4. Развитие белорусской культуры в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв. ).

Коптррсформация не сумела целиком уничтожить светскую культуру и науку. Буржуазные революции в Нидерландах и Анг­лии ослабили консервативное влияние Ватикана в мире, а сле­довательно, создали условия для более свободного развития фило­софии, естествознания, математики, физики, истории и т. д.

Значимость научных открытий, приведших к существенной трансформации общественного мировоззрения и формированию повой буржуазной идеологии, была настолько очевидна, что уже в XVIII в. этот период стали называть эпохой Просвещения. Ее сущ­ность заключалась в вере в безграничные возможности совершен­ствования человеческой природы и реальности переустройства мирового порядка на разумных началах.

Среди наиболее важных вопросов, поднятых мыслителями эпо­хи Просвещения, следует назвать следующие. Во-первых, значи­тельному пересмотру подверглась проблема отношения государ­ства и личности. Во-вторых, не менее актуальной темой для дискуссий стало и место государства в экономике. В-третьих, начало промышленного переворота и активизация колониальной экспансии вес более остро ставили вопрос о месте и предназначении человеческого бытия.

Изучая культурное развитие Беларуси в эпоху Просвещения, необходимо отметить, что шляхта и духовенство были знакомы с трудами большинства известных европейских мыслителей того времени. Этому способствовали регулярные зарубежные поездки, а также приобретение иностранной литературы, газет и журналов. Под их влиянием с конца XVII в. в ВКЛ появляются первые при­знаки общественного «вольнодумства». Вместе с тем сильные по­зиции иезуитов и консерваторов не позволили ему здесь укре­питься. Философ и атеист К. Лсщинский в 1689 г. был казнен в Варшаве. И. Копиевич эмигрировал в Нидерланды, где основал собственную типографию (издал более 20 книг учебного характе­ра). Туда же уехал ученый К. Семенович, прославившийся своими изобретениями в области артиллерии и ракетостроения. Поэт и просветитель С. Полоцкий предпочел остаться в России.

Лишь к середине XVIII в. традиции эпохи Просвещения стали оказывать существенное влияние на повседневную жизнь бело­русского общества. Во многом это было связано с переменами в системе образования. В 1740-е гг. по инициативе С. Конарского пиарский монашеский орден реформировал программы своих школ, расширив преподавание современных языков и естество­знания (Лида. Лужки, Витебск, Любсшов, Щучин).

Ускорению этих преобразований содействовал роспуск Папой Римским Климентом XIV в 1773 г. иезуитского ордена. Контроль над учебными заведениями последних в Речи Посполитой пере­шел "к светской Комиссии по народному образованию, которая создала на их базе широкую сеть окружных и подокружных учи­лищ (в Беларуси - 29). Центрами высшего образования стали со­зданная на базе Виленской иезуитской академии Главная школа ВКЛ. а также Гродненская медицинская академия (1775– 1781).

Значительно эволюционировала в это время и отечественная паука. Главным предметом преподавания долгое время оставалась философия. Однако средневековая схоластика постепенно «раз­мывалась» через включение в курс теорий Р. Декарта, Д. Локка, 1 . Лейбница. Отечественные философы пытались примирить их идеи с теориями Аристотеля и Фомы Лквипского, однако со вре­менем все более склонялись к рационализму (Л. Скорульский. С. Шадурский, Б. Добшевич, К. Нарбут). Подобные процессы на­блюдались и в других отраслях знаний. «Отен отечественной фи­зики» Ю. Мицкевич в лекциях исходил из положений ньютонов­ской механики. Новаторским путем шло и развитие истории. А. Парушсвич и Ю. Нсмцсвич рассматривали ее как возможность комплексного изучения политических, экономических и культур­ных достижений прежних поколений. При этом акцент делался именно на историю Речи Посполитой и ВКЛ. Среди других наук, получивших развитие в это время, необходимо отмстить астроно­мию в 1764 г. в Вильно была создана первая обсерватория. Од­ним из инициаторов ее открытия был М. Почобут-Одляницкий, вы­ступавший ш освобождение науки от церковной опеки и пытав­шийся основать в столице ВКЛ собственную академию наук. Изуче­нием отечественной флоры занимался ректор Гродненской меди­цинской академии известный французский ученый Ж. Жилибер, осно­вавший в Гродно первый в Беларуси ботанический сад.

В общественно-политической сфере просветительские идеи про­явились в стремлении части шляхты и магнатов к реформам со­словной монархии Речи Посполитой (А. Чарторыйский, И. Хрспто-вич, И. Потоцкий, Г. Колоптай). Подобная ориентация на «просве­щенного монарха» была заимствована из Франции. Особую значи­мость в Беларуси получили и идеи физиократов, под влиянием ко­торых все чаще высказывалось мнение о необходимости отмены крепостного права (Ю. Павликовский, Д. Пильховский, Я. Ясинский).

Влияние эпохи Просвещения ощущалось и в театральной жизни страны. В 1740 г. у Радзивиллов в Несвижс был создан первый свет­ский отечественный театр. Известные магнатские театры также дей­ствовали при дворах Г. Радзивилла в Слуцке (1751–1760), М. Огин-ского в Слониме (1771–1791) и т. д. Кроме зарубежных пьес на их сценах ставились и произведения отечественных авторов, среди которых лидирующее место, безусловно, принадлежало 16 комедиям и драмам Ф. У. Радзивилл. Все чаще со сцен театров стал звучать и белорусский язык. Вначале он использовался для придания местно­го колорита отдельным персонажам, а в 1787 г. в Забельском доми­никанском коллегиуме под Полоцком К. Морашевским была по­ставлена первая белорусскоязычная пьеса под названием «Коме­дия», долгое время пользовавшаяся заслуженным успехом.

Существенные изменения произошли и в общем архитектур­но-художественном развитии культуры Беларуси. Барокко с нача­ла XVIII в. под воздействием французского рококо видоизмени­лось в сторону еще большей декоративной насыщенности, повы­шенной пластичности и помпезности. Именно такой синтез двух стилен стал результатом возведения наиболее прекрасных шедев­ров отечественного зодчества (возрожденные Несвижский замок и Полоцкий Софийский собор, Королевский дворец в Гродно, усадьбы в Щорсах, Леонполс и Дятлово, храмы в Борунах, Вольно, Ивенцс, Слониме). Больших успехов достигла и фресковая живо­пись. Разрисовки религиозного и светского характера интерьеров храмов, а также ряда дворцов обрели перспективу и насыщенный колорит (Нссвиж. Могилев).

Вместе с тем феодальные по сути барокко и рококо под влия­нием Просвещения стали постепенно уступать место классициз­му, основанному на традициях античности и Ренессанса. Более строгий и лаконичный стиль ознаменовался широким использо­ванием величественных портиков, колонн и пилястр (дворцы в Святске, Ружанах, Ссмково, Радзивиллмонтах).

Культурное развитие Беларуси под влиянием идей европей­ского Просвещения не прервалось и после присоединения к Рос­сии. Доминирование региона в сфере образования, науки и куль­туры привело к его фактической автономии в империи. Лишь последовавшая за подавлением восстания 1830–1831 гг. унифика­ция белорусских губерний с общероссийскими через русифика­цию и насаждение православия привела в упадок духовную жизнь Беларуси, ставшей провинциальным «Северо-Западным краем».

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM