1. Рынок: понятия, функции.

Непрерывный процесс обмена продуктами труда и является рынком в его простейшем определении. В житейском, обыден­ном смысле, рынок - это место, где встречаются продавцы и по­купатели и совершают сделки (базар, ярмарка, аукцион, биржа). Рынок в этом смысле можно рассматривать как форму товарных экономических отношений. Рынок и рыночная форма связей от­нюдь не явились результатом чьей-либо мудрости, плодом тво­рения отдельной личности или государства, данная форма эко­номического сотрудничества возникла объективно благодаря развитию разделения труда и обмену продуктами труда. Други­ми словами, можно утверждать, необходимость обмена труда привела к возникновению рынка.

Рынок начинает формироваться одновременно со становле­нием товарного производства. Как совокупность отношений об­мена рынок представляет собой единство товарного и денежного обращения.

Рынок выступает как связующее звено между производством и потреблением. Поэтому рынок - это механизм, сводящий вме­сте продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг. Рынок показывает производителям, что следует производить и в каком количестве. Через рынок потребители воздействуют на произ­водство. Однако следует отметить, что между производством и потреблением товаров проходит еще две стадии: обмен и рас­пределение. Все эти стадии обмен объединяет в единую целост­ную систему. Весь воспроизводственный процесс без обмена не состоится. Обмен непосредственно связан с распределением и потреблением. В условиях рыночной экономики распределение осуществляется через обмен, т.е. рынок. В этом смысле рынок является саморегулирующейся системой воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Рынок предполагает наличие двух субъектов - продавцов и покупателей (участников рыночных сделок). Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка - производи­телей и потребителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с по­ниманием субъектов рынка, их поведения на рынке.

В действительности на рынке действует множество субъектов (продавцов и покупателей). Все они выступают в качестве физи­ческих или юридических лиц.

Физическим лицом рыночных отношений является любой че­ловек (домашнее хозяйство), что-либо продающий или покупающий на рынке. В качестве юридических лиц выступают предприятия (фирмы), наделенные специальными правами вы­ступать в качестве истцов или ответчиков в суде или арбитраже в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом является также государство. Таким образом, субъекты рынка - это домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и госу­дарство, вступающие между собой в те или иные рыночные от­ношения.

Наряду с понятием «субъекты рынка» существует понятие «объекты рынка». Объекты рыночных отношений - это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. В качест­ве объектов рынка выступают прежде всего товары, материаль­ные блага и услуги, поступающие на рынок, а также факторы производства - заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полезные ископаемые, финансовые и трудовые ресур­сы и т.д.

Рынок может возникнуть, существовать и развиваться при наличии ряда обязательных условий. Основными из них являют­ся следующие:

• неограниченность количества участников рынка;

• свобода предпринимательского и потребительского выбора;

• определяющая роль частной собственности;

• отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции;

• беспрепятственная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

• полная информированность его участников о состоянии рынка (свободный доступ к информации);

• личный интерес.

Наряду с перечисленными условиями большое значение имеют и такие, как устойчивость финансовой и денежной сис­темы страны, открытость внешнему рынку, политическая стабильность и др.

Однако следует отметить, что в чистом виде рынок, основные условия которого рассмотрены выше, не существует ни в одной стране. На практике в рыночной экономике имеют место следующие основные модели рынка:

• чистая монополия;

• монополистическая конкуренция;

• олигополия.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. К числу важнейших из них можно отнести сле­дующие.

1. Регулирующая. Рынок довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. Если спрос на товар рас­тет, производители станут его больше производить, увеличивая при этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и со­ответственно цену. Производство будет постепенно сокращать­ся. Таким образом, рынок воздействует на темпы, пропорции, а также на обновление производства.

2. Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает това­ропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускае­мой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг. Так как каждый производитель непосредственно на себе ощущает ре­зультаты от своей деятельности, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов. Как видим, все .это ведет к высокой эффективности производства.

3. Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги.

4. Распределительная. Получаемые субъектами рынка дохо­ды представляют собой в основном выплаты за факторы произ­водства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке.

5. Информационная. Рынок представляет собой богатый ис­точник информации, необходимый всем его субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необхо­димом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен. Наличие ин­формации позволяет каждому производителю постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Но информация еще более важна потенциальным участникам ры­ночных отношений. А потребителя рынок обязывает соизмерять величину своего дохода с рыночными ценами и возможностью удовлетворять соответствующие потребности.

6. Посредническая. Экономически обособленные производи­тели в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наибо­лее подходящего покупателя.

7. Санирующая. Рынок не дает дотаций убыточным произ­водствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем из­держек), а затем разоряет посредством санирования. Рынок очи­щает национальную экономику от экономически слабых, нежиз­неспособных субъектов и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств.

8. Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производите­лей, усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособ­ными, богатыми, а остальные разоряются, становятся банкрота­ми. Вот почему производители постоянно должны внедрять дос­тижения науки и техники, сокращать затраты, обновлять про­дукцию, повышать ее качество. Многие производители одного и того же товара стараются привлечь покупателя или высоким ка­чеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслужива­нием.

9. Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оцен­ку результатов труда обособленных производителей. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, при­знание результатов труда. Если же купля-продажа не состоялась, значит, общество не нуждается в таком товаре, а следовательно, и в таком труде.

10. Воспитательная. Рыночная система формирует и воспи­тывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способ­ность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную от­ветственность за свои действия.

Функции рынка свидетельствуют о том, что рыночная орга­низация экономики не может быть неэффективной. Однако ры­ночная экономика имеет и весьма существенные недостатки. Она не способна решать важные социально-экономические пробле­мы. К ним, прежде всего, относится удовлетворение тех общест­венных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк. Никакое общество не может обходиться без аппарата управления государством, на­циональной обороны, сил охраны общественного порядка, фун­даментальной науки, природоохранных мероприятий, образова­ния, здравоохранения, социальной защиты населения и т.п. (такие товары и услуги получили название «общественные то­вары»).

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM