3. Развитие литературы, архитектуры, живописи, театра в Беларуси во вт. пол. XIX – нач. ХХ вв.

 

Творческая деятельность. «Отцом» белорусской литературы счи­тается знаменитый поэт Ф. Богушевич. Это ему принадлежат сло­ва, которые и сегодня отражают сущность белорусской националь­ной идеи: «Не пакщайце беларускай мовы, каб не умерлi». Белорус­ская литература второй половины XIX в. обогатилась произведения­ми Я. Лучины, Л. Гуриновича, К. Кастровицкого (Каруся Каганца), О. Обухонича (первый белорусский баснеписец), Ф. Топчевского.

 

В нач. ХХ в. решающую роль в развитии белорусской лите­ратуры играла единственная в крае белорусская газета «Наша нива». Она превратилась в собирательницу литературных талантов. Сре­ди сотрудников газеты были Я. Колас, Я. Купала, который в 1914–1915 гг. работал даже редактором-издателем газеты, Т. Гартный (Д. Жилунович), 3. Бядуля, Э. Тетка (Элоиза Пашкевич-Кейрис), позже – М. Богданович, Ядвигин Ш. (Левицкий Антон), К. Буйло, М. Горецкий,А. Гарун.

 

В 1912 г. в Вильно начал издаваться сатирический журнал «Кра­пива», сельскохозяйственный отдел «Нашей нивы» перерос в са­мостоятельный журнал «Соха». С конца 1913 г. он издавался в Минске. Здесь же появился литературный месячник для молоде­жи «Лучинка», который редактировала Э. Тетка. В январе 1913 г. в Вильно при финансовой поддержке княгини М. Радзивилл нача­ла выходить на белорусском языке латинкой католическая еже­дневная газета «Беларус».

 

Сразу же после отмены в декабре 1904 г. ограничений для не­русских языков крупнейшее белорусское издательство было осно­вано В. Ивановским в Петербурге под названием «Заглянет солн­це и в наше оконце». Именно в нем в 1905 г. вышли первые буква­ри для белорусских детей на латинке (составитель В. Иванов­ский) и кириллице (К. Каганец). В 1913 г. В. Ивановский с помо­щью Я. Купалы и И. Луцксвича перенес свое дело в Вильно, где организовал Белорусское издательское товарищество и откры/ первую белорусскую типографию. Кроме того, действовали такие белорусские издательства, как «Минчук» (Минск), «Наша хата» «Полочанин», «А. Гриневич» (Вильно). Благодаря усилиям «наше-нивцев» практически все белорусские писатели печатали свог произведения. Всего с 1906 по 1915 г. было издано около 160 бело­русских книг. Белорусская литература в этот период выходила не уровень классической и включалась в европейский культурныг процесс.

 

Новую послереформенную эпоху наиболее ярко отражала ар­хитектура городов. Во-первых, они приобретали черты индустриа­лизации: железнодорожные вокзалы, заводские трубы, многоэтаж­ные каменные дома, деловые благоустроенные центры и грязные пролетарские окраины. Появились конно-железнодорожные до­роги (конки) в Минске и Могилеве (1890-е гг.), трамвай в Витеб­ске (1898). Во-вторых, в конце XIX – начале XX в. в архитектуре наблюдался отход от русского классицизма феодальной эпохи и установление нового стиля – эклектизма, который допускал вы­бор архитектурных форм из прежних эпох.

 

Во второй половине XIX в. на весь край только в Вильно су­ществовала рисовальная школа, которая давала профессиональ­ную подготовку. Большой популярностью пользовалась Петербур­гская академия художеств. Знаменитыми художниками того вре­мени были К. Альхимович, который прославился своими истори­ческими полотнами, Н. Силиванович, мастер бытовых картин и портрета, пейзажист О. Горавский. Белорусская земля, ее история. люди не оставили равнодушным И. Репина, который в 90-е гг временно жил в Здравнево под Витебском. В начале XX в. рисо­вальные школы уже работали в Минске, Витебске, Могилеве. Са­мыми распространенными жанрами искусства становятся порт­рет и пейзаж. Большую известность имели художники-пейзажис­ты Ф. Рущиц и Г. Вейсенгоф. Наиболее ярким представителем бы­тового жанра в местной живописи был Ю. Пэн. В начале XX в. он основал в Витебске рисовальную школу, где учились сотни юных талантов, среди которых были М. Шагал и С. Юдович. Зрелым иллюстратором белорусских изданий был К. Каганец, один из ос­нователей белорусской литературы нового времени. В период де ятельности «Нашей нивы» начиналась творческая жизнь Я. Дроздовича (1888–1954), талантливого белорусского графика, худож­ника и скульптора.

 

Во второй половине XIX в. господствующее положение в Бела­руси занимал русский театр. Местная публика весьма тепло прини­мала великую русскую актрису М. Савину и известного актера В. Долматова, которые свою театральную карьеру начинали в 1869 г. на минской сцене. Очень близкой белорусскому восприятию была украинская драматургия, которую демонстрировали в белорусских городах труппы М. Старицкого и М. Крапивницкого. На сценах белорусских губернских городов выступали практически все луч­шие театральные коллективы России. Свое мастерство получили возможность продемонстрировать польские еврейские труппы. Минчане были свидетелями творческих поисков режиссера-но­ватора В. Мейерхольда (1908).

 

Во второй половине XIX – начале XX в. в театральной дея­тельности и белорусы поднялись на уровень профессионализма. Одна из многочисленных театральных трупп сложилась в фоль­варке Поливачн Диспенского уезда во главе с И. Буйницким. Быв­ший землемер оказался талантливым артистом, постановщиком танцев и режиссером. В 1910 г. его труппа переросла в професси­ональный театр, который стал первым национальным театром. В 1913 г. театр закрылся.

 

Значительным явлением того времени были гастроли знаме­нитых российских и иностранных музыкантов и певцов, таких, как С. Рахманинов, А. Скрябин, всемирно известный «шведский соло­вей» А. Форстрем. В начале XX в. в отдельных городах стали воз­никать частные музыкальные училища. В Минске организовался симфонический оркестр. Первые творческие шаги делал белорус­ский композитор Л. Роговский.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM