1. Развитие социально-экономической сферы в сер. 80-х – 90-х гг. ХХ в.

С середины 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым в СССР начался период радикальных экономических, политических и социальных преобразований, начало которым положили решения апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС. Вначале новый курс связывался с идеей ускорения, которая предусматривала повышение темпов экономического развития путем интенсификации производства, структурной перестройки экономики, внедрения достижений научно-технического прогресса, стимулирования труда. Однако принимаемые меры не дали желаемых результатов. Поэтому в июне 1987 г. было объявлено о проведении радикальной экономической реформы. Начался перевод предприятий, объединений, целых отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. С июля 1988 г. республики стали переходить на региональный хозрасчет, что привело к децентрализации и разрушению единого экономического пространства СССР.

Решение новых задач в Беларуси было осложнено аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной.

В октябре 1990 г. Верховный Совет БССР принял постановление «О переходе БССР к рыночной экономике» и утвердил соответствующую программу, разработанную Советом Министров Беларуси. Такой переход пла­нировалось начать с I ноября 1990 г. Программа предусматри­вала следующие направления перехода к рынку:

1. Меры по стабилизации экономики: сокращение госу­дарственных расходов на содержание госаппарата, капитальное строительство. Планировалось привлечь излишек денежной мас­сы с потребительского рынка за счет приватизации квартир, дач, гаражей, приобретения акций, облигаций и т.д.;

2. Разгосударствление, приватизация, демонополизация собствен­ности на средства производства; развитие предпринимательства и конкуренции;

3. Создание системы государственного регулирования экономикой;

4. Создание рыночной инфраструктуры и механизма ее действия: создание бирж, банков, рынка средств производ­ства, рабочей силы, жилья, патентов и т. д.;

5. Социальная защита населения в условиях рыночной экономики: введение минимальной оплаты труда, индекса­ции доходов, помощи по безработице, переквалификации, мало­имущим и многодетным семьям, пенсионное обеспечение пожи­лых и нетрудоспособных граждан.

6. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы в усло­виях перехода к рынку: выделения значительных государственных средств на реабилитацию потерпевших людей и территорий, строитель­ство жилья, льготы и материальную помощь.

Планировалось, что осуществление программы перехода к рын­ку должно было остановить спад производства, содействовать ста­билизации экономики и ее росту уже в 1993 г. Но, как известно, этого достичь не удалось. Вместе с тем, по оценкам специалистов, принятая программа наметила в целом правильные ориентиры рыночных преобразований, многие се положения остаются акту­альными и в наше время.

После утверждения программы перехода к рынку Верховный Совет БССР принял ряд законов по ее реализации: «О собствен­ности», «О Национальном банке», «О предприятии», «Об аренде», «О предпринимательстве», «Об экономической неплатежеспособ­ности и банкротстве» и др. В 1991 г. была утверждена «Государ­ственная программа стабилизации экономики и социальной за­щиты населения», которая предусматривала ускоренные рыноч­ные преобразования и приоритет государственного регулирова­ния с целью недопущения хаоса и развала экономики. Однако в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, прежние административно установленные экономические связи разорва­лись, начался экономический кризис.

Основные предпосылки и проявления кризиса 1991–1995 гг. в экономике Республики Беларусь. Процесс становления государ­ственности Беларуси совпал с глубоким экономическим кризи­сом, который начался в 1991 г., на два года позже, чем в СССР в целом, и продолжался до 1995 г. включительно. Среди наиболее важных предпосылок кризиса можно выделить следующие:

1) Смена условий государственного существования Беларуси. Из союзной республики, «сборочного цеха» СССР она превратилась в самостоятельное государство, и все экономические проблемы пришлось решать самостоятельно: покупать по значительно бо­лее высоким (иногда по мировым) ценам сырье, материалы, ком­плектующие для производства, корма для животных, потребитель­ские товары, искать вместо утерянных рынков в бывших респуб­ликах СССР и бывших странах социалистического лагеря новые рынки сбыта продукции, формировать свою денежно–кредитную систему и т. д.

2) Смена условий хозяйствования. Это потребовало адаптации к рыночным взаимоотношениям внутри и за пределами государства, развития новых форм собственности и хозяйствования, деятельнос­ти в условиях конкуренции, разработки и принятия новых законов.

Основными проявлениями кризиса стали:

1) спад производства в основных отраслях хозяйства;

2) резкое сокращение инвестиций в основной капитал;

3) рост инфляции;

4) падение жизненного уровня населения;

5) рост безработицы;

6) рост внешней задолженности.

В 1991–1995 гг., в сравнении с последним предкризисным 1990 г. (табл. 1), валовой внутренний продукт Беларуси сократился на 35%, производство промышленной продукции – на 39, продукция сель­ского хозяйства – на 26, инвестиции в основной капитал – на 61, розничный товарооборот – на 57, среднемесячная номинальная заработная плата в белорусских рублях увеличилась в 2807 раз, реальная зарплата в результате инфляции снизилась на 44%. Офи­циальная внешняя задолженность страны в 1991–1995 гг. возрос­ла почти в 4 раза и составила 2 млрд долл., что было равно поло­вине валового внутреннего продукта.

Быстрыми темпами росли цены. С 1992 г. резко поднялись цены на сырье для промышленности и энергоресурсы, что вызвало рост потребительских цен. Российская Федерация в 1992 г. ввела свои деньги, и Республика Беларусь также вынуждена была начать вы­пуск расчетных билетов Национального банка, которые в народе получили название «зайчики» – по изображению зайца на купюре в один рубль. Рост инфляции в Беларуси приблизился к 30% в месяц. Цены в России и странах Балтии росли еще быстрее, чем в Беларуси. В условиях открытости государственных границ наблюдался массо­вый вывоз потребительских товаров из Беларуси в соседние страны.

Курс расчетных билетов Нацбанка Республики Беларусь стре­мительно снижался в отношении к доллару США, в результате чего доллары стали использоваться населением как основное средство накопления и денежных расчетов – происходила так называемая долларизация экономики. Для защиты своих потребителей прави­тельство ввело талоны и купоны, которые давали право гражданам Беларуси на приобретение установленной нормы основных продук­тов и потребительских товаров. Продукты в магазинах стали Прода­вать исключительно за расчетные билеты Нацбанка. С другой поло­вины 1993 г. в наличном денежном обращении страны начали ис­пользоваться только расчетные билеты Национального банка Бела­руси, а с октября 1994 г. белорусские рубли стали единым платеж­ным средством на территории страны – национальной валютой.

Вместе с тем в 1990–1995 гг. наблюдались некоторые позитив­ные изменения в развитии рыночных отношений – расширялся негосударственный сектор в экономике, формировались рыноч­ные механизмы хозяйствования. Так, если в 1990 г. в Беларуси было 71 фермерское хозяйство, то в 1995 г. их количество увеличилось почти в 43 раза, а всего насчитывалось уже 3029. Если в конце 1990 г. из 1522 промышленных предприятий только 281 (18%) было негосударственной формы собственности, то в 1995 г. из 1937 промышленных предприятий негосударственными были 650 (34%). Л в целом в негосударственном секторе экономики в 1995 г. рабо­тало 40,1% занятого населения страны против 26,1% в 1990 г.

Негосударственный сектор расширялся главным образом в тор­говле и производстве потребительских товаров в форме частных, коллективных, арендных, кооперативных, акционерных предприятий. Появились также иностранные и совместные с иностранным капита­лом предприятия. Среди первых таких предприятий были обувная фабрика «Бел вест», созданная витебской обувной фабрикой и запад­ногерманской фирмой «Саламандер». Если в 1990 г. иностранных пред­приятий вообще не было, а на 26 предприятиях с участием иностран­ного капитала работали 3,4 тыс. человек (0,1% занятых в экономике), то в 1995 г. на 644 совместных предприятиях работали 22,8 тыс. чело­век (0,5% занятых в экономике), а на 237 иностранных – 3,8 тыс. человек (0,1% занятых в экономике). Предприятия негосударствен­ной формы собственности в основном были мелкими, но среди ак­ционерных обществ насчитывалось более 50 крупных предприятий, в том числе Мозырский нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой аппаратуры, Пинский деревообра­батывающий комбинат, Витебский чулочно–трикотажный комбинат, Минский часовой завод, завод холодильников «Атлант» и др.

Следует отметить, что экономический кризис в первой половине 90–х гг. пережива­ли все страны СНГ. Республика Беларусь даже сохранила более высокий уровень ряда макроэкономических показателей, чем он был в среднем по СНГ. Меньшим, чем в Беларуси, спад производ­ства ВВП имели только Узбекистан и Россия.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM