4. Развитие белорусского народа в условиях послевоенного времени. Укрепление государственного суверенитета Республики Беларусь.

Политическая ситуация в первое послевоенное десятилетие.

Победа в Великой Отечественной войне породила у многих граждан республики надежды на улучшение жизни. Демобилизованные офицеры и солдаты, многие из которых познакомились с жизнью европейских стран, по-новому, более критически стали относиться к окружающей действительности, надеялись на перемены в общественно-политической жизни. Однако исход войны еще больше укрепил диктаторский режим. Сталинская пропаганда связывала победу над фашизмом только с "мудрым руководством" партии и Сталина.

Сталинский режим стремился не только восстановить, но и укрепить свои идеологические и хозяйственные структуры. При этом учитывалось, что население оккупированных немецкими фашистами территорий узнало правду о репрессиях накануне войны, о своей истории, поэтому власти относились к освобожденному населению с недоверием, подозрительностью. Л. Цанава, который накануне и в первые послевоенные годы возглавлял НКВД БССР, считал, что все, кто не принял активного участия в партизанской борьбе - предатели. В тюрьму были брошены многие минские подпольщики, партизанские связные, бывшие военнопленные. Был арестован ряд деятелей Компартии Западной Беларуси. Готовилась расправа и над секретарем Гродненского обкома С.О. Притыцким. В 1951 г. был необоснованно обвинен в сговоре с "югославскими ревизионистами", в троцкизме Нарком просвещения М.В. Саевич.

В Беларуси большим авторитетом пользовался первый секретарь ЦК КП(б)Б и Председатель правительства республики П.К. Пономаренко . Это вызывало недоверие И. Сталина. Вместо П.К. Пономаренко был прислан секретарь Пермского обкома Н. Гусарев. Новое руководство активизировало борьбу с национальным движением и ускорило процесс коллективизации в Западных областях Беларуси. В 1944-1946 гг. на территории Западной Беларуси создавались группировки и организации оппозиционно настроенной молодежи.

Весной 1946 г. в Слониме возникла подпольная организация, которая установила связь с патриотическими группами в Барановичском учительском институте и на Брестском железнодорожном узле. Главной задачей этой организации была защита национальных прав и свобод, борьба за сохранение и развитие белорусской культуры, языка, пропаганда своего видения истории. В конце 1946 г. подпольные группы стали действовать в Жировичском сельхозтехникуме, Ганцевичском педучилище. В июне - августе 1947 г. члены этих организаций были арестованы. Их дело было рассмотрено в военных трибуналах в Барановичах и в Минске. В начале 1946 г. в Глубокском педучилище возникла организация "Союз белорусских патриотов", к которой присоединилась группа из Поставского педучилища. В это же время в Минске, а также в Молодечненской и Пинской областях действовала организация "Свободная Беларусь". В феврале 1947 г. эти организации были раскрыты, а их члены осуждены на сроки заключения от 5 до 25 лет.

В первые послевоенные годы продолжали вооруженную борьбу против советской власти остатки польской Армии Краевой, Украинской повстанческой армии, банды немецких прислужников, которые не успели сбежать со своими хозяевами. Жертвами их стали не только партийные и комсомольские активисты, врачи, учителя, военнослужащие, но и простые крестьяне. Так, в феврале 1946 г. бандиты совершили 120 убийств, 190 грабежей и 18 разбоев. Последние бандитские формирования были ликвидированы только к середине 1952 г.

В послевоенные годы велась борьба с так называемым космополитизмом, преклонением перед Западом. В этом были незаконно обвинены многие крупные ученые, в том числе президент Белорусской академии наук А.Р. Жебрак. Были признаны безыдейными пьеса К. Крапивы "Милый человек" и ошибочной пьеса А. Кучера "Заложники" и др. В республике возобновились аресты писателей, причем некоторых арестовывали неоднократно. Такое испытание прошли Г. Березкин, С. Граховский, А. Александрович, Микулевич, С. Шушкевич и др. В феврале 1948 г. на одной из улиц Минска был найден мертвым руководитель Московского государственного театра, бывший председатель еврейского антифашистского комитета в 1941-1945 гг. С. Михоэлс.

Ведущим звеном командно-административной системы оставалась Коммунистическая партия. В ее руках были сосредоточены рычаги государственного и хозяйственного руководства. Формальный характер носила деятельность советов всех уровней. Они фактически подчинялись партийным органам, не были самостоятельны в принятии решений и ограничены в своей деятельности. В феврале 1946 г. прошли выборы в Верховный Совет СССР, в феврале 1947 г. - в Верховный Совет БССР, в январе 1948 г. и декабре 1950 г. - в местные Советы. Однако выборы не были свободными, демократичными и проходили по заранее разработанному сценарию.

В сложном положении находились профсоюзы. Партийные организации руководили на местах выборами фабрично-заводских и местных комитетов и даже приемом в профорганизации новых членов. В октябре - ноябре 1948 г., в связи с ликвидацией института уполномоченных ВЦСПС по союзным республикам, создаются белорусский республиканский и областные советы профсоюзов. Это несколько оживило профсоюзное движение в республике. Свое влияние на молодежь Компартия оказывала через комсомол. В начале 1949 г. в ЛКСМБ насчитывалось 316,9 тыс. юношей и девушек. Секретарями ЦК ЛКСМБ в первые послевоенные годы были К.Т. Мазуров и П.М. Машеров , которые стали известными политическими деятелями. Однако советы, профсоюзы и комсомол создавали в обществе только видимость демократии. Они не столько выражали и защищали интересы трудящихся, молодежи, сколько направляли их труд на возрождение страны.

В республике действовали общесоюзные общественные организации: ДОСААФ, спортивные и культурные объединения, членство в которых для большинства трудоспособного населения было обязательным.

Значительным событием в общественно-политической жизни Беларуси в первой половине 1950-х гг. стало движение за запрещение атомного оружия. На воззвание Постоянного комитета сторонников мира к руководителям государств о запрещении атомного оружия в Беларуси проходил сбор подписей, митинги в поддержку этого воззвания. Была создана Республиканская комиссия содействия Советскому комитету защиты мира. Председателем этой комиссии был Я. Колас.

Общественно-политическая и социальная жизнь в Беларуси во второй половине 50-х - середине 80-х гг

В истории страны промежуток времени после смерти Сталина (5 марта 1953 г.) и до отставки Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. называют десятилетием политической "оттепели", периодом относительной демократизации жизни общества. В эти годы активизировалась общественная и культурная жизнь. Однако эти преобразования носили не глубинный, а скорее косметический характер и не затрагивали основ существующего строя.

После ХХ Съезда КПСС (1958 г.) в БССР начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. С 1953 по 1963 гг. было реабилитировано 5 619 человек. Среди них партийные, государственные и общественные деятели В.Г. Кнорин, Н.Ф. Гикало, Н.М. Голодед, А.Г. Червяков, И.П. Уборевич и др. Однако к реабилитации отношение руководства страны было сложным. Например, до 1988 г. власти не соглашались на партийную реабилитацию Д. Жилуновича, В. Ластовского, В. Игнатовского и др. С приходом к власти Л.И. Брежнева реабилитация была почти прекращена. С 1972 по 1988 гг. было реабилитировано только 169 человек.

Общественно-политическая жизнь тех времен была сложной и противоречивой, отражала борьбу двух тенденций: демократической и консервативной. Процесс либерализации, который затронул разные сферы общественной жизни, начался, прежде всего, с демократизации. Стали регулярно созываться съезды и пленумы ЦК КПСС и партийных организаций союзных республик. По важнейшим вопросам развития народного хозяйства начали созываться совещания.

В эти годы партийную организацию Беларуси возглавляли К.Т. Мазуров, П.М. Машеров, Совет Министров - Т.Я. Киселев , Верховный Совет - С.О. Притыцкий, Н.А. Сурганов. Все они много сделали для развития экономики, культуры, улучшения материального благосостояния народа, имели свои взгляды на решение тех или иных проблем, пользовались уважением народа.

В деятельности Компартии Беларуси, советов, профсоюзов, комсомола расширялась коллегиальность и предпринимались попытки по широкому привлечению к работе в них рядовых членов. Однако коренных изменений в их деятельности не произошло. Экономические преобразования были также направлены на расширение хозяйственных прав союзных республик. Только в 1956 г. в распоряжение правительства БССР было передано 356, в 1957 г. - более 500 предприятий. 11 марта 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон, согласно которому республики могли самостоятельно решать вопросы областного и районного административно - территориального устройства. Уже в 1959 г. было изменено административно-территориальное деление БССР.

В 1962 г. была изменена структура руководящих партийных органов Беларуси. Они были разделены на промышленные и сельские. Был создан единый контролирующий орган - Комитет партийно-государственного контроля. В Беларуси было создано 12 обкомов, 25 горкомов, 23 комитета по промышленным зонам и 77 - по производственным колхозно-совхозным управлениям. По такому принципу были разделены советские, комсомольские, профсоюзные и общественные организации. Эта структура не оправдала себя и в 1964 г. была ликвидирована.

В октябре 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая партийная программа, которая поставила цель уже через 20 лет построить коммунизм в СССР и обеспечить народу самый высокий жизненный уровень. Политический авантюризм на уровне руководства КПСС порождал недоверие народа к партии как руководящей силе, дискредитировал идею коммунизма как таковую. В партии растет формализм, фразерство, лозунги заменяют реальные дела. В руководстве народным хозяйством набирает силу авантюризм, некомпетентность, кампанейщина.

Политикой Хрущева была недовольна партийная бюрократия. Старая номенклатура не могла простить разоблачение культа личности Сталина. Военные круги были недовольны сокращением вооруженных сил, деятели науки и культуры - грубым вмешательством в их творчество. Крестьянство не могло согласиться с политикой правительства в сельском хозяйстве. Несмотря на это, период "оттепели" был мощным ударом по тоталитарной системе.

Началом нового этапа советской истории явился октябрьский (1964) пленум ЦК КПСС, который освободил Н.С. Хрущева от занимаемых должностей и избрал первым секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежнева, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Повышение руководящей роли партии объявлялось универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем. Партия объявляет курс на стабилизацию общества. В политической лексикон вводятся новые понятия: "развитой социализм", "развивающийся социализм", "зрелый социализм". Из общественно -политической литературы, докладов, материалов съездов и пленумов исчезают недостатки, проблемы. Действительность лакируется на фоне нарастающих экономических трудностей.

В этих условиях в стране назревает недовольство населения. Представители интеллигенции начали выступать с критикой Системы. Высшее политическое руководство все делало для того, чтобы покончить с политической оттепелью, резко усилилась цензура. В 1969 г. ЦК КПБ принял решение любые отклонения от официальных установок осуждать. Под борьбу с инакомыслием была подведена статья 67, которая предусматривала за агитацию или пропаганду с целью дискредитации власти, распространение, производство и хранение литературы такого содержания - наказание лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет с высылкой на срок от двух до пяти лет. Людям, которые осмелились, открыто выступать против нарушений прав человека, несправедливости, высказать недовольство проводимой политикой клеился ярлык "диссидента" и они подвергались преследованиям властей.

Авторитет партии сильно пошатнулся, а ее престарелые руководители вызывали раздражение у народа. Экономические проблемы настолько разрослись, что стали угрожать существующей Системе. Общество ждало перемен.

Следует сказать, что в 60-70-е гг. было определенное повышение материального благосостояния населения. Были приняты меры по повышению заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения. Устанавливались государственные пенсии колхозникам. В 1960 г. рабочие и служащие переводились на сокращенный рабочий день. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Увеличилось количество предприятий бытового обслуживания. В 70-е годы были пересмотрены ставки и оклады на производстве. Среднемесячная зарплата рабочих и служащих составила 173 рубля в месяц, оплата труда колхозников - 154 рубля в месяц. Однако инфляционные процессы в 10-й и 11-й пятилетках привели к повышению розничных цен. В лексику советского человека прочно вошло понятие "дефицит", который нужно "достать". Обострились проблемы жилья, здравоохранения, продовольственная, экологическая и ряд других.

Политические реформы и государственное строительство в Республике Беларусь.

На Пленуме ЦК КПСС (январь 1987 г.) был взят курс на усовершенствование социализма. Стержнем преобразований должна была стать демократизация всех сфер жизни советского общества. Был выдвинут лозунг "Больше демократии, больше социализма". В стране стали возникать неформальные клубы и объединения. В Беларуси возрос интерес к проблемам культуры. В прессе публиковались материалы, в которых давались негативные оценки не только Сталина, но и роли Ленина, Октябрьской революции, партии большевиков. Начался новый этап реабилитации. С 1988 г. по 1993 г. в Беларуси было реабилитировано 130 тыс. человек.

В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон о созыве съезда народных депутатов и создании постоянно действующего Верховного Совета СССР. Две трети депутатов должны были избираться по территориальным округам на альтернативной основе, а третья часть - представлять разные общественные организации, в том числе и КПСС. Избирательная кампания проходила при большой активности населения, в острой и напряженной борьбе.

Первый съезд народных депутатов, который открылся 25 мая 1988 г. стал ареной острой политической дискуссии. Председателем Президиума Верховного совета СССР был избран М.С. Горбачев. Радикально настроенные депутаты потребовали дать оценку афганской войне, опубликовать документы пакта Молотов-Риббентроп. III съезд народных депутатов СССР (март 1990) отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС, избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. По новой системе в марте 1990 года состоялись выборы народных депутатов в Беларуси.

В условиях нарастания политической напряженности в обществе в СССР был принят закон об общественных объединениях. Но в республике неформальные организации стали возникать раньше. В июне 1998 г. в Вильнюсе состоялся учредительный съезд Белорусского народного фронта (БНФ). В ноябре 1990 г. была создана Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), в феврале 1991 г. - Белорусская крестьянская партия и др.

Политическое развитие советского общества привело к усилению в республиках движения за национальную независимость, суверенитет, выход из состава СССР. После того, как Верховный Совет СССР принял постановление о нелигитимности договора Молотова-Риббентропа, М.С. Горбачев подписал указ о выходе Литвы, Латвии и Эстонии из СССР. В июне - июле 1990г. государственный суверенитет провозгласили Российская федерация и Украина, а 27 июля Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. Декларация, принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. в обстановке нарастающего ослабления СССР, стала последним конституционным актом Беларуси в составе союзного государства. Декларацией утверждался государственный суверенитет Беларуси во имя свободного развития и достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав и обязанностей человека. Суверенитет трактовался как верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти республики в пределах ее территории, правомочность ее законов, независимость во внешних отношениях в соответствии с Конституцией и международными обязательствами. В соответствии с Декларацией БССР — суверенное государство, установленное на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы.

17 марта 1991 г. в СССР состоялся референдум по вопросу сохранения Советского Союза. "За" высказались 76,4% голосовавших, в том числе в Беларуси - 82,7%. Попытки союзного руководства создать "обновленный Союз" и подписать в Ново-Огареве новый договор не увенчались успехом. Августовский путч в Москве 19 августа 1991 г. похоронил эти попытки окончательно.

25 августа сессия Верховного Совета БССР приняла Закон "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики" и постановление "Об обеспечении политической и экономической самостоятельности белорусской ССР". Собственностью республики объявлялись предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. 19 сентября 1991 г. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Cоветской Социалистической Республику в "Республику Беларусь" или "Беларусь".

8 декабря 1991 г. руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), в Вискулях в Беловежской пуще подписали Соглашение об образовании Содружества независимых государств (СНГ). В Соглашении констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает свое существование. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ. 21 декабря 1991 г. а Алма-Ате состоялась встреча делегаций 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку.

После объявления независимости, республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы республики Беларусь. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска - Совету Министров РБ. Белорусский военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. Проводилась работа по уточнению границ Беларуси с Литвой и Латвией.

В первой половине 90-х гг. в Беларуси шел процесс активного становления многопартийной системы. В конце 1985 г. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 политические партии. Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). В Солигорске возник Независимый профсоюз горняков Беларуси. В ноябре 1991 г. возникли "Свободные профсоюзы Беларуси (СПБ)".

14 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко. За него проголосовало 81% избирателей. Председателем Совета Министров стал М. Чигирь, а после его ухода в отставку в ноябре 1996 г. правительство возглавил С. Линг.

14 мая 1995 г. вместе с выборами в Верховный Совет состоялся республиканский референдум. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному на референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом нового правительства. За придание русскому языку равного статуса с белорусским, утверждение новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, интеграцию с Российской федерацией, необходимость внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом республики Беларусь в случае систематического и грубого нарушения Конституции проголосовало около 83% избирателей. В первом туре было избрано только 18 депутатов Верховного Совета. Для того, чтобы парламент приступил к работе, было необходимо избрать не менее 174 депутатов. Достичь кворума оказалось возможным только 10 декабря 1995 г., после трех дополнительных туров голосования. Парламент 13-го созыва приступил к работе, его спикером был избран С. Шарецкий.

Летом - осенью 1996 г. обострился конфликт из-за разделения властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовано 70,45% граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни.

Согласно Новой редакции Конституции Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является Премьер-министр Правительства. Изменен порядок назначения и увольнения на некоторые государственные посты. Создана подчиненная Президенту вертикальная структура, которая включает исполнительные и распорядительные органы, как в центре, так и на местах.

Республика Беларусь в международном сообществе.

Приоритетным направлением внешней политики руководства Беларуси во второй половине 90-х годов стало стремление к интеграции с Россией. 2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Сохраняя суверенитет, государства начали строительство структур, которые имели бы общую законодательную базу. Были сформированы Высший Совет, Исполнительный комитет, Парламентское собрание, Российско-Белоруская комиссия по научному сотрудничеству и др. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. В Договоре подчеркивалось, что каждая страна сохраняет государственный суверенитет и территориальную целостность, конституцию, флаг, герб. 10 июня 1997 г. Договор был ратифицирован в Минске и Москве. 8 декабря 1998 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. 26 января 2000г. он был ратифицирован. Председателем Высшего Государственного Совета был избран А. Лукашенко, Председателем Совета Министров стал М. Касьянов, Госсекретарем - П. Бородин.

Вопросы для самоконтроля:

1. В каких международных документах были прописаны права белорусов как представителей национальных и религиозных меньшинств?

2. Объясните суть мифа «восточных кресов».

3 . Раскройте основные формы нарушений конституционных прав и свобод в Западной Беларуси.

4 . Охарактеризуйте реализацию законов «О языках...» 31 июля 1924 г .

5 . Назовите методы административно-полицейского контроля за жизнью национальных меньшинств.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM