3. Сотрудничество академической и вузовской исторической науки. Современная Гродненская историческая школа.

В решениях Первого съезда ученых Республики Беларусь (1-2 ноября 2007 г.) было отмечено, что именно Национальная академия наук Беларуси является главным о рганизующим , управляющим и контролирующим органом по проведению ученых исследований в стране. Соответственно в отрасли исторических наук таким органам является Институт истории НАН Беларуси.

Институт истории НАН Беларуси является головной организацией по выполнению Государственной комплексной программы ученых исследований на 2006–2010 гг. « История белорусской нации, государственности и культуры ». В рамках Прафамы ученые Института вместе с ведущими учеными ВУЗ Республики Беларусь, в том числе и Гродненщины, разрабатывают актуальные направления исторических исследований, укореняют их итоги в учебно-воспитательный процесс учреждений образования нашей страны.

В феврале 2008 г . Институт истории провел заседание Ученого совета Программы. На заседания было отмечено, что за 2006 – 2007 гг. итоги исследований по Программе опубликованный в 72 монографиях (с их 1 издано за границами Беларуси), 39 сборниках ученых работ и материалов конференций, 56 учебниках, учебных пособиях и учебно-методических комплексах, 14 брашурах , 7 археографических и спра вочных изданиях, 1167 ученых статьях (с их 158 изданный за границами Беларуси), 204 тезисах докладов конференций (с их 15 увидели мир за границами Беларуси), апробированы на более чем 210 международных, республиканских, региональных конференциях, канференциях , « круглых столах », семинарах, инновационных площадках и других мероприятиях в виде более чем 1190 докладов.

Институт истории НАН Беларуси совместно с учеными регионов ведет активную работу по популяризации ученых исследований. Встречи ученых-историков с общественностью страны, проведение ученых конференций, посвященных исследованию прошлого отдельных населенных пунктов и регионов Беларуси, предпринятые по ини циативе Института истории, становятся хорошей и полезной традицией. Т олько за 2006–2007 гг. Институтам было организованно и проведено 34 ученые конференции, 9 с их – на территории Гродненщины.

При активном и плодотворном участии ученых Гродненского государственного университета им. Я. Купалы прошли Международные научно-практичные конференции « Ягеллоны: династия, эпоха, наследство » ( Гольшаны и Навагрудак , 8-10 сентября 2006 г .), « Беларусь в годы Первой мировой войны. Смаргоншчына : трагедия, героизм, память », посвященные 90- летию 810-дневной обороне Сморгони (Сморгонь, 18 – 19 мая 2007 г .), «О шмяншчина : проблемы региональной истории Беларуси » ( Ошмян и Гольшаны, 5-6 октября 2007 г .).

В рамках исполнения Государственной комплексной программы ученых исследований на 2006–2010 гг. «История белорусской нации, государственности и культуры» ученые Института и университета вместе разрабатывают такие актуальные темы, как «Славянская историография ХІХ –начала XXI вв.: методопогия , опыт, проблемы белорусской истории», «Республика Беларусь в системных преобразованиях: история и современность», «Всеобщая история, международные отношения, межгосударственные интеграционные процессы: опыт, перспективы». Нельзя ни отметить весомый уклад в осуществление совместных научных исследований таких известных гродненских историков, как Дмитрий Владимирович Карев, Александр Николаевич Нечухрын, Иван Платонович Крень, Иван Иванович Коўкель, Эдмунд Станиславович Ярмусик и др.

Сегодня приятно пометить, что в исторической среде страны создается творческая атмосфера взаимодействия по совместному изучению проблем отечественной истории.

Современная Гродненская историческая школа.

Составной частью элиты г. Гродно являются профессионалы высокого класса, преподающие историю и занимающиеся историческими исследованиями. Они образуют современную гродненскую историческую школу.

Декан факультета истории и социологии Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, кандидат исторических наук, доцент Э.С. Ярмусик впервые в науке провел комплексное исследование истории римско-католической церкви в Беларуси в 1939–1990 гг. В рамках данного исследования была преодолена обезличенность ее истории, восстановлена правда о политических репрессиях по отношению к католическому духовенству, осуществлена системная реконструкции советско-ватиканских отношений.

Без малого 30 лет занимается основательным исследованием белорусской истории 1772–1863 гг. доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой белорусской культуры и регионального туризма ГрГУ В.В. Швед. Он выступил пионером в освоении многих проблемных полей, связанных с торговлей в Беларуси в период кризиса феодально-крепостнических отношений (30–50-е гг. XIX в.), общественно политической жизнью на землях Беларуси (1772–1863 гг.).

Кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории славянских государств ГрГУ В.Н. Черепица за без малого 40 лез научных изысканий выдвинул ряд смелых идей и гипотез при обращении к загадкам белорусской, польской, российской истории, относящейся к отрезку времени, имеющему два контрольных рубежа: первый рубеж исчезновение первой Речи Посполитой с политической карты мира и второй рубеж - Февральскую революцию 1917 года в России.

Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры археологии и этнологии ГрГУ С.Е. Куль-Сельвестрова профилирует себя прежде всего как специалист по истории отечественной культуры середины XVIII –Х1Х вв.

Методологические проблемы исторической науки, её история являются главным направлением научных изысканий заведующего кафедрой всеобщей истории ГрГУ доктора исторических наук, профессора А.Н. Нечухрина. Ученый постиг феномен российской позитивистской историографии, впервые в науке провёл комплексное исследование исторических воззрений А.С. Лаппо-Данилевского и Н.И. Кареева.

Доктор исторических наук, профессор, профессор ГрГУ СВ. Морозова известна фундаментальными исследованиями этнокультурного и историографического аспектов деятельности униатской церкви на белорусских землях в 1596-1839 гг.

Кандидат исторических наук, профессор, профессор ГрГУ И.И. Ковкель внёс серьёзный вклад в исследование белорусского вопроса 1917–1922 гг., осветил в своих работах принципиально новые для науки сюжеты, связанные с деятельностью отечественных субъектов политического процесса в новейшее время.

Свыше трети века солидно профилирует себя по весьма широкому проблемному полю доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ГрГУ Д.В. Карев. Он имеет репутацию мастера историографических и источниковедческих исследований. Д.В. Карев осуществил системную реконструкцию научной биографии выдающегося российского учёного М.К. Любавского. Последний был крупнейшим исследователем восточнославянской истории, блестяще проявил себя на руководящей работе в системе высшего образования. Д.В. Карев провёл также пионерское исследование становления отечественного источниковедения.

Кандидат исторических наук, профессор, Почётный профессор ГрГУ,

Заслуженный работник образования Республики Беларусь И.П. Крень широко известен своей деятельностью по учебно-методическому обеспечению отечественной истории в системе образования Республики Беларусь. И.П. Крень внёс существенный вклад в исследование истории профсоюзного движения в нашей стране. Серьёзные результаты принесла и его многолетняя непосредственная причастность к историческому краеведению.

Доктор исторических наук, доцент, профессор Гродненского филиала Белорусского Института правоведения А.Ф. Смоленчук выполнил множество работ на стыке белорусистики и полонистики. Он всесторонне исследовал участие этнических поляков в политической жизни белорусских и литовских земель в новое время.

Кандидат исторических наук, доцент, доцент ГрГУ С.А. Пивоварчик основательно проследил место белорусских земель в системе фортификационного строительства Российской империи и СССР (1772–1941 гг.). Учёный и педагог провёл крупномасштабное историко-ногическое изучение местечек Белорусского Понеманья. Им написаны пые пособия по археологии и этнографии.

Таким образом, современная гродненская историческая школа мает достойное место в белорусском обществоведении. Она представляет собой органический сплав неутомимых ветеранов, энергичных ставителей средней генерации, перспективной молодёжи.

Контрольные вопросы

/. Чем определяется социальный престиж исторической науки?

2. Каково отличие социальной и индивидуальной памяти?

3. Входит ли в задачу исторической науки открытие законов общест­венного развития ?

4. Роль исторической науки в формировании мировоззрения.

5. Как изменялось содержание политико-идеологической функции ис­тории с развитием общества ?

Вопросы для обсуждения:

1. Роль исторической науки в современном обществе.

2. Прогностические возможности исторической науки.

3. Историческое знание и общественное сознание.

4. Насколько совместима объективность истории с ее общественно-политической функцией.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM