2. Особенности белорусской модели социально-экономического развития.

Особенности белоруской модели социально-экономичного развития.

Во-первых , в центре белорусской модели социально-экономичного развития находиться человек с его интересами, устремлениями, желанием жить в свободной, демократической и цветущей стране. Все в имени человека и для его благоустройства, государство для народа, а ни народа для государства - такой глубинный смысл белорусской модели социально-экономичного развития, внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Во-вторых , руководство государства отказалась от либеральной модели рынка и взяло на вооружение социально ориентированную модель рыночной экономики. Государство защищает интересы всех классов и слоев населения, в том числе и тех, кто по разным причинам зарабатывает мало, совсем ли ничего ни зарабатывает (устаревшие, инвалиды, многодетные семьи, студенты, учащиеся и т. д .). Это исключает социальные катаклизмы и обеспечивает социальную стабильность в обществе.

В-третьих , учитывая опыт стран с развитой рыночной инфраструктурой, Республика Беларусь стала на путь государственного регулирования экономики.

В-четвертых , приостановлено дикая "прыхватизация", разграбление кучкой дельцов общенародного богатства и создание крупных частных капиталов, большинство из которых имеют криминальную природу. Приватизация проводиться при участии и под контролем государства, в интересах укрепления ее мощности и повышения благоустройства народа.

В-пятых, народ и государство отказались от купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, от демонтажа крупного колхозно-совхозного производства и замены ее крестьянским (фермерским) хозяйством. Колхоз, сельскохозяйственный производственный кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство имеют равные права и возможности существования, когда они эффективно хозяйствуют на земле.

В-шестых , Республика Беларусь открыта для экономического сотрудничество со всеми странами мира. Она притягивает в народное хозяйство капиталы отечественных и заграничных и нвесторов .

Спад производства в большинстве отраслей экономики продолжался до 1995 г., но уже в 1994 г., после выборов Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко, по его поручению была разра­ботана «Программа неотложных мер по выходу экономики Респуб­лики Беларусь из кризиса». Программа была утверждена 30 сентяб­ря 1994 г. Верховным Советом. Целью ее являлось приостановление спада производства, уменьшение инфляции, недопущение дальней­шего падения жизненного уровня. В результате удалось замедлить экономический спад и рост потребительских цен.

1995 г. стал последним годом кризиса, когда еще снижалось большинство основных производственных показателей, с 1996 г. начался их постепенный устойчивый прирост. Однако в сельском хозяйстве после увеличения производства на 1% в 1996 г. его па­дение продолжалось до 1999 г. включительно.

Назрела также необходимость разработать более адекватную дей­ствительности стратегию социально–экономического развития Рес­публики Беларусь, составить долговременные прогнозы и програм­мы, объединить их в систему взаимосвязанных документов, рассчи­танных на длительный период. Стратегической целью реформирования хозяйства страны было определено формирование социально ориентированной рыночной экономики и предотвращение дальней­шего развития кризисных процессов. В 1996 г. была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Бела­русь до 2010 г., Основные направления социально–экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг., в 1998 г. – Концеп­ция социально–экономического развития страны до 2015 г., в 1999 г. Основные направления социально–экономического развития Бела­руси до 2010 г., в 2000 г. – Концепция и проект программы социаль­но–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.

В октябре 1996 г. 1 Всебелорусское народное собрание утвердило предложенные президентом Основные направления социально–эко­номического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг. Целью программы стало построение социально ориентированной рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эконо­мическим показателям. Ставилась задача консолидировать силы и сред­ства общества на вывод экономики из кризиса на основе стратегиче­ских целей реформирования всей системы общественных отношений.

До 2000 г. предусматривалось пройти два этапа:

1) 1996–1997 гг. – достичь макроэкономической стабилиза­ции, остановить спад производства, снизить инфляцию, стабили­зировать курс национальной валюты.

2) 1998–2000 гг. – возобновить экономический рост, обеспе­чить прирост ВВП не менее чем на 5 % в год, обеспечить рост жизненного уровня населения.

С учетом недостатка ресурсов, невозможностью и нецелесооб­разностью государственной поддержки всех отраслей народного хозяйства страны экономическими приоритетами программы на 1996–2000 гг. были объявлены экспорт, жилье, продовольствие. Они должны были стать «локомотивами», способными «подтянуть» дру­гие сферы производства, обеспечив выход из кризиса, постепенный подъем экономики и повышение благосостояния народа.

Экономические процессы второй половины 90–х гг. можно поделить на две фазы:

1) 1996– первая половина 1998 г.– высокие темпы роста;

2) конец 1998 –2000 г.– замедление темпов роста.

В 2000 г. в сравнении с 1995 г. произошел рост ВВП на 36%, выпуска промышленной продукции – на 64, инвестиций в основ­ной капитал – на 33, ввода жилья – на 81, производства потребительских товаров – на 84, реальных денежных доходов населения –на 72%, экспорта – в 1,5 раза, розничного товарооборота – в 2,4 раза. Два из трех приоритетов Основных направлений социально–экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг. –строительство жилья и наращивание экспортного потенциала –были выполнены. Вместе с тем снизилось производство сельско­хозяйственной продукции, увеличился удельный вес убыточных предприятий во всех отраслях экономики.

Что касается задачи превзойти по важнейшим экономическим показателям в 2000 г. уровень 1990 г., то это было сделано в сфере производства товаров народного потребления, где уровень пред­кризисного 1990 г. был не только достигнут, но и превзойден на 10%. По объему промышленного производства в целом уровень 1990 г. был превышен на 1%, по розничному товарообороту – на 3%. В 2000 г. Беларусь производила 53% химических нитей и воло­кон от всего объема на территории СНГ, а также 48% тракторов, 31 – холодильников, 30 – трикотажных изделий, 25% телевизоров, обуви и минеральных удобрений.

Выступая в ноябре 2000 г. перед депутатами Палаты предста­вителей Национального Собрания, Президент Республики Бела­русь А. Лукашенко отметил, что наиболее острыми проблемами в экономике Беларуси остались неэффективность сельского хозяй­ства, убыточность значительной части промышленных предприя­тий, высокая инфляция, низкий уровень оплаты труда.

Программа социально–экономического развития Беларуси на 2001–2005 гг. и ход ее реализации. В 2001 г. начался новый этап трансформации экономики Беларуси. На II Всебелорусском на­родном собрании 18 мая 2001 г. была принята Программа соци­ально–экономического развития Республики Беларусь на 2001 2005 гг. Она предусматривала создание высокоэффективной со­циально ориентированной рыночной экономики с действенны­ми механизмами государственного и рыночного регулирования.

Основными приоритетами новой программы были определены:

1) наращивание экспорта товаров и услуг;

2) развитие агропромышленного комплекса и связанных с ним отраслей;

3) активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

4) дальнейшее развитие жилищного строительства;

5) формирование эффективной системы здравоохранения.

Важнейшими также были обозначены задачи усиления стиму­лирующей роли заработной платы в расширении производства И росте его эффективности, повышение удельного веса оплаты тру­да в ВВП и денежных доходах населения, приближение тарифной ставки первого разряда к размеру минимального потребительского бюджета.

В 2004 г. была принята Национальная стратегия устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. В соответствии с ней в Беларуси было запланиро­вано достичь ВВП по паритетной покупательной способности на душу населения до уровня 60% от среднеевропейского (в 2002 г. этот показатель составлял 30%).

По состоянию на 2005 г. основные задачи, намеченные програм­мой социально–экономического развития страны на 2001–2005 гг., были не только выполнены, но и перевыполнены. В 2001–2005 гг. ВВП увеличился на 43,1%, а по сравнению с 1990 г. – па 27%, произ­водство промышленной продукции – соответственно на 51,8 и 53, производство потребительских товаров – на 50,4 и 66, в том числе продовольственных – на 51,1 и 17, непродовольственных – на 50,4 и 98%. Такие макроэкономические показатели, как производство про­дукции сельского хозяйства (в 2001–2005 гг. рост на 25,7%) и инве­стиции в основной капитал (в 2001–2005 гг. рост на 84%) уложились (сельское хозяйство) и превысили прогнозные рамки (инвестиции), однако к уровню 1990 г. сельскохозяйственный сектор экономики производил только 90% продукции, инвестиции в 2005 г. составили 95% от уровня 1990 г.

Вместе с тем по состоянию на начало 2006 г. около 16% про­мышленных предприятий оставались убыточными. При росте на 15% производства в животноводстве произошло снижение темпов про­изводства продукции растениеводства, что в значительной мере было связано с неблагоприятными погодными условиями. По–прежнему оставалась высокой материало- и энергоемкость продукции, недо­статочными были приток инвестиций и инноваций в производство, низкими – пенсии, стипендии и прочие социальные выплаты. Эти и другие задачи должны были решаться в ходе выполнения програм­мы социально–экономического развития на следующее пятилетие.

Основные положения Программы социально–экономического разви­тия Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Новая программа закрепи­ла преемственность социально–экономического курса, намеченного в предыдущем десятилетии. Главной целью социально–экономиче­ского развития страны в 2006–2010 гг. провозглашалось дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повыше­ния конкурентоспособности экономики, создания государства, удоб ного для людей. Для реализации этой цели программой было пре­дусмотрено обеспечить рост реальных денежных доходов населения, работу органов государственного управления в интересах людей, бла­гоприятные условия для развития образования, здравоохранения, куль­туры; осуществление мер по улучшению демографической ситуа­ции в стране; повышение эффективности агропромышленного ком­плекса, развитие социальной инфраструктуры села; инновационное развитие национальной экономики; расширение взаимовыгодных внешнеэкономических связей; укрепление безопасности страны. Основными приоритетами новой программы стали:

1) всесторонне гармоничное развитие человека, формирова­ние эффективной системы здравоохранения;

2) инновационное развитие национальной экономики, эпер–го– и ресурсосбережение;

3) наращивание экспортного потенциала страны;

4) развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

5) развитие малых и средних городов;

6) жилищное строительство.

В соответствии с прогнозом на 2006–2010 гг. прирост макро­экономических показателей за пятилетку предусматривается от 34–45% в сельском хозяйстве до 65–75% – инвестиций в основ­ной капитал, а в среднем запланирован прирост показателей при­мерно в 1,5 раза.

В целом становление рыночной экономики в Беларуси происхо­дило неоднозначно и противоречиво. Первая половина 90-х гг. харак­теризовалась разрывом сформировавшихся в период существования СССР экономических связей, потерей сырьевой базы экономики и большинства рынков сбыта продукции, резким спадом производства, ростом безработицы, гиперинфляцией, падением уровня жизни насе­ления. С 1996 г. началось постепенное преодоление кризиса. Была су­щественно укреплена роль государства в экономических преобразова­ниях, выработана стратегия развития общества – построение социаль­но ориентированной рыночной экономики. Отличительными чертами сформировавшейся белорусской экономической модели стали:

1) сильная и эффективная государственная власть, которая обеспечивает политическую стабильность, социальную справед­ливость и общественный порядок;

2) равенство различных форм собственности, в основе кото­рого лежит критерий эффективности ведения хозяйства;

3) многовекторность внешнеэкономической политики в ус­ловиях глобализации мирохозяйственных связей;

4) сильная социальная политика государства, инвестиции в здравоохранение, образование, профессиональное и культурное развитие личности, адресная социальная помощь. Сегодня Республика Беларусь - стабильная, успешная, цивилизованная страна с сильной экономикой, развитыми наукой и культурой, одной из лучших в мире системой образования. Сильная государственная власть, сильная социальная политика и опора на народ - секрет успехов Республики Беларусь.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM