Формы “отработки” практических занятий

І. Подготовить, согласно требованиям, реферат по соответствующей теме и указанным направлениям – минимум трём, если не предусмотреноменьшее количество направений (возможно избрание собственных направлений по теме, но с обязательным обсуждением последних с преподавателем).

Правила:

Текст набирается 12 шрифтом T aimes Niew Roman , 1 интервалом, абзац 1,25; поля слева – 3 см., сверху и снизу, справа – 2 см. Желательна вставка рисунка, изображения, схемы (для повышения балла при оценивании) слева (обтекание текстом), с указанием внизу поясняющей информации: годы жизни, или географическое или временное отношение и т.д. Информация в обязательном порядке должна быть по каждому тезису темы. Графики и таблицы либо также, либо по центру (в зависимости от масштабности) и далее (следует подписывать Рис. 1. (или Табл. 1.) и соответствующее название). Сноски на литературу даются в тексте, например [3, с. 45-49] или [1, s. (если иностранный источник) 323]. Использовать информацию из белорусских учебников и российских – запрещено (лучше всего из научных журналов, издаваемых в Республике Беларусь, Российской Федерации, большинство из них имеют Интернет-версию, но не из готовых рефератов). В конце составляется «Вопросы и задания для контроля» (7-12). «Список литературы». На это всё отводится 7-15 страниц. Повышает балл «Приложение», в котором помещается источник(и) (документ(ы)) (непосредственно можно позаимствовать из хрестоматии, много источников-документов помещены в тех же журналах, Интернете). Необязательный раздел «Приложение» в количествах страниц неограниченно.

Сдать подготовленный реферат по соответствующим направлениям соответствующей темы (см. ниже) в распечатанному виде преподавателю, а также цифровую версию отослать на адрес andry-master@yandex. ru (имя файла – Ваша фамилия и инициалы).

Максимальная оценка – 10 баллов.

Возможна доработка, переработка (в том числе и для повышения балла).

Модуль I . Развитие белорусской национальной государственности

Тема 1.1 Введение в дисциплину «История Беларуси»

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Цивилизация как стадия развития общества. Типы цивилизаций: традиционная (аграрно-ремесленная), индустриальная, постиндустриальная (информационная). Предмет изучения истории Беларуси в контексте цивилизационного регионального развития как составной части восточнославянской и общеевропейской истории. Отечественные историографические школы. Источники изучения истории Беларуси.

1.2 Формирование белорусского этноса:

Тема 1.2 .1 Формирование белорусской народности.

Древнейшее население на территории Беларуси. Начало расселения славян и славянизация балтов. Восточнославянское сообщество. Основные концепции происхождения белорусов. Экономические и политические факторы формирования белорусского народа в ХІ V - Х V І вв. Восточнославянский этнический фундамент ВКЛ. Условия развития белорусского этносу в Речи Посполитой. Этническая структура населения Беларуси. Этническое самосознание и менталитет белорусского народа.

Тема 1. 2.2 Формирование белорусской нации ( в т. пол. XIX – нач. ХХ вв. ).

Процесс складывания белорусской нации во условиях формирования буржуазных отношений в второй половине XIX - начала XX ст . Национальное самосознание белорусов. Оформление белорусской национальной идеи.

Тема 1. 2.3 Развит и е белорусского народа в ХХ – нач. ХХІ вв.

Национальный вопрос и его решение во условиях существования со ветской общественно-политической системы. Белорусская нация во времена провозглашения и укрепления государственного суверенитета Республики Беларусь .

1.3 Формирование белорусской государственности

Тема 1.3.1 Становление государственных образований восточных славян на территории Беларусь (IХ - сер . ХІІІ вв.)

Становление раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь. Полоцкое и Туровское княжества и их взаимоотношения с Киевом и Новгородом. Феодальная раздробленасть .

Тема 1.3.2 Бел о рус с кие земли в составе ВКЛ и Речи Посполитой (вт. пол. ХІІІ – к . ХVIII вв.)

Предпосылки создания Великого княжества Литовского. Роль восточнославянских земель в процессе государственного строительства в ВКЛ. Особенности формирования государственного и социально-экономичного уклада на белорусских землях. Статусы и их роль в сохранения самостоятельности ВКЛ. Эволюция форм государственного управления в ВКЛ. Белорусские земли после Люблинской унии и вхождения ВКЛ в состав Речи посполитой.

Тема 1.3.3 Белорусские земли в составе Российской империи

( к . XVIII – н ач . ХХ вв.)

Статус белорусских земель в составе Российской империи. Шляхетские восстания и их влияние на политику самодержавия в белорусских губерниях. Возникновение белорусского национального движения в второй половине XIX - начала XX ст . и борьба за выбор путей общественного развития Беларуси. Роль и особенности буржуазных реформ и российских революций 1905-1907 гг. и Февральской 1917 г . в общественно-политическом развитии Беларуси. Итоги Всебелорусского съезда. Провозгашение Белорусской Народной Республики.

Тема 1.3.4 БССР в условиях советской общественно-политической системы. Эволюция политической системы Республики Беларусь

Октябрьская революция в исторической судьбе белорусского народа . Создание белорусской советской государственности. Роль и место БССР в СССР во условиях функционирования советской общественно-политической системы. Установление однопартийности и закрепление руководящей роли коммунистической партии. Основные тенденции политического развития белорусского общества в первое десятилетие после Великой Отечественной войны. Особенности процесса демократизации общественно-политической жизни в БССР в второй половине 50- х - 60-я гг. XX ст . Общественно-политическая жизнь в 70-я - первой половине 80- х гг. XX ст . Процесс демократизации общественно-политической жизни в БССР во время политики перестройки. Возникновение политической оппозиции.

Провозглашение и законодательно-правовое оформление государственного суверенитета Республики Беларусь. Основные тенденции общественно-' политического развития. Пути укрепления государственного суверенитета Республики Беларусь. Введение президентской формы управления. Итоги республиканских референдумов. Конституция Республики Беларусь 1994 г . (со сменами и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 1996 и 2004 гг.). Пути и особенности формирования правового государства и гражданского сообщества в Беларуси. Основы идеологии белорусского государства.

Модуль II . Социально-экономическое и культурное развитие Беларуси

Тема 2.1 Формирование феодальных отношений на белорусских землях

Тема 2.2 Духовное и культурное развитие Беларуси в

ІХ – ХVIII вв .

Тема 2.3 Социально-экономическое и культурное разви тие Беларуси в составе Российской империи

Тема 2.4 Духовное и культурное развитие Беларуси в составе Российской империи

Тема 2.5 Развитие государственной модели управления экономики БССР. Достижения и противоречия в развитии культуры.

Тема 2.6 Социально-экономическое и культурное развитие Республики Беларусь

Модуль III . Место и роль белорусских земель в геополитических процессах

Восточной Европы

Тема 3.1 Место Беларуси в геополитических процессах Восточной Европы (IX – н ач . ХХ ст .)

Тема 3.2 Беларусь во время Второй мировой войны

Тема 3.3 Геополитическое положение Беларуси во вт. пол . ХХ – н ач . ХХІ вв .

ІІ. Составить кроссворд по соответствующей теме-отработке (не менее 10 вопросов).

ІІІ. Разработать тест (не менее 10 вопросов, с несколькими вариантами ответов).

ІV . Разработать мультимедийную презентацию (5-15 слайдов).

V . Классический ответ по теме в указанное преподавателем время.

VI . Выбор и анализ научной статьи по соответствующей теме. Статья должна быть размещена в официальном научном журнале Республики Беарусь (анализ производится в сопоставлении с результатами (итогами) изложенными в других научных журналах или учебнике для высших учебных заведений, средней школы).

VII . Анализ хрестоматийной литературы (текста-источн ика) по соответствующей теме . Анализ производится с использованием, сравнении, научных статей и текстов учебников (характеристики в учебниках дя высших учебных заведений, средней школы).

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM