2. Предложение. Ценовые и неценовые факторы предложения.

 

Предложение – целенаправленное действие продавца, убеждающее покупателя приобрести товар, которое формирует спрос через ассорти­мент произведенных товаров и их цены. Предложение выступает как про­дукт, который находится или может быть доставлен на рынок. Данная ка­тегория обычно содержит следующие основные реквизиты и требования: описание товара, предполагаемое его количество, сроки поставки первой партии, цену за единицу товара, условия платежа, срок действия, название фирмы, сделавшей предложение, ее адрес, дату отправки, подписи. При выходе на новые рынки содержание предложения может быть расширено рекламными материалами, демонстрирующими научно-исследовательский и производственный потенциал поставщика товаров, их высокий техни­ческий уровень и качество, обеспеченность машинно-технической продук­цией и техническим обслуживанием. В состав предложения входят инвес­тиционные и потребительские товары, природные ресурсы, наемная рабо­чая сила, капитал, услуги. На предложение влияют многообразные факто­ры (неценовые детерминанты), в том числе – цены на ресурсы и сопря­женные товары, уровень технологии, деятельность государства (налоги и дотации), число продавцов и их ожидания по поводу изменения цен на рекламируемые товары. Различают индивидуальное предложение, субъек­том которого выступает отдельный продавец, и рыночное – совокупность всех индивидуальных предложений на данном рынке.

 

Предложение – количество товаров, которые фирмы готовы продать при заданной цене. Предложение – тоже однофакторная функция: .

 

Закон предложения: при росте цены желание продать товар увеличивается.

 

Если условия ceteris paribus выполняются, то тогда изменения продаж есть функция цены товара, и мы движемся вдоль кривой предложения. Если эти условия не выполняются, то происходит изменение функции предложения, так, в силу технического прогресса происходит рост объема предложения при данных ценах.

 

Неценовые факторы, влияющие на предложение. Предложение, как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов. К ним от­нося гея:

 

1. Цены на ресурсы, которые могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут).

 

2. Изменения в технологии производства: совершенствование техно­логии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предло­жения.

 

3. Налоги и субсидии. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и уве­личивают предложение.

 

4. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары может по­будить производителя увеличивать или уменьшать предложения данного товара. Данное изменение цен приводит к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение. Снижение цен на одни товары способно уменьшить их предложение в пользу увеличения предложения других, более дорогих товаров.

 

5. Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.

 

6. Число продавцов. Чем больше число поставщиков при данном объе­ме производства каждой фирмы, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль новых фирм предложение будет расти, а по мере их выхода – сокращаться.

 

7. Природные условия: стихийные бедствия, нанося ущерб экономике, влияют на сокращение предложения.

 

Все перечисленные факторы, включая и цены, влияют на изменение предложения. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM