3. Классификация рынка. Рыночная инфраструктура.

Многообразие рыночных отношений сопровождается неод­нородностью рынков. Все они отличаются друг от друга разно­образными признаками. Рынки классифицируются по следую­щим основным признакам.

В зависимости от объектов купли-продажи (по экономи­ческому назначению рыночных объектов) выделяют: товар­ный рынок, финансовый рынок и рынок труда.

Товарный рынок включает потребительский рынок, рынок средств производства, рынок информации.

Потребительский рынок охватывает рынок продовольствен­ных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок зда­ний непроизводственного назначения.

Рынок средств производства состоит из рынка производст­венных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии и других видов производственного назначения; рынка полезных ископаемых.

В рынок информации входит рынок инноваций и рынок ин­формационного продукта. Рынок инноваций - специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационали­заторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объекты объединяют под единым названием ноу-хау, т.е. достижения НТП. Рынок информацион­ного продукта включает сферу информационных услуг (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотари­ат, оповещение, подготовительное обучение). Рынок интеллек­туального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. По сути рассмотренный выше рынок инноваций и является частью более обширного рынка интеллектуального продукта.

Конечно, не все духовные ценности являются объектом куп­ли-продажи и поступают к потребителю в результате приобрете­ния по рыночной цене. Однако даже музейные ценности прода­ются, существуют выставки-продажи картин, скульптур. Книги продаются и покупаются повсеместно. К рынку интеллектуаль­ного продукта следует относить куплю-продажу услуг культуры, образования, здравоохранения, а также любого информационно­го продукта, возникающего в результате духовной деятельности.

Особую специфику имеет рынок транспортных, бытовых, коммунальных услуг.

Финансовый рынок включает рынок капитала (инвестицион­ный), рынок кредита и ценных бумаг, валютно-денежный рынок.

Рынок капитала предполагает вложение капитала как в про­изводственную, так и непроизводственную сферу.

Кредитный рынок – это рынок заемного капитала.

На рынке ценных бумаг продаются акции, облигации, казна­чейские обязательства, сертификаты, векселя.

Валютно-денежный рынок осуществляет куплю-продажу иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам. Он также производит международные денежные расчеты.

Рынок труда – это рынок купли-продажи рабочей силы, вы­ступающей как товар.

По территориальному признаку (в зависимости от зоны охвата рыночного пространства) рынки делятся на местный (локальный), региональный внутри страны, национальный (внутренний), региональный по группе стран и мировой (внеш­ний).

Местный рынок ограничивается одним или несколькими районами страны.

Национальный рынок охватывает сферой обмена всю нацио­нальную территорию.

Мировой рынок включает сферу международного обмена. В составе внутреннего и мирового рынка могут выделяться региональные (зональные) рынки.

По механизму функционирования рынки бывают:

свободными – на основе свободной конкуренции в резуль­тате прямых контактов независимые участники процесса купли-продажи сами устанавливают объем продаж и цены;

монополизированными – условия производства и обращения определяет один или группа производителей (продавцов);

регулируемыми – ведущая роль в регулировании рыночных отношений принадлежит государству, которое использует раз­личные экономические рычаги воздействия.

По степени насыщенности выделяют:

• равновесный, в котором объемы спроса и предложения при­мерно совпадают;

дефицитный, где спрос превышает предложение;

избыточный, когда предложение превышает спрос. По организации рыночного обмена рынки бывают:

оптовыми (купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями). Чаще всего оптом товары закупаются про­давцами у производителей или на торговых биржах;

• розничными (купля-продажа единичных товаров в неболь­шом количестве). Обычно в розницу продаются товары в мага­зинах, в торговых палатках, с рук;

экспортными (вывоз за границу товара и капитала для реа­лизации на внешних рынках);

импортными (ввоз товаров и других ценностей из-за грани­цы для реализации на внутреннем рынке).

По формам собственности различают частный, коопера­тивный и государственный рынки.

По степени соблюдения законности различают легальный (официальный, законный) и нелегальный (деятельность которого запрещена законом) рынки.

Нелегальный рынок – это подпольная торговля товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография) – «черный рынок, либо торговля любыми товарами, но с нарушением правил и норм торговли (при отсут­ствии лицензии, патентов, без торговых знаков, при неуплате или неполной уплате сборов, налогов, пошлин) – «теневой» рынок.

Схематически классификация рынков представлена на рис. 1.4.3.1.

Рис. 1.4.3.1 Классификация рынков

Рыночная инфраструктура.

Для нормального функционирования рынка необходима чет­ко налаженная работа различных специализированных учрежде­ний, предприятий, организаций и служб. Совокупность взаимо­связанных между собой таких организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение товаров, капиталов и ра­бочей силы, представляет собой рыночную инфраструктуру (от лат. infra – ниже, под и structura – строение, расположение). В нее включаются: товарные и фондовые биржи, биржи труда; торговые дома; информационно-коммерческие центры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры явля­ются ярмарки, аукционы, биржи.

Ярмарка представляет собой съезд торговых и промышлен­ных организаций, коммерсантов, промышленников, преимуще­ственно для оптовой продажи и закупки товаров по выставлен­ным образцам. Ярмарка может представлять собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определен­ном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов в определенное время (воскресенья, праздники и т.д.).

Аукционы – публичная продажа на основе торгов, при кото­рой продаваемые товары или имущество приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену. Аукционы проходят в заранее установленном месте и в заранее установленное время. Главной целью аукциона является получение максимальной це­ны за какой-либо товар. Существуют аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Аукционы организуют специально созданные фирмы, работаю­щие на комиссионных началах. На международных аукционах реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.

Биржа – место встречи покупателей и продавцов, во время которых заключаются сделки. В современной рыночной эконо­мике функционируют следующие виды бирж: товарная, фондо­вая, валютная и биржа труда.

Товарная биржа – организованный, постоянно действующий, оптовый рынок, где купля-продажа товаров осуществляется на основе установленных стандартов и образцов, соответствующих форм документов, которыми регламентируется номенклатура, объем, цены, сроки и виды доставки и другие условия.

Фондовая биржа – учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. На фондовой бирже обращаются в основном два вида ценных бумаг - акции и облигации. Членами биржи являются, как правило, ее основатели - физические лица и кредитно-финансовые институты. В случае необходимости основатели биржи могут расширять круг ее членов путем про­дажи биржевых мест.

Валютная биржа – учреждение, в котором осуществляются сделки купли-продажи иностранной валюты и формируются курсы валют (валютные котировки) на основе фактического со­отношения спроса и предложения.

Биржа труда – государственное учреждение, регулярно осуществляющее посреднические операции на рынке труда, т.е. она является посредником между работниками и работодателями (предпринимателями). Однако следует отметить, что рассмот­ренное толкование понятия рыночной инфраструктуры является узким. В широком смысле слова под рыночной инфраструкту­рой следует понимать совокупность материально-технических и организационно-экономических условий, обеспечивающих нор­мальное функционирование сферы товарного обращения и актов купли-продажи. Поэтому в рыночную инфраструктуру также включается кредитная система, система государственных финан­сов и система законодательства.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвлен­ная система законодательства, регулирующая правовые взаи­моотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила рыночного поведения. Таким образом, схематически инфра­структуру рынка в широком смысле можно представить сле­дующим образом (рис. 1.4.3.2).

Рис. 1.4.3.2 Инфраструктура рынка

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM