3. Реформация и Контрреформация в ВКЛ. Брестская церковная уния.

 

В начале XVI ст. Западную Европу всколыхнуло движение, известное в истории под названием Реформация. Реформация – широкое общественно-политическое, идеологическое и религиозное движение буржуазии, направленное против феодализма и его опоры – католической церкви. Деятели Реформации требовали уничтожения феодализма, создания новой, децентрализованной, более демократической и дешевой церкви, секуляризации ее имущества, ликвидации духовенства как отдельной касты, а тоже монастырей и монашества, пышного католического культа, сложной церковной обрядности.

 

Реформация привела к появления нового направления в христианстве – протестантизма, который объединяет ряд самостоятельных церквей и сект: лютеранство, кальвинизм, англиканскую церковь, баптистов, адвентистов и пр. Эти церкви и секты несколько отличаются культом и организацией, но связаны общностью происхождения и догматикой. Основные положения протестантизма были сформулированного его основателями М. Лютерам, Ж. Кальвинам, В. Цвингли.

 

Основными реформационными течениями в ВКЛ были кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. Хронологические рамки Реформации на территории Беларуси: вт. пол. XVI – сер. XVII ст. Наибольшее распространение здесь получил кальвинизм, доктрина которого импонировала знати. Народные массы безразлично относились к Реформации, потому религиозное движение в Беларуси не приняло такого размаха, как в Европе.

 

Активную реформационную деятельность в Беларуси проводил крупный магнат, виленский воевода, канцлер Николай Радзивилл Черный. Только в своих владениях он закрыл 187 костелов, разрушил все придорожные католические часовни и кресты и открыл 134 кальвинистские соборы. Под покровительством М. Радзивилла были организованы протестантские общины в Несвиже, Клецке, Ивье, Орше и других обителях. К 60-м гг. XVI ст. в кальвинизм перешло большинство белорусских магнатов и значительная часть знати.

 

В 1562–1565 гг. из кальвинистского лагеря выделяется самостоятельное течение, которое получило название антитринитариев или ариан (от имени святого Ария, который жил в IV ст. н.э. в Александрии и отрицал триединство Бога). Ариане делились на две течения: крестьянско-плебейскую и шляхетско-бюргерскую. Первые выступали за ликвидацию крепостничества, создание бесклассового общества, основанного на примитивно-коммунистических основах, где нет частной собственности, где работа является обязательством каждого человека, где нет войн и всякого насилия. Представители шляхетско-бюргерского течения защищали феодаль-ную собственность на землю и эксплуатацию крестьян, сословно-классовое неравенство и в то же время признавали необходимость проведения социальных реформ и улучшения положения крестьян. Их взгляды выражали известные деятели Реформации, писатели, просветители, гуманисты Симон Будний и Василий Тяпинский.

 

Смягчить радикализм крестьянско-плебейского течения анти-тринитаризма, примирить взгляды его левого и правого крыла попробовал в 80-я гг. XVI ст. Фауст Социн, именем которого стало называться реформационное движение в XVII ст. – социнианство. Новое учение отбросило проблемы бедных и богатых, частной собственности. Центром социнианства в ВКЛ в начале XVII ст. был Новогородак.

 

Боязнь польских и литовских феодалов взрыва крестьянской войны, противоречия между крестьянско-плебейским и шляхетско-бюргерским направлениями антитринитаризма, преследования ариан иезуитами и государством с использованием методов клеветы и погромов (с 1647 г. закрывались арианские типографии и школы, решением сейма 1658 г. ариан выгнали из государства: им дали три годы на обустройство имущественных дел, после чего те, кто осмеливался исповедовать или распространять анти-тринитаризм, подлежали казни) привели к тому, что во вт. пол. XVII ст. реформационное движение на Беларуси приостановилось.

 

Реформация покачнула позиции католической церкви. Новую церковную политику во условиях Реформации определил Тридентский собор 1545–1563 гг. Наступила эпоха Контрреформации. Ее хронологические рамки: середина XVI – конец XVII ст., хотя идеи Контрреформации в какой-то меры определяли духовную жизнь общества почти до середины XVIII ст.

 

Контрреформация – возглавленный папством (религиозно-монархический центр католической церкви во главе с Попой Римским) общественно-политическое и религиозное движение против Реформации, за укрепление феодального строя в период его распада. В целях спасения католической церкви от «реформаторской ереси» была сделана ставка на орден иезуитов, созданный в 1534 г. в Италии испанским дворянином И. Лаёлой. Помимо иезуитов на территории Беларуси действовали 17 мужских католических монашеских орденов (бернардинцы, францисканцы, кармелиты, бенедиктинцы и пр.) и 7 женских (даминиканки, бернардинки, кармелитки, брыгитки, бенедиктинки и пр.).

 

Началом Контрреформации в ВКЛ может считаться 1569 г., когда первые иезуиты явились в Вильно. Они вошли в дворцы богатых людей как духовники, советчики, домашние учители. На молодежь иезуиты влияли через школу. В 1570 г. в Вильно орден иезуитов открыл свой коллегиум, который в 1579 г. был преобразованный в академию. Это первое высшее учебное учреждение в ВКЛ. Позже иезуиты основали коллегиумы в Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Новогородку, Гродно, Витебска, Минску, Слуцке.

 

Реформация и Контрреформация в Беларуси, являясь частями европейского процесса, имела свои особенности. Во-первых, Реформация и Контрреформация в Беларуси совпали по времени в своем развитии, что привело к конфессиональной напряженности в второй половине XVI – начала XVII ст. Вместе с тем сосуществование двух, а потом трех христианских церквей (православной, католической и униатской) выработала нормы толерантности (терпимости), что не позволило сопровождать Контрреформацию суровыми политическими и религиозными гонениями, как это было в других странах. Во-вторых, когда в западно-европейских странах в результате Реформации от католической церкви отделилась ее часть и образовала национальные протестантские церкви, то в Беларуси силам Контрреформации удалось вернуть в католичество захваченную протестантством католическую знать, а также присоединить к ней знать православную и приблизить к католичеству через унию народные массы. В-третьих, Контрреформация в Беларуси была направлена не только против протестантизма, но и против православия – оппозиционной силы католицизма. Папа Римский имел намерение компенсировать потерю миллионов верующих в Западной Европе через духовное подчинение восточнославянских народов. Беларуси отводилась роль плацдарма для проникновения в Русское государство, а через нее – в Китай, Индию и т.д. Это намерение высказал Папа Римский Климент VIII: «О, мои русины. Надеюсь через вас перевернуть в католицизм весь восток!»

 

В результате больших усилий Папы Римского и католического духовенства, а также руководства Речи Посполитой окончательное решение о слиянии православной и католической церкви произошло 6–9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии 1596 г. была создана униатская церковь.

 

Униатская церковь подчинялась Папе Римскому, а обряды в ей были сначала прежние. –Униатами стали, в основном, крестьяне, мещане, часть мелкой и средней знати. Поэтому униатскую церковь иной раз называют «хлопской церковью», а ее верующих – людьми «хлопской веры». Магнаты и в большинстве своем белорусская знать присоединились к государственной церкви – церкви католической.

 

Насильственное введение униатства вызвала сильное сопротивление с стороны православного населения. Можно привести факт убийства священника Иосафата Кунцевича и его единомышленников в Витебска в 1623 г. за закрытие православных храмов в Полоцке, Витебске, Орше и Могилеве, за насилие и призывы топить, резать, вешать, сжигать на поленницы православных верующих как злых и неисправимых еретиков. Королевская комиссия за участие в убийстве осудила 75 человек к смертной казне. Витебск был лишен магдебургского права и всех ранее подаренных прав и привилегий, был подчинен военному управлению, снят вечевой звон, а ратуша преобразована в шинок.

 

Законами Речи посполитой 1668 и 1674 гг. по православию был нанесен еще один удар: отступничество от католичества и униатства провозглашалось криминальным преступлениям и подлежало наказанию путем изгнания из государства. Была сломана и такая форма сопротивления католической экспансии, как православные братства, которые печатали книги на свои средства, проводили большую пропагандистскую работу, направленную против унии. К XVIII ст. деятельность православных братств приостановилась. В конце XVIII ст. более чем 75 % население Беларуси являлись униатами. На Беларуси существовала только одна православная епархия в Могилеве. Она, как и Киевская митрополия, была подчинена Московскому патриархату.

 

О том, что шел процесс латинизации униатской церкви, перевода ее на католический обряд, свидетельствуют решения Замойского церковного собора 1720 г. В соответствия с ним обряд униатской церкви окончательно переводился на католический строй: священники обязывались брить бороды, заменить рясу на сутану, вводились звоночки сотоварищи атрибуты католического обряда.

 

Униатская церковь была ликвидирована решением Полоцкого церковного собора 1839 г. Она превращалась в православную. Католическая экспансия на белорусские земли потерпела поражение.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM