1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

Человек может жить и заниматься каким-либо делом, если у него есть пища, одежда, жилище и другие материальные блага. Эти блага производятся людьми не в одиночку, а сообща. Даже самая примитивная форма производства первобытных лю­дей - охота - была возможна при условии объединения со­вместных усилий. Поэтому производство всегда выступает как общественное производство.

Общественное производство – это процесс создания ма­териальных благ и услуг. Оно имеет две взаимосвязанные стороны: производительные силы и производственные отно­шения. Производительные силы выражают отношение лю­дей к природе, их воздействие на последнюю с целью приспо­собить ее элементы для удовлетворения своих потребностей. Производственные отношения – это совокупность отноше­ний между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Основу произ­водственных отношений составляют отношения собствен­ности.

В экономической литературе не существует единого под­хода к вопросу о содержании общественного производства:

– общественное производство отождествляется с матери­альным производством;

– общественное производство отождествляется со спосо­бом производства;

– общественное производство охватывает наряду с мате­риальным духовное производство и воспроизводство самого человека;

– общественное производство включает в себя материаль­ное и нематериальное производство.

Наиболее правомерным, на наш взгляд, представляется последний подход. Основной сферой общественного произ­водства является материальное производство, ибо именно благодаря его развитию человечество получает необходимые средства существования; материальное производство составляет основу любого иного вида деятельности, в том числе не­материального производства; материальное производство обеспечивает поступательное развитие общества, его про­гресс.

Материальное производство включает в себя производ­ство материальных благ и материальных услуг. К первому относятся промышленность, сельское хозяйство, строитель­ство; ко второму – транспорт и торговля, обеспечивающие движение продуктов до потребителя, коммунальное хозяйс­тво, бытовое обслуживание (ремонт и пошив одежды, стир­ка, химчистка и т.д.).

Удельный вес нематериального производства постоянно возрастает, так как оно включает в себя часть расходов, свя­занных с развитием этой сферы. Так, к примеру, растут рас­ходы на рекламу, расширяются научные исследования и за­траты на них. Кроме того, существует возможность ускорен­ного развития нематериальной сферы. Во-первых, это связа­но с научно-техническим прогрессом, который значительно расширяет границы повышения производительности труда в материальной сфере производства; во-вторых, снижение фондо- и материалоемкости позволяет увеличить производс­тво продукции при меньшем расходовании средств произ­водства, поэтому относительно большую часть средств мож­но направить в нематериальную сферу.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM