1. Славянизация балтов.

Наиболее древние исторические свидетельства о славянах, известных тогда под названием венеды, относятся к 1–П вв. н.э. В VI в. в письменных источниках впервые встречается этноним «славяне». Вероятно, он происходит от слова «слава», т.е. «славные», или от «слово», т.е. «те, кто говорят» в отличие от других народов, «не­мых» – немцев, которые пользовались непонятными для славян языками. В это время славяне были известны у других народов под названиями анты и склавены.

Данные языкознания связывают древних славян с широкой областью Центральной и Восточной Европы, от Эльбы и Одера на западе и Среднего Поднепровья на востоке. Их северными соседями были германцы и балты, которые вместе со славянами северную группу индоевропейских племен; восточными соседями были западноиранские племена (скифы и сарматы), южными – фракийцы и иллирийцы, западными – кельты. Вопрос о древнейшей прародине славян до настоящего времени остается дискуссионным и далеким от научного решения. Наиболее веро­ятными местами формирования славян называют Висло-Одерское междуречье и южную часть лесной зоны Восточной Европы, куда входит и юг Беларуси.

Во П–1 V вв. в результате движения на юг германских племен го тов и гепидов целостность территории славян была нарушена, что имело большое значение в обособлении западных и восточ­ных славян. Эпоха Великого переселения народов нарушила эволюционное развитие славянской культуры. Анты и склавены активно участвовали в освоении Дунайских земель, Балканского полуострова, Адриатики, проникли на Пелопоннес.

В условиях широкого расселения славян на территории от Эльбы до Среднего Поднепровья сформировалась пражская культура. Эта первая из археологических культур, которую бесспорно относят к числу славянских. Памятники этой культуры выявлены в Правобережной Украине, Чехии, Словакии, Польше, Восточ­ной Германии, Румынии. На территории Беларуси они обнаруже­ны в районе г.Петрикова, по рекам Припять, Ясельда и Горынь.

В к. V в., после падения государства гуннов, началось про­движение славян на юг от Дуная в северо-западное Причерноморье и балканские провинции Византии. Во второй половине 1-го тыс. славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, ранее принадлежавшую балтам и финно-угорским племенам, а также земли на нижней Эльбе и юго-западном побережье Бал­тийского моря, превратившись, таким образом, в крупнейшую этническую группу Европы.

Массовый приход славян на территорию Беларуси и их окончательное за­крепление на ней произошло на рубеже У1–УП вв. Надо отме­тить, что заселение славянами территории Беларуси не было еди­новременным событием, оно продолжалось в течение несколь­ких веков. Славяне проживали компактно только на самом юге современной Беларуси, в бассейне р. Припять. В это же время началось проникновение славян на территорию балтов. В УШ-1Х вв. начинается массовое расселение славян на землях балтов. Боль­шими группами они селились на правобережье Днепра и Берези­не, в бассейне Сожа, вступали в тесный контакт с балтским на­селением, которое проживало в этих регионах. Впереди шли воо­руженные дружины, вслед за ними – земледельческое населе­ние, которое ассимилировало местные племена. Территорию Бе­ларуси преимущественно заселили три восточнославянских пле­мени – кривичи, дреговичи и радимичи.

Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских пле­мен. Они занимали не только север Беларуси, но и соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). Кривичи сформировались в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Об этом ярко свидетельствуют данные археологии. Название «кривичи» разными историками объясняется по-разному. По одной из версий название происходит от имени прародителя Крива, по другим - от имени первосвященника балтов Криве-Кривейте, от слова «кровные» (близкие по крови), «кривой (о человеке, холмистой местности).

Д реговичи проживали на большей части южной и значитель­ной части средней Беларуси. В «Повести временных лет» говорится, что они жили между Припятью и Западной Двиной. Дреговичи, особенно тс, которые занимали северные территории, многие черты восприняли от балтов. Название этой этнической группы также отражает славяно-балтский синтез дреговичей. Корень слова, видимо, балтский (от лит. dregnas – сырой, влажный). Очевидно, первоначально балты, которые проживали в этой местности, назывались «дрегува» (как литовцы – «летува»). Славяне, кото-рые пришли позже, восприняли это название, дополнив его славянским «ичи». Таким образом, название «дреговичи» представляет собой славянизированное название более ранней балтской эт­нической группы. Наверное, и белорусское слово «дрыгва» имеет балтские корни. О высоком уровне социального развития дреговичей свидетельствует существование своего «княжения» еще до Включения в состав Киевской Руси. Летописные известия и архе­ологические материалы характеризуют дреговичей как одно из наиболее развитых восточнославянских племен.

Радимичи проживали на восток от дреговичей и на юг от кри­вичей. По летописным данным, они занимали территорию между Днепром и Десной. Основной ареал расселения радимичей – бас­сейн рек Сожа и Ипути. В «Повести временных лет» не раз под­черкивалось родство между радимичами и западными славянами, которые проживали на территории Польши: «Быша же радимичи от рода ляхов». Вместе с тем в археологических памятниках ради­мичей присутствует балтских элементов больше, чем у дрегови­чей. Летописная легенда о происхождении радимичей от мифи­ческой личности Радима скорее всего отражает библейское ми­ровоззрение монаха-летописца Нестора, чем реальную действи­тельность. Название радимичей, как и дреговичей, вероятно, балтского происхождения, основа балтская (от лит. radimas – нахожде­ние), а окончание славянское. У радимичей существовала племенная верхушка и племенная организация, но в летописи подчер­кивается, что у них сохранилось больше пережитков родоплеменных отношений в сравнении с другими восточнославянскими племенами.

Кривичи, дреговичи, радимичи представляли крупные пле­менные союзы, объединенные не столько родоплеменными от­ношениями, сколько едиными территориальными, экономичес­кими и политическими связями. Эти племенные союзы были уже ранними государственными образованиями, которые летописи на­зывают «княжениями».

Последнее изменение: Вторник, 20 Март 2018, 14:30