработки).

 

В соответствии с курсом на дальнейшую интеграцию с Россией Пре­зидентами А. Лукашенко и Б. Ельциным 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. Проект Устава Союза, вынесенные на всенародное обсуждение в обеих республиках, получил поддержку абсолютного большинства граждан, и 23 мая состоялось его официальное подписание президентами Республики Беларусь и Российской Федерации.

 

25 декабря 1998 г. в Москве были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России и ряд других договоров. Шаг за шагом создавался фундамент всесторонней интеграции. К концу 1999 г. были сняты таможенные барьеры, открыты границы, что обеспечило свободное перемещение людей из одной страны в другую. Был создан совместный бюджет, 90% которого шло на финансирование тридцати совместных программ. Действовало 9 финансово-промышленны) групп. Хотя и медленно, но двигался процесс унификации таможенного I налогового законодательства, сближения позиций в области энергетики транспорта и связи, пенсионного обеспечения.

 

В то же время интеграцию серьезно сдерживал ряд причин объективной и субъективного характера. В связи с этим двухсторонняя рабочая групп; подготовила проект Договора о Союзном государстве. Над ним активно работали многие депутаты Парламентского собрания, сессии которого пр Минске и Москве. Белорусская сторона предлагала более высо! интеграции, но другая оказалась не готовой к радикальным мерам.

 

Проект Договора был вынесен на всенародное обсуждение: 91% граж­дан Беларуси полностью поддержали его, 3,3% высказались против, а у 5,7% граждан оказалось двойственное отношение к проекту.

 

8 декабря 1999 г. в Георгиевском зале Московского Кремля президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Дого­вор о создании Союзного государства. Базой для данного Договора явились достигнутые ранее соглашения о Сообществе и о Союзе Беларуси и России. Договор предусматривал формирование на основе всенародного голосования общего парламента и создание законодательной базы для более углубленного союза и явился инструментом создания единого экономического таможенно­го, оборонного, гуманитарного и информационного пространства.

 

После подписания Договора предпринимались определенны попытки по его реализации. В частности, в августе 2000 г. Совет Министров Союз­ного государства обсудил более 29 вопросов углубления белорусско-российского единения. Были проанализированы работа по сближению основных социальных и макроэкономических показателей, а также усилия по введению единой денежной единицы и формированию единого эмис­сионного центра, обсуждались вопросы создания единого таможенного пространства, системы тарифного и нетарифного регулирования. Стороны рассмотрели ход реализации соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования, совместные целевые программы и проекты. В это же время был подписан важный экономический документ - согла­шение между правительствами Беларуси и России о создании унификационного налогового законодательства и проведении единой налоговой по­литики. Состоялось решение об использовании с 1 января 2008 г. единой денежной валюты Союзного государства.

 

30 ноября 2000 г. в Минске состоялось очередное заседание высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России. На нем превалировали проблемы экономической интеграции двух стран, по­скольку эта задача является важнейшей. Некоторые из вопросов удалось разрешить положительно. Однако обе стороны сохранили различные мне­ния по отдельным проблемам дальнейшего строительства Союзного госу­дарства. Очевидным является то, что Беларусь не может утратить свою независимость в этом Союзе. Во всех отношениях он должен быть равно­правным Союзом двух суверенных государств. Именно таковой является позиция Президента Республики Беларусь А. Лукашенко.

 

В 2001-2006 гг. шел напряженный поиск путей дальнейшего единения братских народов, велась активная пропаганда общих восточнославянских культурно-моральных традиций и ценностей, преодоление периодически возникавших трудностей. В частности, камнями преткновения остаются приватизация белорусских предприятий при участии российского капита­ла и введение единого рубля. Не способствовало дальнейшей интеграции и некорректное заявление Президента Российской Федерации В. Путина о вхождении Беларуси в состав России в качестве субъекта федерации, сделанное в 2002 г. Это заявление в Беларуси было встречено с удивлени­ем. Президент А. Лукашенко вынужден был разъяснить, что союз и ан­шлюс - это абсолютно разные вещи. Как определенный шантаж воспри­нято в Беларуси и прекращение зимой 2004 г. поставок российского газа, хотя наша страна полностью производила оплату этих поставок. Однако и при наличии подобного рода трудностей Беларусь и Россия не отдалились друг от друга. Наоборот, сотрудничество обеих стран как на общегосудар­ственном, так и региональном уровне обеспечивало все более близкое их сближение в русле унификации законодательства и отношений в сфере эко­номики. Товарооборот между двумя странами составил в 2003 г. 11,5 млрд дол., США. В 2004 г. он достиг рекордного уровня - более 17 млрд. дол. США.

 

Белорусская сторона неоднократно заявляла, что наша страна открыта для самого тесного сотрудничества с Российской Федерацией. Тем не ме­нее, на рубеже 2006-2007 годов в отношениях обоих государств вновь проявились трудности, связанные с резким повышением цен на россий­ские энергоносители, поставляемые в Беларусь. Но возникшие затруднения успешно были преодолены.

 

В XXI век Беларусь вошла с твердым намерением жить в мире и согла­сии со всеми народами, без социальных потрясений и революционных экспериментов, обеспечить мощь и процветание страны и благополучие народа.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM