2. Причины и истоки «холодной войны». Вклад БССР в безопасность народов.

 

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Многим справедливо, казалось, чтобы сложившаяся в годы борьбы с фашизмом широкая антигитлеровская коалиция государств и общественных сил гарантировала мирный прогресс человечества на длительную перспективу. Однако вторая половина 40-х гг. не стала периодом развертывания потенциала сотрудничества союзнических государств, а напротив, явилась временем сначала охлаждения отношений между державами-победительницами, а затем втягивания их в так называемую “холодную войну”. Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заклю- чалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 г., раскола мира на два социально-политических блока.

 

То, что антигитлеровская коалиция была обречена развалиться вскоре после устранения общего врага – гитлеризма, прекрасно понимал дальновидный политик У. Черчилль задолго до окончания войны. Глубинной причиной этого были принципиальные идеологические противоречия в социальном устройстве правящих кругов противостоящих государств, прежде всего СССР и США, уже заведомо отказавших друг другу в историческом праве на существование как общественных систем. Конечно, были реальные советеко-америкаиские экономические, геополитические и прочие взаимные интересы и противоречия, но главная причина глобально­го противостоянии заключалась в том, что межгосударственные отношения были настолько идеологизированы, что все другое отступало на второй план. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых дер­жав – СССР и США.

 

Громогласным манифестов “холодной войны” между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У. Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 г. в присутствии нового американского президента Г. Трумэна. Политический смысл этого выступления и последовав­шей вслед за тем пропагандистской кампании заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественноеть к последующему разрыву отношений между странами-по­бедительницами, вытравить из сознания людей те чувства уваже­ния и благодарности к советскому народу, которые сложились в го­ды совместной борьбы с фашизмом.

 

Осенью 1946 г. либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д. Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 г., на волне все усиливавшегося политического противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой ос­тановить распространение “советского владычества” в Европе (“доктрина Трумэна”). Впервые в пропагандистский оборот был выпухцен термин “холодная война”.

 

Справедливости ради необходимо отметить, что стратегичес­кий поворот внешнеполитического курса США к открытой конфрон­тации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологи­ей и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идео­логические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превра­тился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое пугало. Это значительно облегчило работу правоконсервативных сил на За­паде, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР.

 

Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказал печальный для СССР дипломатичес­кий опыт тридцатых годов и прежде всего опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отно­шения с ним поддерживать невозможно. Отсюда проявлялась негиб­кость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

 

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотноше­ниях бывших союзников были прежде всего различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-Восточной Европы после войны здесь наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь руководство СССР рас­сматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы как по­пытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, восстановить “санитарный кордон” у западных гра­ниц страны, лишить ее плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности. Не без основания Сталин со все возрас­тающим недоверием воспринимал любые действия бывших союзни­ков в этом регионе, подозревая, что они готовят себе стратегические плацдармы для будущей войны с СССР. Исходя одновременно из прежней идеи мировой коммунистической революции и глобальных геополитических задач СССР, Сталин активно способствовал уста­новлению в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии и Албании однородных с СССР социально-политичес­ких режимов. В 1949 г., во многом благодаря содействию СССР, ком­мунисты окончательно завоевали власть в Китае.

 

Фактически одной из конкретных прикладных программ “докт­рины Трумэна” стал предложенный США план экономического воз­рождения Европы (“план Маршалла”). Предлагая довольно значитель­ную экономическую помощь пострадавшим от войны странам, США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Руководство СССР увидело в этом плане претензию США на ми­ровую гегемонию, грубое вмешательство во внутренние дела европей­ских государств. Отрицательное отношение к “плану Маршалла” было навязано Сталиным правительствам стран Центральной и Юго-Вос­точной Европы, коммунистам в других регионах мира.

 

В соответствии с “доктриной Трумэна” США и их союзники во­влекли СССР в разорительную гонку вооружений, вскоре окружили СССР военными базами, в 1949 г. создали блок НАТО. Значительно ус­тупавший по экономической мощи СССР в качестве ответа наглухо закрыл страну и своих союзников “железным занавесом”, создал ядерное оружие, в противовес НАТО в 1949 г. сформировал из своих союзников Совет Экономической Взаимопомощи, а позднее в середи­не 50-х гг. – Организацию Варшавского Договора. Вместе с тем, неод­нократно в послевоенный период мир ставился безответственными действиями политиков и военных под угрозу перерастания “холодной войны” в ядерную. Открытой пробой военных сил противостоящих блоков стала война в Корее (1950–1953 гг.), поставившая человечест­во на грань третьей мировой войны.

 

В этих условиях инструментом поддержания мира могла бы стать созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций. Одна­ко начавшееся противостояние СССР и США в “холодной войне” не дали реализовать надежды на ООН как механизм разрешения кон­фликтов, ее деятельность оказалась фактически парализованной. Вместо того, чтобы стать инструментом мира, ООН на долгие годы была превращена в поле дипломатической конфронтации и пропа­гандистских битв. Известную позитивную, но все же по большей ча­сти пропагандистскую роль в эти годы стало играть ши­рокое общественное Движение сторонников мира.

 

Используя трибуну ООН и других международных организаций, БССР настойчиво боролась за создание системы коллективной безопасно­сти в Европе, за установление прочного и длительного мира между всеми народами. В марте 1951 г. в Советском Союзе был принят закон о защите мира, согласно которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим пре­ступлением против человечества, а лица, причастные к этому, рассматри­вались как уголовные преступники. Беларусь повсеместно отстаивала идею мирного сосуществования двух различных социальных систем - со­циалистической и капиталистической. Это было особенно важно, так как в конце 40-х - начале 50-х годов начался период блокового противостоя­ния: с одной стороны НАТО, созданного в 1949 г., с другой - стран Вар­шавского Договора, подписанного в 1955г. В начале 50-х годов междуна­родная обстановка осложнилась в связи с войной между Корейской На­родно-Демократической Республикой и Южной Кореей. Белорусская де­легация неоднократно выступала в ООН с требованиями прекращения этой войны и военных конфликтов в Индокитае.

 

Трудящиеся Беларуси решительно поддерживали народы, которые боролись за национальную независимость или становились жертвой воен­ной агрессии. Когда осенью 1956 г. правительства Англии, Франции и Из­раиля организовали интервенцию в Египет (так называемый Суэцкий кри­зис), белорусский народ выступил в защиту свободы и независимости этой страны. В ООН делегация республики выступила с решительным осуждением действий этих государств как несовместимых с целями и принципами ООН и призвала все страны выступить против агрессии, за вывод иностранных войск из Египта. В республике прошли многочислен­ные митинги и собрания, на которых трудящиеся требовали решительного обуздания агрессоров. Население Беларуси выражало солидарность с ос­вободительной борьбой алжирского народа, осуждало происки Израиля против Сирии, вооруженную интервенцию США в Ливане и Англии в Иордании в 1958 г.

 

В 60-70-е годы внешнеполитическая деятельность Беларуси направля­лась на разрешение главных проблем, стоявших тогда перед человечеством, -на борьбу за ослабление международной напряженности и предотвращение новой мировой войны. БССР решительно осуждала акты агрессии против на­родов Вьетнама, Конго, Египта, Сирии, Ливана, Анголы и других государств, оказывала им возможную помощь и поддержку. В 1967 г. представители БССР решительно осудили агрессию Израиля против Египта, Сирии и Иор­дании. В 1975 г. делегация БССР проголосовала за резолюцию ООН, квали­фицировавшую сионизм как разновидность расизма. Вся эта деятельность осуществлялась в рамках общей внешнеполитической линии СССР.

 

Трудящиеся Беларуси вместе со всеми народами СССР, других со­циалистических стран и широкими кругами мировой общественности подняли голос протеста против военного вмешательства США в события в Индокитае и в защиту суверенитета Демократической Республики Вьет­нам. Как известно, США поддерживали правительство Южного Вьетнама в борьбе против ДРВ и подвергли Северный Вьетнам блокаде с моря, мас­сированным бомбардировкам. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, с трибуны многих ее специализированных органов представители Беларуси настойчиво требовали от США и их партнеров по военным блокам пре­кратить войну против ДРВ, дать народам Вьетнама возможность самим решить свою судьбу. На промышленных предприятиях, в совхозах и кол­хозах, в учреждениях и организациях Беларуси проходили митинги про­теста против агрессии США во Вьетнаме. Белорусский народ выражал со­лидарность с вьетнамскими патриотами.

 

В 1961-1962 гг. после попытки вооруженного вторжения в Республи­ку Куба, ставшую на социалистический путь развития, США объявили блокаду острова. Трудящиеся Беларуси, как и другие народы СССР, стали на защиту кубинской революции. Искренним и единодушным было их требование «Руки прочь от Кубы!», высказывавшееся в многочисленных резолюциях митингов и собраний, письмах и телеграммах в адрес между­народных организаций и правительства США.

 

В 60-80-е годы активизировались отношения Беларуси с другими со­циалистическими странами - Болгарией, Венгрией, Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ), Германской Демократической Республикой (ГДР), Монголией, Польшей, Румынией, Чехословакией и др. Все более плодотворными становились контакты с этими государствами на уровне министерств, ведомств, общественных организаций.

 

Представители Белорусской ССР участвовали в работе двусторонних, региональных и многосторонних встреч руководителей государств, меж­дународных совещаний и конференций, которые зачастую по инициативе СССР проводились в поисках путей решения наиболее важных мировых проблем. В итоге на рубеже 70-х годов были достигнуты ощутимые ре­зультаты по смягчению напряженности в отношениях капиталистических и социалистических стран. Нерушимость границ, сложившихся в Европе в результате второй мировой войны, была зафиксирована в договорах меж­ду СССР и ФРГ, между ФРГ и Польшей в 1970 г., в ряде соглашений по Западному Берлину. Все это в конечном счете сказалось на улучшении отношений между СССР и США. В 1974 г., когда президент США Р. Никсон посетил Минск, официальные деятели Беларуси, представители общественности заявили о своем горячем стремлении жить в мире и дружбе со всеми народами, не допустить мировой войны, ужасы которой они испытали на себе во время нашествия фашистских агрессоров.

 

Этот период, получивший название «периода разрядки напряженно­сти», позволил подготовить и провести в 1975 г. в Хельсинки общеевро­пейское совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Его основной документ - Заключительный акт подписали 33 европейских государства, а также США и Канада. В нем были зафиксированы важные принципы и положения, соблюдение которых, как показала более чем двадцатилетняя практика, способствовало действительной разрядке на­пряженности, укреплению взаимопонимания между народами.

 

Целенаправленная деятельность миролюбивых сил способствовала положительному решению ряда важных проблем, связанных с разоруже­нием. Соблюдался заключенный в 1963 г. в Москве Договор о запреще­нии испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом простран­стве и под водой. Под этим документом стоит подпись и Белорусской ССР. Была разработана и вступила в силу в 1972 г. Конвенция о за­прещении разработки, производства и накапливания запасов бактерио­логического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожении. В 1977 г. Беларусь стала участницей Конвенции о запрещении военно­го или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

 

Таким образом, в сложный период мировой истории СССР и буржуазно-либеральные страны сумели хотя бы на время преодо­леть взаимное принципиальное идеологическое отчуждение для то­го, чтобы защитить планету от реальной угрозы установления бесче­ловечного фашистского “нового порядка”. После войны СССР быстро восстановил хозяйство, значительно расширил сферу международ­ного влияния. В истории международных отношений начался дли­тельный период глобального противостояния двух мировых держав – СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства. Беларусь явилась активным участником международных соглаше­ний о ликвидации расовой дискриминации, защите гражданских и по­литических, экономических, социальных и культурных прав человека. Все это способствовало возрастанию международного авторитета рес­публики.

Последнее изменение: Вторник, 20 Март 2018, 14:30