4. Разгосударствление и приватизация собственности, их воздействие на трансформацию типов экономических систем.

Разгосударствление собственности ускорило процесс становления новых форм производства и типов собственнос­ти. Разгосударствление и приватизация – неоднозначные по­нятия, хотя и тесно связанные между собой.

Под разгосударствлением следует понимать процесс уст­ранения государственного монополизма, формирования многоукладной, смешанной экономики, ее децентрализа­ции, освобождения государства от функций прямого хозяйс­твенного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-администра­тивных к экономическим методам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остаю­щихся в государственном ведении, освобождении их от ад­министративно-командного диктата; в-третьих, к привати­зации, т.е. передаче в распоряжение коллективов и от­дельных граждан части государственной и огосударствлен­ной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Одна­ко разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идет процесс де­централизации в пределах государственного управления собственностью.

Приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущес­тво, ранее принадлежавшее государству, коллективам ра­ботников, гражданам или частным лицам, ведущим произ­водство на принципах негосударственных форм собственнос­ти. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления от­дельных звеньев экономики.

Таким образом, приватизацию государственной собствен­ности и развитие рынка не следует понимать как простой де­монтаж механизма государственной собственности. Следует исходить из задач формирования смешанной экономики, где реальное право на существование и развитие будут иметь как государственный, так и кооперативный и частный секторы экономики, способные конкурировать между собой и обога­щать друг друга. Сегодня весь цивилизованный мир уходит от жесткого противопоставления государственного и частно­го секторов, их симбиоз в разных формах признается наибо­лее эффективным.

С учетом этого можно допустить, что важным подспорьем в реализации целей приватизации способен послужить «те­невой» и зарубежный капитал. Но это, скорее всего, так и ос­танется допущением. Некоторые экономисты считают, что «теневая» экономика таковой может быть лишь в условиях жесткой директивной экономики и достаточно только принять разумные, с точки зрения предпринимательства зако­ны, как она исчезнет сама по себе и превратится в обычный бизнес. Руководствуясь этим положением, они предлагают активно использовать ее капиталы для приватизации, забы­вая о том, какие социальные потрясения это вызовет, и упус­кая из вида, что в какой бы степени ни был развит частный сектор и рынок, «подпольный» бизнес все равно будет искать возможность для своего развития хотя бы потому, чтобы скрыть свои доходы от налогообложения или нажиться на бизнесе, запрещенном законом.

Разгосударствление и приватизация собственности могут осуществляться в следующих формах: выкуп имущества го­сударственного предприятия, сданного в аренду; превраще­ние государственных предприятий в акционерные общества; создание коллективных (народных) предприятий; продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе и безвозмездная передача имущества гражданам. Разгосу­дарствление и приватизация производятся и в других, не противоречащих действующему законодательству формах.

В аренду могут быть переданы здания, сооружения, жи­лые постройки, оборудование, предприятия, земля, мелкий инвентарь и т.д.

Для выкупа государственной собственности используют­ся: личные средства граждан; ценные бумаги; собственные средства негосударственных юридических лиц; остатки фон­дов экономического стимулирования; часть прибыли, остаю­щаяся в распоряжении трудового коллектива предприятия; кредиты банков и другие заемные средства; иностранные ин­вестиции, если это предусмотрено законодательством, и т.д. Приватизация основывается на ряде принципов, прежде всего на сочетании платного и бесплатного способов привати­зации. Кроме того, применяются разнообразные методы, формы и процедуры приватизации. Приватизируемое иму­щество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам, в связи с чем методы и способы приватизации также не могут быть одинаковыми. В процессе приватизации осуществляет ся разделение функций собственности и управления. Собс­твенник (владелец) контрольного пакета акций после завер­шения приватизации нанимает руководителя, подотчетного ему. При приватизации обеспечивается предоставление на­дежных социальных гарантий членам трудовых коллекти­вов, предприятия которых приватизируются. Так, они могут приобретать имущество своего предприятия по цене, мень­шей его оценочной стоимости. При проведении приватиза­ции следует также обеспечить строгий контроль государства за соблюдением ее постепенности и поэтапности.

Одним из острых дискуссионных вопросов является при­ватизация земли. Главная причина, побуждающая государс­тво отходить от монопольного владения землей, – неэффек­тивность использования и ухудшение состояния сельскохо­зяйственных угодий. В странах СНГ к приватизации земли подходят по-разному. Однако решение проблемы собствен­ности на землю должно сводиться не столько к тому, какая из форм собственности получит преимущество, сколько к ус­тановлению их рационального соотношения, к определению границ, за которыми та или иная форма собственности будет неэффективна.

Первые итоги приватизации в странах СНГ позволяют сделать следующие выводы. Подорван монополизм государс­твенной собственности, начался процесс формирования мно­гоукладной экономики, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствова­ния. Приватизация проводится разными масштабами и не­одинаковыми темпами: быстрыми в России (уже в 1994 г. 3/4 промышленных рабочих было занято в негосударственном секторе), значительно более медленными в Беларуси и неко­торых других странах СНГ.

В настоящее время во всех странах СНГ осуществляется первый этап приватизации, связанный с перераспределени­ем собственности. На очереди второй этап – создание усло­вий для повышения конкурентоспособности производства, реорганизации и реконструкции предприятий, притока ин­вестиций. Для этого прежде всего необходимо создание соответствующей законодательной базы, увязка программ при­ватизации и структурной перестройки экономики, формиро­вание полноценных рынков ценных бумаг, создание условий для работы чековых и других инвестиционных фондов, ста­новление финансово-промышленных групп.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM