4. Рыночное равновесие спроса и предложения.

 

Рынок – это механизм взаи­модействия покупателей и продавцов, т.е. соотношение спроса и предло­жения. Анализ спроса и предложения на отдельных рынках осуществляет микроэкономика, спрос и предложение во всей рыночной экономике, на всем национальном рынке исследует макроэкономика.

 

На рынке желания и интересы покупателей сталкиваются с желаниями и интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить товар и удовлетворить свою потребность. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, пред­назначенного для приобретения. Стремясь купить товар подешевле, по­требители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, За которую покупатели согласны приобрести товар. Выше этой границы рыночная цена подняться не может – у потребителей нет больше денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег.

 

У производителей-продавцов другие желания и интересы – продать то­вар подороже. Они предлагают цены предложения, т.е. предельные минималь­ные пены, по которым производители-продавцы еще готовы продавать свои товары.

 

 

Условие задачи:

 

На рынке существует один вид продукта. Всех покупателей мы можем объединить в одного покупателя, а всех продавцов – в одного продавца. Продавец и покупатель имеют заданную функцию спроса и предложения соответственно. Мы рассматриваем короткий период времени, когда выполняется условие ceteris paribus (при прочих равных возможностях). И покупатель, и продавец могут, как угодно изменять цену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Решение задачи:

 

Пусть в начальный момент времени цена равна P1. Тогда Q1>Q2. Существует некоторое избыточное предложение Q1Q2 = A. Для того, чтобы продать А, нужно уменьшить цену. Пусть начальная цена равняется P2. В этом случае Q1>Q2 – избыточный спрос дефицит. Возникает желание увеличить цену.

 

Если же в начальный момент времени цена равна PE. Если на рынке установилась ситуация, которая задается парой чисел (PE, QE), то А=0 и, если выполняется условие ceteris paribus, то рынок находится в равновесии. Отраслевое равновесие всегда задается парой чисел, а именно: равновесная цена и равновесный объем закупок (равновесный объем продаж).

 

Закон спроса и предложения для монопродуктовой модели: при условии свободного ценообразования избыточный спрос стремится к 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположим, что на рынке действует много покупателей, и каждый из них покупает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих покупателей последовательно. Самый первый был готов купить по самой высокой цене, второй – по цене, чуть ниже первой и т.д. Рассмотрим положение покупателя посередине: он был готов купить по довольно высокой цене, а купил по равновесной. Эта разница между ценами называется выигрышем потребителя. Сумма выигрышей называется потребительским излишком.

 

Предположим, что на рынке действует много продавцов, и каждый из них продает по одной единице товара. Рассмотрим всех этих продавцов последовательно. Первый был готов продать по очень низкой цене, второй – по цене, чуть выше первой и т.д. Но все они продали по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и ценой, за которую был готов продать продавец, называется выигрышем продавца. Сумма всех выигрышей называется излишком продавца. Сумма излишка потребителя и излишка продавца называется выгодой торговли.

 

Анализ налога на продажи

 

Если на отраслевом рынке правительство вводит налог на продажи, так пусть товар стоил 10 руб., то теперь его цена поднялась до 11, при 10% налоге на продажи. Здесь налог – добавка к цене. В состоянии равновесия QE=10 PE=1, если налог – 10% то цена не 1, а 1,1. У правительства есть ожидание по поводу будущих налоговых поступлений, она базируется на знании графика 1. Но т.к. каждая единица товара становится дороже на 1, то график поднимается на 1. Pe – стала выше, Qe– сократилась. При новом состоянии производители продают меньше товаров, таким образом величина налоговых поступлений меньше чем ожидалось.

 

Введение тарифов во внешней торговле

 

Если в страну импортируется какой–то товар, то есть цена, по которой иностранная фирма готова его предложить. Государство же из соображений пополнения казны, защиты интересов национальных производителей, может вводить наценки к новым товарам – тарифы. На рисунке показан эффект введения тарифа на товар (он аналогичен ситуации с налогом от продаж)

 

Введение и установление квот

 

Если импортные товары имеют близкие заменители на местном рынке, то местные производители требуют ограничение импорта иностранных товаров, т.е. установление какого-либо предела на рис отражен эффект квотирования. Если спрос повышается, то цена также растёт.

 

 

 

Установление потолка и нижнего предела цен.

 

В ряде случаев правительство хочет сдержать рост цен, например, защитить потребителей. Тогда оно устанавливает «потолок цен»

 

Следствия:

 

· дефицит

 

· распределение

 

· рационирование

 

· злоупотребления

 

· «черный рынок»

 

· повышение цены

 

Правительство также может установить нижний предел цен, но какими бы благими намерениями ни было вызвано отклонение от равновесия, в конечном итоге это наносит ущерб и потребителям и производителям.

 

Следствия установления нижнего предела цен: незанятые ресурсы (безработица), «черный рынок», снижение цен.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM