3. Понятие эластичности спроса и предложения по цене и доходу. Перекрестная эластичность

 

Различают два основные вида эластичности спроса (мера реагирования одной переменной величины на изменение другой): по цене и по доходу. В первом случае можно определить, насколько изменится объем спроса на товар при изменении его цены. Ценовая эластичность спроса определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Данный показатель рассчитывается с помощью коэффициента, который показывает процентное изменение объема спроса на товар при изменении цены товара на 1%.

 

 

ED=(ΔQ/Q2) / (ΔP/P2),

 

 

где ED – коэфициент эластичности спроса по цене; ΔQ = Q2 Q1; ΔP = P2 – Р1; Р1 – первоначальная цена, P2 – новая цена; Q2 новый объём спроса; Q1 – первоначальный объём спроса.

 

 

Выделяют следующие виды эластичности спроса по цене:

 

• спрос с единичной эластичностью по цене возникает, если цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент. Спрос имеет единич­ную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изме­нение продаж товаров. Если эластичность спроса от цены товара равно единице, то снижение последней, например на 5%, приведет к увеличе­нию спроса тоже на 5%. В этом случае расходы потребителя на приобрете­ние данного товара до и после снижения цены остаются неизменными, так как по более низкой цене он купит его больше;

 

• неэластичный спрос наблюдается в том случае, когда величина спро­са изменяется на меньший процент, чем цена. Если ценовая эластичность меньше единицы, то рост цены товара, например на 5%, приведет к сни­жению спроса на 3%. Низкая эластичность приведет к увеличению расхо­дов потребителей;

 

• совершенно неэластичный спрос отмечается тогда, когда его величи­на всегда будет постоянной независимо от изменения цены на единицу товара. Такая ситуация характерна для монополий, которые, создавая ис­кусственный дефицит, взвинчивают цены. Коэффициент эластичности при этом равен нулю. Потребители приобретают фиксированное количество товара независимо от его цены;

 

• эластичный спрос наблюдается тогда, когда спрос изменяется на больший процент, чем цена. Если ценовая эластичность больше единицы, то снижение цены на 5% вызовет рост спроса на 10%. Высокая ценовая эластичность. спроса увеличит расходы потребителей при снижении цены то­вара, поскольку резко возрастет объем покупок;

 

• совершенно эластичный спрос по цене возникает в том случае, когда изменение цены вызывает изменение спроса на неограниченную величи­ну. Это означает, что если цена единицы продукции превысит 5%, то ни одна единица товара не будет реализована. При цене же 5% и ниже может быть реализовано бесконечное количество товаров. Повышение цены от­пугивает бесконечное множество покупателей, а снижение цены – увели­чивает спрос на неограниченную величину. Коэффициент эластичности по цене при этом равен бесконечности. При бесконечно эластичном спросе минимальное снижение цены побуждает покупателей увеличивать покуп­ки до предела своих возможностей.

 

Следует отметить, что ситуации с совершенно неэластичным или со­вершенно эластичным спросом в хозяйственной практике почти не встре­чаются. Для экономиста они представляют чисто теоретический интерес.

 

К факторам, влияющим на эластичность спроса по цене, относят­ся:

 

1. Наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, тем больше возможнос­тей дня покупателя отказаться от приобретения данного конкретного про­дую а в случав повышения его цены и тем выше эластичность спроса на данный продукт.

 

2. Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном.

 

3. Значимость товара для потребителя.

 

4. Доступность товара и услуги. Чем выше степень товарного дефици­та, тем ниже эластичность спроса па этот товар. В условиях дефицита по­требитель лишен возможности выбора и вынужден приобретать товар по сложившейся на данный момент цене.

 

5. Степень интенсивности потребности, удовлетворяемой данным то­варом или услугой. Если потребность в каком-то товаре очень высока, то уровень цены не значительно сказывается на объеме его потребления. Объем потребления хлеба и соли существенно не изменится, если произой­дет повышение цен на них.

 

Эластичность спроса по доходу. Динамика спроса реагирует не толь­ко на изменение цены, но и на изменение доходов потребителей, т.е. элас­тичность спроса по доходу. Последняя показывает изменения спроса на товар в зависимости от доходов потребителей и может быть выражена сле­дующей формулой:

 

  Q2 - Q1  I1 + I2

 

EDI =  I2 - I1  Q1 + Q2 ,

 

 

где EDI – коэфициент эластичности спроса по доходу; I1 – первоначальная величина дохода, I2 – новая величина дохода; Q2 объём спроса после изменения дохода; Q1 – первоначальный объём спроса.

 

Эластичность спроса по доходу можно определить с помощью коэф­фициента, который показывает, на сколько изменится спрос на товар при изменении дохода потребителей на 1%. На эластичность спроса по доходу оказывают влияние и такие субъективные факторы потребителя, как зна­чимость товара и консерватизм спроса. Данный показатель характеризует степень чувствительности спроса на тот или иной товар к изменению до­ходов потребителей. На товары высшей категории спрос обычно изменя­ется в том же направлении, что и доход: повышается доход, повышается и спрос. В отношении товаров низшей категории (хлеб, картофель и т.д.) увеличение доходов потребителей может вызвать падение спроса.

 

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или неполноценных (низших товаров, товаров низшего ка­чества, когда рост доходов приводит к снижению спроса).

 

Перекрестная эластичность спроса. В экономической теории выде­ляют также перекрестную эластичность спроса. Она показывает, как имен­но изменяется спрос на один товар в ответ на изменение цены другого товара. При этом связь между ценой на один товар и спросом на другой у взаимозаменяемых товаров прямая (к примеру, рост цены масла увеличит спрос на маргарин), а у взаимодополняемых – обратная (рост цены фото­аппаратов снизит спрос на фотопленку).

 

Перекрестную эластичность спроса можно определить с помощью ко­эффициента, который показывает, на сколько процентов изменится спрос на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

 

 

EDAB = Q2A – Q1A / P2B – P1B * P1B + P2B / Q1A + Q2A,

 

 

где P1B – первоначальная цена товара B; P2B – новая цена товара B; Q1A - первоначальный объём спроса на товар А; Q2A – новый объём спроса на товар А.

 

Перекрестная эластичность спроса по цене может быть положитель­ной, отрицательной и нулевой. Первая свойственна взаимозаменяемым товарам, так как повышение цены на один товар (кофе) вызывает повыше­ние спроса на другой (чай). Вторая свойственна взаимодополняемым то­варам, ввиду того что рост пен на один товар (фотоаппарат) вызывает умень­шение спроса на другой товар (фотопленку). Нулевая форма перекрестной эластичности характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу.

 

Эластичность предложения измеряет степень реакции поставщиков товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, предложение неэластично, если его изменения меньше, чем изменения цены. Зависимость величины пред-можения от изменения цены различна для разных групп товаров. Предло­жение одних из них более чувствительно к изменениям цены, других -менее. Степень чувствительности производителей к изменению цен, или пне называемый коэффициент эластичности предложения, определяется по Методике, аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса. Цанный коэффициент определяется в процентах как отношение измене­ния объема предлагаемой продукции к изменению цены. Другими слова­ми коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%.

 

 Q2 - Q1  P1 + P2

 

EDS = P2 - P1 Q1 + Q2 ,

 

 

где EDS – коэфициент эластичности предложения; Р1 – первоначальная цена, Р2 – новая цена; Q2 объём предложения после изменения цены; Q1 – первоначальный объём предложения.

 

Эластичность предложения зависит и от других факторов. Это резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество вре­мени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше воз­можности увеличить предложение); способность товара к длительному хранению, а также стоимость его хранения. Если товар не может хранить­ся долгое время в силу потребительских свойств, то снижение цены на рынке незначительно повлияет на предложение. Предложение будет низ­кой эластичности, т.е. коэффициент меньше 1 (свежая рыба, мясо и др.). Неэластично и предложение на продукцию, хранение которой дорого об­ходится продавцу. Эластичность предложения меняется под действием технического прогресса, изменения количественного и качественного со­става используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, при­меняемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

 

Поскольку предложение связано с изменением производственного про­цесса, оно медленнее адаптируется (приспосабливается) к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются следующие временные периоды: мгновенный, кратко-, средне- и долгосрочный.

 

В течение мгновенного периода реализации подлежит уже произведен­ный товар, который поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение должно подстраиваться под спрос. Этот период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на измене­ние спроса и цены. Например, фермер, который привез на рынок весь уро­жай огурцов, бессилен отреагировать на увеличение спроса и цены. В мгновенном периоде времени предложение является фиксированным.

 

Анализ временных периодов позволяет сделать вывод о том, что пред­ложение, как и спрос, становится более эластичным с увеличением вре­менных интервалов, в пределах которых рассматривается его динамика. Эластичность предложения обычно выше на протяжении длительного пе­риода, чем в короткие отрезки времени.

 

Наряду с эластичностью предложения по цене существует также элас­тичность предложения по доходу, которая характеризует степень измене­ния величины предложения данного товара в результате изменения вели­чины дохода его производителя при прочих равных условиях. Кроме того, выделяют перекрестную эластичность предложения – степень изменения объема предложения данного товара как результат изменения цены друго­го товара.

 

EsAB = Q2A – Q1A / P2B – P1B * P1B + P2B / Q1A + Q2A,

 

 

где P1B – первоначальная цена товара B; P2B – новая цена товара B; Q1A - первоначальный объём предложения на товар А; Q2A – новый объём предложения на товар А.

 

Значение коэффициента перекрестной эластичности предложения по цене также различно для разных товаров.

 

1. Взаимозаменяемые товары. Повышение цены на то­вар-заменитель вызывает сокращение производства рас­сматриваемого товара (и наоборот), т.е. в отличие от спроса цена одного товара и предложение другого товара в этом слу­чае изменяются в разных направлениях, и значение коэффи­циента перекрестной эластичности предложения будет отри­цательным (ESAB < 0).

 

2. Взаимодополняющие товары. Если цена повышается на товар-дополнитель, производители увеличивают произ­водство рассматриваемого товара (и наоборот). В этом случае цена одного товара и предложение другого товара изменяют­ся в одном направлении, т.е. коэффициент перекрестной эластичности предложения будет иметь положительное зна­чение (ESAB > 0).

 

3. Независимые товары. Как и в случае со спросом, изме­нение цены одного товара не вызывает изменения предложе­ния другого товара. Коэффициент перекрестной эластичнос­ти предложения в этом случае будет равен нулю (ESAB = 0).

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM