1. Место дисциплины в системе социально-гуманитарных знаний. Социальные функции исторической науки .

Основные цели социально-гуманитарной подготовки студентов в ВУЗ – формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте, которые обеспечивают решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Место учебной дисциплины «История Беларуси» в системе социально-гуманитарных знаний определяется предметом изучения: общесистемными закономерностями и региональными особенностями процессов государственно-политического, социально-экономичного, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской и общеевропейской истории с учетом цивилизационных характеристик.

Актуальность изучения дисциплины в контексте восточно-славянской и европейской истории обусловленная тем, что белорусский народ исторически сформировался в процессе взаимодействия разных социально-экономичных и этнокультурных сообществ под влиянием евразийских цивилизационных и геополитических факторов. Учет влияния на процесс исторического развития белорусского народа разных культурно-цивилизационных факторов, в первую очередь восточнославянского и восточноевропейского, отображает потребность современного белорусского социума в самосознания и осмысления своего прошлого, современности и грядущего.

Цели изучения дисциплины в ВУЗе – формирование социально-личностных компетенций студентов, которые обеспечивают их самоопределение в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, и воспитание на этой основе чувства принадлежности к судьбе страны и ее истории.

Социальные функции исторической науки.

Знаковым событием в жизни нашей страны стал Первый съезд ученых Республики Беларусь, который произошел 1-2 ноября 2007 г . Впервые в истории нашей страны ученые смогли собраться и обсудить на масштабном и представительном форуме насущные проблемы развития отечественной науки, определить пути и направления их решения. Первый съезд ученых Республики Беларусь засвидетельствовал, что авторитет науки и ее значительность в обществе определяются в первую очередь практичной пользой ученых исследований.

Историческая наука, как учительница жизни, призвана не только освещать запасенный опыт предыдущих поколений, но и раскрывать перспективу общественного развития. «Если и имеется какое-либо из благ, приносящих пользу в жизни, то во всяком случае не меньше, а больше всего оказыва­ет нам услуги, является необходимой и полезной история», – писал крупнейший византийский историк X в. Лев Диакон.

С момента своего возникновения история так или иначе была связана с удовлетворением определенных общественных потреб­ностей, помогала обществу в решении стоящих перед ним задач. Запросы к истории со стороны современности определяют ее социальные функции. Последние выступают как роли, которые историческая наука выпол­няет в жизни общества и которые в своей совокупности опреде­ляют ее социальную ценность.

Социальную полезность истории не следует понимать упро­щенно, сводя дело к социальным заказам. История значима уже потому, что удовлетворяет тягу человека к знаниям. А.Дж. Тойнби признавался, что его занятия историей были свя­заны с постижением Бога через изучение действительности. Можно согласиться и с М. Блоком, что если даже считать историю ни на что иное непригодной, то «следовало бы все же сказать в ее защиту, что она увлекательна».

Страсть к знанию является характерной чертой «человека разум­ного». Без учета элемента любознательности невозможно понять движущие силы развития истории как науки, объяснить появле­ние тех или иных исторических школ. Другое дело, что сама любо­знательность человека оказывается социально мотивированной. Всегда можно поставить вопрос: почему именно эта, а не иная сторона прошлого привлекла интерес ученого. Ответ будет лежать в сфере современных общественных отношений.

Следовательно, историография призвана удовлетворить широ­кий спектр социальных и индивидуальных потребностей. Каковы же социальные функции исторической науки в современном об­ществе и какую эволюцию они претерпели на пути к нынешнему состоянию?

а) Функция социальной памяти.

Это важнейшая функция истории, в наибольшей степени отра­жающая ее природу и назначение в обществе. Ее содержание сформулировал «отец истории» Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не оста­лись в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друге другом». Собранные историком сведения имеют поисти­не уникальный характер, благодаря чему его работа сохраняет свое научное значение по сей день.

Современная историческая наука трактует функцию социаль­ной памяти более широко. Назначение истории видится в накопле­нии и сохранении в памяти человечества опыта поколений, включая достижения мировой культуры, сведения о значимых событиях прошлого и т.д. Невозможно представить цивилизованное обще­ство, невежественное в вопросах о своем прошлом. Без знания истории народы были бы вынуждены каждый раз заново создавать культурный фундамент своего существования. Если излишнее отягощение традицией замедляет историческое движение народов, то забвение прошлого ведет к деградации. История играет роль своеобразной посредницы между цивилизациями и поколениями. Как «трудно представить историю без цивилизации, так и трудно представить цивилизацию без истории.

Как организованная память история всегда социально ориен­тирована. Важнейшая из ее задач заключается в придании совре­менному обществу устойчивости, уверенности в будущем. Не слу­чайно народы и государства стремятся к увековечиванию памяти о прошлом. Показателен тот факт, что наибольшее количество памятников, посвященным выдающимся дeятeлям и событиям прошлого, возведено в одной из самых молодых среди развитых стран мира – США.

Важнейшей задачей, вставшей перед нашей наукой на рубеже XX – XXI вв. стала задача помочь человечеству приспособиться к постоянно меняющемуся миру, что нельзя сделать без перемен в общественном сознании. Концептуально осмыслить новый мир в его существенных характеристиках и тенденциях невозможно без исторического измерения. Поэтому справедливо ставится вопрос: «Не заключается ли сверхзадача нашей дисциплины в том, чтобы укрепить в человеке чувство истории, позволяющее ему ориентироваться в бесконечном потоке времени и благодаря этому лучше познать себя?».

Социальная ориентированность истории как памяти выражается в ее избирательности. Критерий отбора явлений, достойных изучения, Дает господствующая в том или ином обществе система ценностей.

В функцию истории как социальной памяти входит не только накопление и сохранение опыта поколений, но и оценка отдель­ных исторических явлений. Оценка историка имеет мировоззрен­ческий характер. Общество не может индифферентно относиться к своему прошлому, взирая на него «без гнева и пристрастия». Слишком многое из того, что имело место, затрагивает интересы современности. Однако не пойдет на пользу современным народам и государствам раздувание старых исторических конфликтов, акцентирование внимания на прошлых междоусобных и нацио­нальных столкновениях, поиск «исконных границ», призывы к мщению за допущенные когда-то несправедливости. Вес это может привести только к новым трагедиям и общечеловеческой катаст­рофе. Примеров тому накопилось немало. Поэтому задача истори­ческой науки состоит в том, чтобы стать «примиряющей памятью».

В то же время историческая наука может восстановить справед­ливость в оценке действительного вклада того или иного народа в сокровищницу мировой культуры, реабилитировать отдельных исторических деятелей или целые народы, чья подлинная роль в прошлом была извращена, сорвать маску героя с ничтожного человека и т.д. «Исправляя ошибки перспективы, порождаемые у современников близостью расстояния, история, — по словам А.Стерна, – оказывается как бы своеобразным мировым трибуна­лом». В этом своем качестве она дает надежду несправедливо осужденным сегодня на торжество справедливости в будущем.

б) Научно-познавательная функция.

Обязательным атрибутом всякой науки является научно-по­знавательная, или эвристическая, функция. Центральной зада­чей, стоящей перед историей в выполнении данной функ­ции, является предоставление обществу необходимых знаний для правильного решения стоящих перед ним проблем. Глубокий исторический анализ тенденций социального развития выступает как необходимая предпосылка научного руко­водства обществом и проведения обоснованной государственной политики. Скольких ошибок в общественном реформировании удалось бы избежать, если бы ему предшествовали исторический анализ сложившейся общественно-политической ситуации, изуче­ние опыта прежних реформ, постоянный учет силы воздействия исторической традиции.

Глубокие исторические исследования могут стать основой для социального прогнозирования. Игнорирование исторического опыта, простая экстраполяция в будущее показателей современ­ного развития неоднократно приводила к краху попытки пред­сказать будущее. Наиболее известным в этом отношении был крах прогноза о построении в СССР к 80-м гг. XX в. коммуни­стического общества. Но несостоятельными оказались и многие построения западной футурологии.

в) Воспитательная функция.

Уже античные и средневековые историки видели важнейшую свою задачу в выработке у сограждан высоких нравственных и гражданских качеств. Все древние историки в той или иной мере являлись моралистами. Сравнительные жизнеописания были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов.

Безусловно, историки прошлого были правы в ТОМ, что истори­ческие работы, независимо от намерений их авторов, оказывают воспитательное воздействие на читателей. Воспитательный за­ряд содержат в себе сами факты истории. История воздействует на восприимчивые души своими памятни­ками и мемориалами, названиями улиц и площадей, архитектурой, изменениями в моде, политическими событиями, традицион­ными праздниками, церемониями и парадами, литургиями. Образованный человек не может равнодушно воспринимать герои­ческие деяния своих предков, относиться безразлично к борьбе порабощенных народов за свою свободу, к жертвам во имя мира, добра, справедливости, прогресса. Он не может не осуждать преступ­ления, политику террора и насилия, предательство. Эмоциональ­ное переживание подобных исторических фактов воздействует на формирование нравственных качеств читателя, способствует выра­ботке у него определенных ценностных ориентаций.

Исторические знания имеют особое значение для формирования мировоззрения подрастающего поколения. Не случайно в XIX в. история была введена в программу школьного обучения. Попытки перевести ее из числа обязательных дисциплин в факультативные, имевшие место как на Западе, так и у нас, окончились провалом. Опыт показал, что, при всех имеющихся недостатках в препода­вании истории, без знания ее основ нельзя вести речь о получении полноценного образования.

Эффективность выполнения исторической наукой ее воспита­тельной функции во многом зависит от степени ее влияния на чита­тельскую аудиторию. Это предполагает не только издание популярных исторических работ, но и доступность изложения в специальных исследованиях, способных заинтересовать широкую аудиторию. В немалой степени популярность того или иного издания опреде­ляется литературным мастерством его автора. Поэтому историк по необходимости сочетает в себе мастерство исследователя и литератора.

г) Политико-идеологическая функция.

Спорным остается вопрос о политико-идеологической функ­ции историографии. Проблема заключается в том, что втягивание истории в политическую борьбу неизбежно сказывается на ее объек­тивности. Политизация исторических исследований чревата опас­ностью превращения науки в служанку идеологии. Однако социаль­ная природа историографии неизбежно заставляет ее откликаться на те или иные вопросы жизни современного общества, причем дело не ограничивается исследованиями в области новой и новей­шей истории. Нередко политически актуальными становятся проб­лемы древней и средневековой истории, по ним возникают дис­куссии, в которые втягиваются различные социальные слои.

Так, различные противоборствующие политические силы Бе­ларуси на современном этапе развития государственности остро ставят вопросы, связанные с историей Великого княжества Литов­ского и места в нем белорусского элемента и т. д. Научные и полити­ческие аргументы настолько тесно переплелись, что их трудно развести. Таким образом, независимо от пожеланий ученых, исто­рическая наука фактически выполняет определенную политико-идеологическую функцию. Она прослеживается на всех этапах развития исторической науки.

Вопрос о политико-идеологических функциях истории ока­зался весьма актуальным для молодых посткоммунистических государств, стремящихся определить свое место в системе сло­жившихся международных отношений. Доказывая свои права на существование, они активно обращаются к прошлому. В этих обстоятельствах историческая наука получает важный социальный заказ, стимулирующий ее собственное развитие. Важно, однако, иметь в виду, что выполнять этот заказ наука должна самостоя­тельно, ориентируясь на поиск истины, а не политическую конъюнк­туру. В противном случае история утратит научный характер и подорвет свой социальный престиж. Объективные выводы и реко­мендации общество может получить только от независимой науки.

Принципы научного исторического познания.

Важная роль принадлежит принципам научного исторического познания. Современные историки используют такие основные прин­ципы научного исследования, как объективность, историзм, соци­альный подход.

Принцип объективности обозначает рассмотрение истории соот­ветственно объективным закономерностям; опирается на факты, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; предпола­гается изучение каждого явления в совокупности положительных и отрицательных сторон истории, независимо от отношения к ним.

Принцип историзма требует, чтобы каждое событие рассматрива­лась только в историческом развитии, в связи с другими событиями и в связи с конкретным опытом истории.

Принцип социального подхода обозначает отказ от бывшей партий­ности в изучении истории. В соответствии с этим принципом в раз­витии исторического процесса рассматриваются проявления ранних социальных, классовых и партийных интересов, правдиво пока и.жа-ются их разногласия и пути преодоления.

Последнее изменение: Вторник, 20 Март 2018, 14:30