2. Развитие образования и науки в Беларуси во вт. пол. ХІХ – нач. ХХ вв.

 

Образование.

 

После восстания 1863 г. для культурной жизни Белорусского края были характерны две основные тенденции: становление профессиональной (элитарной) белорусской куль­туры - сферы творческой деятельности художественной интел­лигенции и усиленный культурный взаимообмен между народа­ми, которые населяли белорусские земли. Со стороны господству­ющей русской нации этот обмен приобретал форму насильствен­ной русификации нерусского населения.

 

В области образования на белорусских землях происходили следующие изменения:

 

Во-первых, Беларусь потеряла единственное высшее учебное за­ведение. В марте 1864 г. был закрыт Горы-Горецкий земледельче­ский институт. Кроме того, в 1866 г. в университетах и институтах России вводилась процентная норма для студентов-католиков. Это ограничение распространялось и на белорусов католического веро­исповедания. На пути к высшему образованию ставились препят­ствия, поскольку царское правительство не хотело умножать шля­хетскую интеллигенцию (будущих сепаратистов) в Беларуси, а в даль­нейшем так и не разрешило возобновить здесь деятельность хотя бы одного светского высшего учебного заведения.

 

Во-вторых, власти уволили из белорусских школ всех учите­лей католической веры, а взамен вызвали работников школы из Центральной России.

 

В-третьих, в стране в 1864 г. была проведена школьная ре­форма, которая в Беларуси должна была укрепить и усовершен­ствовать русскую школу. Реформа давала права открывать народ­ные, а с 1872 г. и городские училища, которые подчинялись Мини­стерству народного образования. Все остальные начальные шко­лы разных ведомств и частных лиц закрывались. Мужские гимна­зии делились на два типа – классические и реальные. Первые специализировались на гуманитарных науках, вторые – естествен­ных. Позже реальные гимназии были преобразованы в реальные училища.

 

В-четвертых, начальное образование в деревне в значитель­ной степени попало под контроль православной церкви. С 1884 г. в Беларуси вместе с народными училищами стали открываться церковноприходские школы (ЦПШ), которые содержались на средства духовного православного ведомства. Нигде в России не было так много ЦПШ и нигде начальное образование не имело такую религиозно-русификаторскую направленность.

 

В-пятых, создавалась местная система подготовки учительских кадров для начальных школ. Для этой цели служили учительские семинарии. Первая учительская семинария открылась в Молодечно в 1864 г. Она стала первой в России. Затем такие же учреждения появились в Несвижс Минской губернии, Свислочи Гродненской и Полоцке. Семинаристам запрещалось разговаривать по-бело­русски. Все белорусское высмеивалось, связывалось с безграмот­ностью, невежеством. Ученики из деревень начинали стыдиться своей национальной принадлежности, стремились быть похожи­ми на ту интеллигенцию и урядников, что приехали из России. Но «болезнь» денационализации затем у многих проходила и воспи­танники семинарий становились активными участниками нацио­нально-освободительного движения.

 

В начале XX в. в российской системе образования в Беларуси наблюдались и положительные изменения. Начальные церковно­приходские школы заменялись народными училищами светского характера. Распространялось профессиональное образование. Боль­шую популярность приобретали такие средние учебные заведе­ния, как коммерческие училища. Вместе с учительскими семина­риями стали открываться учительские институты – в Витебске ( РЖ)), Могилеве (1913), Минске (1914), которые давали фактиче­ски Среднее специальное образование. С 1911 г. начало действовать Витебское отделение Московского археологического института, где известный белорусский историк А. Сапунов читал курс исто­рии Северо-Западного края. Воспитанники московского учрежде­ния получали неполное высшее образование.

 

Наука.

 

Сразу же после подавления восстания 1863 г. царское пра­вительство мобилизовало официальную науку для поиска доказа­тельств того, что Беларусь испокон веков являлась русским краем. Делалось это наперекор польским домогательствам на белорусские земли. Поэтому научная деятельность в Беларуси во второй полови­не XIX в. выделялась, во-первых, политизированностью, а, во-вторых, развитием преимущественно гуманитарных наук. В 1867 г. в Вильно открылся отдел Русского географического общества. Проводились археологические экспедиции, собирались старинные предметы быта и старопечатные книги. Однако в 1874 г. виленский отдел закрылся из-за нехватки специалистов из России и Петербург вынужден был поддержать научную деятельность уроженцев Беларуси.

 

В 1870 г. вышел первый белорусско-русский словарь И. Носовича (1788–1877), старейшего белорусского языковеда. Выделилась целая плеяда белорусских этнографов: П. Шейн (1826–1900), Н. Никифоровский (1845–1910), Е. Романов (1855–1922). Белорус­ский народ заполучил своего академика Е. Карского (1860–1931). Мировую известность принесло ему фундаментальное издание «Белорусы» (три тома в семи частях), где автор изучал происхож­дение и развитие белорусского языка. Патриотические статьи за­мечательного белорусского историка М. Довнар-Запольского (1867–1934) печатала в 1888 г. одна из первых в Беларуси частная либеральная газета «Минский листок» (1886–1902).

 

Ученые - этнографы, языковеды, историки - уже во второй по­ловине XIX в. выявили самобытность белорусского народа. Офици­альная доктрина русскости белорусского края не подтверждалась.

 

В начале XX в. научная деятельность в Беларуси теряла поли­тическую окраску и приобретала прикладной характер. Стреми­тельно росла сеть учебных заведений. Изучением края занима­лись Витебская ученая архивная комиссия (1909), Смоленская ученая архивная комиссия, Минский церковный историко-археологический комитет (1908), восстановленный в 1910 г. в Вильно Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, польское Товарищество друзей науки в Вильно (1907), Товарище­ство изучения Белорусского края в Могилеве. При содействии названных научных учреждений краеведческие музеи были со­зданы в Витебске, Могилеве, Гродно, Минске, Вильно. Значитель­ным событием научной жизни Белорусского края стала деятель­ность Товарищества врачей Минска. Первыми научными учреж­дениями естественнонаучного профиля были исследовательские станции – Беняконская сельскохозяйственная в Виленской гу­бернии (1910) и Минская болотная (1913). Вопросами научной агрономии и ветеринарии занимались отдельные помещики под опекой сельскохозяйственных товариществ. В Минске в 1912–1916 гг. издавался первый в России журнал по культуре болот – «Болотоведение». Всего же в Беларуси с 1901 по 1917 г. выходило около 20 естественнонаучных изданий, в том числе 8 сельскохо­зяйственных, остальные – по медицине, болотоведению, лесовод­ству, железнодорожному транспорту и общим проблемам. Их ре­дакции находились в Вильно, Минске, Витебске, Гродно, Могиле­ве, Бобруйске, Лспсле.

 

В изучение Беларуси включилась национальная интеллиген­ция. Уже в конце 80 – начале 90-х гг. XIX в. вокруг редакции «Мин­ский листок» группировались любители белорусской культуры и истории. Свои исследования они публиковали и в ежегодном при­ложении газеты «Северо-Западный календарь», который выходил в 1888–1893 гг.

 

На страницах газеты «Наша нива» разрабатывалась теория бе­лорусской культуры. Один из основателей «Нашей нивы» И. Луцкевич, этнограф и археолог по профессии, собирал при редакции коллекции для будущего белорусского национального музея. В те времена в России не существовало почти ни одного университет­ского города, где бы под влиянием «Нашей нивы» не организовы­вались белорусские студенческие кружки по изучению прошлого своего Отечества. Выделялся Петербург. Там выходил литератур­но-художественный альманах «Молодая Беларусь» (1912–1913), который по существу был первым изданием белорусской науч­ной публицистики, действовал Белорусский научно-литературный кружок студентов (1912–1917).

 

В 1910 г, в Вильно был напечатан первый учебник по истории Беларуси – «Кароткая псторыя Беларуси. Его написал на белорус­ском языке В. Ластовский, который с 1909 г. работал секретарем ре­дакции «Маша нива». Появление учебника стало важнейшим собы­тием в летописи белорусского национального движения.

Последнее изменение: Вторник, 20 Март 2018, 14:30