1. Сущность и содержание НЭПа в БССР.

 

Новая экономическая политика (НЭП) была вызвана к жизни крахом надежд на мировую революцию и необходимос­тью учета интересов большинства населения страны – сель­ских жителей, поэтому ее проведение началось с мероприятий в области сельского хозяйства – замены продразверстки продналогом (март 1921 г.). К середине 1920-х гг. сложилась хозяйственная система НЭПа, которая оказала влияние и на культуру, и на общественно-политическую жизнь в республике. В сфере промышленности НЭП выявилась в следующем:

 

1. Упразднялась чрезмерная централизация. Управле­ние было приближено к производству, что дало возможность в большей мере учитывать местные ресурсы. Были созданы групповые управления, которые подчинялись непосредствен­но Совнархозу республики. В уездах экономические отделы занимались вопросами восстановления промышленности местного значения (кустарное производство, местное стро­ительство). Традиционное преобладание мелких и средних предприятий в Беларуси не способствовало созданию трестов ( созданы в 1925 г.).

 

2. Все промышленные предприятия были разделены на 4 группы. В первую входили наиболее крупные государствен­ные предприятия, которые должны были работать на основе хозяйственного расчета (за счет прибыли покрывать убытки). Другие подлежали временной консервации. Третьи отдава­лись в аренду кооперативам и частным лицам. В четвертой группе находились предприятия, которые подлежали закры­тию, а их рабочие и служащие передавались на работающие предприятия. Вместе с тем, значительная часть рабочих (преимущественно низкой квалификации) не могла найти работу и попала в число безработных. Существование рынка рабочей силы являлось характерной чертой общества периода НЭПа.

 

3. Ликвидировалась уравниловка в оплате труда рабо­чих. Формы оплаты учитывали квалификацию рабочего, про­изводительность его труда. В первые годы НЭПа вместе с денежной сохранилась и натуральная оплата за счет местных продовольственных ресурсов.

 

С начала 1920-х гг. происходит переход к рыночным отношениям и в деревне. Вслед за заменой продразверстки продналогом (1921 г.) с 1922 г. был разрешен свободный выбор форм землепользования, результатом чего был стре­мительный рост хуторов, особенно в Витебской губ. Одно­временно крестьяне получили право свободно продавать ту часть продукции, которая оставалась после выплаты продналога. С 1923/24 хозяйственного года натуральный налог заменяется денежным. Крестьяне, таким образом, не только получили возможность сеять более выгодные культуры (в БССР, например, резко возросли посевы картофеля), но и продавать свою продукцию на рынке, что способствовало развитию товарно-денежных отношений. Пос­леднее было возможно только в условиях стабильной денежной системы, которую обеспечило проведение денежной реформы в СССР (1924 г.). В соответствии с новым Земель­ным кодексом БССР 1925.г. (разработан под руководством наркома земледелия БССР Д.Ф. Прищепова) крестьяне по­лучили возможность арендовать землю или недостающий инвентарь или же продавать свою рабочую силу. Это позво­ляло экономическими методами уменьшить вероятность столкновений между различными по уровню социально-эко­номического развития хозяйствами.

 

Сглаживанию социальных конфликтов способствовала и кооперация. Заинтересованность крестьянина в кредитах, в средствах производства для развития собственного хозяй­ства, найти которые каждому в отдельности было очень сложно, вынуждала его искать рынки сбыта для своей продукции. Это предопределило быстрый рост кредитных кооперативов, а также таких видов сельскохозяйственной кооперации, как молочно-животноводческая, садово-огородная, семеноводческая, мелиоративная и др. Процент охвата различными формами кооперации крестьянских хозяйств увеличился с 7,4% в 1924 г. до 27% в 1926 г. Однако уже в 1920-е гг. государство выработало различные формы контроля над кооперацией (самоуправление и т.д.), которые подрывали ее суть.

 

Расширение экономической свободы способствовало раз­витию демократических принципов политической жизни, объективно противоречило централизации. Неслучайное 1926 г. правительство БССР (председатель СНК И. Адамо­вич) не согласилось с проектом СНК СССР “О началах землепользования и землеустройства Союза ССР” и высказа­лось за то, чтобы вся земля, недра и воды, которые находятся на территории республики, являлись собственностью этой республики (а не Союза, как по проекту). В 1927 г. на VIII Всебелорусском съезде нарком земледелия Д. Прищепов высказался за то, чтобы союзное правительство разрабатывало только общие принципы сельхозналога, а конкретизация их проводи­лась бы на месте. Известно, что эти государственные деятели были репрессированы уже в конце 1920-х гг.

 

В 1925-1927 гг. становление и укрепление хозяйственной системы новой экономической политики обеспечивало сравни­тельно высокие темпы развития народного хозяйства республи­ки. Объем валовой продукции промышленности в 1927 г. превысил довоенный уровень, хотя и при большем количестве занятых рабочих. Наблюдался устойчивый рост промышленности в традиционных отраслях: лесной, льнопрядильной, деревообрабатывающей. Более быстро восстанавливалось сельское хозяйство БССР, валовая продукция которого уже в 1926 г. значительно превы­сила среднегодовые показатели 1911–1913 гг. Снизился удель­ный вес зерновых, наоборот, значительно выросли площади под картофелем и сеяными травами, что вызывалось быстрым раз­витием животноводства. Потребительский рынок был наполнен, наращивала оборот торговля. Однако Беларусь все еще остава­лась слабо развитой в индустриальном плане, удельный вес ее в промышленности СССР составлял менее 1%. Необходима была модернизация экономического комплекса, и политическое руководство должно было определить направление и методы такой модернизации.

 

Между тем к середине 1920-х гг. четко определилось основное противоречие НЭПа: между многообразием эконо­мических отношений и монополией одной партии. Эта политика привела к дробле­нию крестьянских хозяйств (из-за непосильного налогового бремени) и в результате к уменьшению товарной (постав­ляемой на рынок) продукции. Ограничение частной торговли и частных (мелких) предприятий вызвало искусственный дефицит ряда промышленных товаров. Процесс инфляции в 1928 г. предопределил нежелание крестьян продавать хлеб за обесцененные деньги. И очередной рыночный кризис был использован для перерастания административного начала в традиционную политику и ликвидацию хозяйственной систе­мы НЭПа.

 

Таким образом, НЭП – это экономическая политика советского государства в 1920-е гг. Суть: использование товарно-денежных отношений. Как система сложилась в 1925 г.

 

В деревне проявилась в:

 

1) замене продовольственной разверстки продовольствен­ным налогом;

 

2) свободе выбора форм землепользования;

 

3) замене натурального налога денежным;

 

4) разрешении аренды земли и найма рабочей силы.

 

В городе проявилось в:

 

1) разрешении частного производства, аренды;

 

2) децентрализации руководства промышленностью;

 

3) материальной заинтересованности в результатах труда.

 

Система НЭПа предусматривала развитие кооперации и финансовую стабилизацию.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM