УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

«Гродненский государственный

аграрный университет»

_______________В.К. Пестис

«___» __________ 2009 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о модульной системе обучения и рейтинговой оценке деятельности студентов в учреждении образования «Гродненский государственный аграрный университет»

1. Общие положения

1. Положение о модульной системе обучения и рейтинговой оценки деятельности студентов разработано на основании целей и задач высшей школы и предназначено для оказания существенного влияния на повышение качества подготовки специалистов, воспитания кадров нового типа, способных успешно работать в условиях рыночной экономики, развития современных производственных отношений.

2. Изменения сложившегося порядка организации и проведения учебного процесса имеют целью:

осуществление непрерывного и ритмичного изучения учебного материала в течение семестра и усиление контроля за глубиной и качеством его усвоения;

активизацию работы кафедр и всех преподавателей по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;

выработку у студентов навыков систематической самостоятельной работы, воспитание у них ответственности за качество собственной подготовки.

2. Структура модульной системы обучения

1. Модульная система обучения - дидактическая система обучения, которая представляет собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателей и студентов, организованной в особых единицах процесса обучения с целью максимального овладения программным материалом и повышения качества подготовки специалистов.

Внедряемая в университете модульная система обучения предполагает, что по изучаемым дисциплинам, для которых в учебном плане предусмотрен экзамен, ведется промежуточный контроль знаний, результаты которого являются существенной частью итоговой оценки деятельности студента.

2. К особым единицам процесса обучения относятся: модуль, модульная единица и учебный элемент.

Модуль - основная организационно-содержательная единица модульной система обучения, охватывающая учебный материал ( раздел дисциплины ) , имеющий относительно самостоятельное значение и включающий в себя, как правило, несколько близких по содержанию тем или разделов курса. Для модуля характерны такие признаки, как целостность, относительная независимость и логическая завершенность его содержания, гибкость структуры, оперативность контроля и оценки результатов обучения. Модуль имеет конкретную цель и определяет оптимальные способы ее достижения.

Модульная единица ( учебная тема ) - это целостная, самостоятельная часть в содержании модуля, которая охватывает знания и умения, необходимые для выполнения профессиональной или другой задачи.

Учебный элемент (учебное занятие) - это часть учебного материала, отражающая какой-либо аспект профессиональной или другой задачи. Он является основным носителем учебной информации и по назначению может быть основным, дополнительным или справочным; по содержанию - теоретическим, практическим или комбинированным.

3. Модульная система обучения должна обеспечивать определенную самостоятельность освоения учебного материала по дисциплине студентами.

4. Для обеспечения перехода к модульному построению преподаваемых дисциплин необходима разработка новых рабочих вариантов учебных программ, методических рекомендаций и модульных учебно-методических комплексов (новое поколение УМК).

Учебно-методические рекомендации по модульной системе обучения разрабатываются по определенной схеме и включают в себя:

полный перечень учебных задач;

исходные требования к подготовленности студентов;

содержание и методику промежуточного контроля;

содержание каждого модуля дисциплины (перечень модульных единиц и учебных элементов);

краткую организационно-методическую характеристику (основные формы и методы обучения, формы и методы промежуточного контроля);

содержание и методику итогового контроля;

систему оценки результатов обучения.

5. Виды контроля.

5.1. Промежуточный контроль.

Представляет собой контроль усвоения студентами отдельных модулей по конкретной дисциплине. Проводится в форме тестов, устных презентаций, докладов, ответов, письменных заданий. Содержание контроля должно соответствовать программе курса и модуля, может включать вопросы, выделенные для самостоятельной проработки студентами.

5.2. Итоговый контроль.

Представляет собой контроль знаний и умений студентов непосредственно после завершения изучения дисциплины. Содержание контроля должно соответствовать учебной программе дисциплины. Можно использовать различные типы вопросов (множественного выбора, открытые, расчетные задания и др.). Необходимо, чтобы вопросы, имеющие практическую направленность, составляли не менее 50% заданий итогового контроля.

6. Объем учебных часов на изучение отдельного модуля определяется преподавателем и утверждается в рамках учебной программы по дисциплине. Количество модулей в семестре по дисциплине не должно превышать 4. Если по дисциплине предусматривается написание курсовой работы (проекта), то в ведомость выставляется оценка в дополнительный курсовой модуль.

3. Организация применения модульной системы обучения

Перед началом каждого учебного семестра осуществляются следующие подготовительные мероприятия.

Декану факультета необходимо:

• утвердить графики сдачи модулей и обеспечить равномерность сдачи, не допуская перегрузок студентов и преподавателей в конце семестра;

• подготовить экзаменационные ведомости (приложение 1);

• провести инструктаж преподавателей учебных дисциплин, переведенных на модульную систему обучения, обеспечить их экзаменационными ведомостями и журналом преподавателя.

Заведующие кафедрами обязаны:

• подготовить рабочие ведомости (приложение 2) и передать ведущим преподавателям;

• в начале каждого семестра на первом заседании кафедры обсудить итоги практического применения модульной системы обучения в разрезе каждой дисциплины (организация, учебная документация, научно-методическое обеспечение);

• осуществлять контроль качества применения модульной системы по дисциплинам кафедры (ход учебного процесса, текущая работа студентов, результаты);

• осуществлять контроль за соблюдением преподавателями кафедры положения о модульной системе обучения и рейтинговом учете деятельности студентов;

• осуществлять контроль за хранением рабочих ведомостей на кафедре.

Преподаватели учебных дисциплин должны выполнить следующее:

• разделить содержание рабочего варианта учебной программы на необходимое количество модулей, составить график сдачи модулей и представить его в соответствующий деканат;

• разработать формы контроля знаний студентов при сдаче ими модулей;

• рассмотреть формы стимулирования учебной деятельности студентов, включающие меры поощрений и взысканий (приложение 3);

• подготовить необходимую учебно-программную документацию (учебно-методический комплекс, научно-методическое обеспечение);

• на первом занятии ознакомить студентов с условиями и правилами изучения данной дисциплины по модульно-рейтинговой системе, которые не могут меняться в течение всего семестра;

после сдачи (пересдачи) каждого модуля преподаватель должен заполнить рабочую ведомость, которая хранится на кафедре;

• после завершения изучения дисциплины, преподаватель, на основе рабочей ведомости должен выставить в экзаменационную ведомость предсесси­онную оценку за се­местр .

Условия модульно-рейтинговой системы должны включать в себя:

– общее количество модулей и конкретное их содержание;

– рекомендованную учебно-методическую литературу;

– систему оценки работы студента на лекциях, практических, семинарских, лабораторных занятиях и за выполнение конкретных форм самостоятельной работы,

– сроки выполнения каждого модуля;

– систему оценок (в баллах) по модулю;

– порядок освобождения студентов от итогового семестрового экзамена по результатам модульной системы.

4. Порядок оценки деятельности студентов по дисциплине

1. Преподаватели дисциплин, применяя различные способы контроля знаний студентов по модулям, выставляют в экзаменационную ведомость по десятибалльной шкале с учетом поощрительных баллов рейтинговые баллы (приложение 3). Рейтинговые баллы выставляются с точностью до десятых .

2. Студент имеет право повысить рейтинговый балл (при имеющемся балле не ниже 4) по модулю путем его пересдачи в установленное преподавателем время с предоставлением допуска на его пересдачу.

3. Пересдача модуля, рейтинговый балл которого ниже 4 допускается не более двух раз.

4. К сдаче второго и последующего модулей допускаются студенты, чей рейтинговый балл за предыдущий модуль был не ниже 4.

5. К началу сессии рейтинговые баллы у студента по каждому модулю должны быть не ниже 4, а если ниже, то студент обязан пересдать данный модуль, получив предварительно в деканате допуск на его пересдачу.

6. Любая пересдача модуля проводится с предоставлением студентом оплачиваемого допуска, полученного в деканате.

7. Суммарный рейтинговый балл определяется путем суммирования рейтинговых баллов по модулям.

9. Предсессионная оценка за се­местр выставляется на основании переводной шкалы (приложение 4).

10. Студент, имеющий предсессионную оценку за се­местр 8-10 (в случае получения баллов по модулям не ниже 8), по своему усмотрению, может быть освобожден от сдачи экзамена.

11. В целях повышения итоговой оценки по дисциплине, студенты, которые могут быть освобожденны от сдачи экзамена, могут сдавать экзамен по своему усмотрению. Если этот студент получает оценку по экзамену ниже 8, то итоговая оценка должна определяться как среднее арифметическое значение предсессионной и экзаменационной оценок. Округление итоговой оценки осуществляется до ближайшего целого числа. Если же оценка по экзамену выше 8, то итоговая оценка выставляется по экзамену.

12. В случае освобождения от сдачи экзамена, в экзаменационную ведомость и зачетную книжку выставляется итоговая оценка по предсессионной оценки за се­местр только после получения им допуска к сессии.

13. Если предсессионная оценка за се­местр меньше 8 баллов и студент обязан сдавать экзамен, то итоговая оценка также должна определяться как среднее арифметическое значение предсессионной и экзаменационной оценок. Округление итоговой оценки осуществляется до ближайшего целого числа.

14. В случае получения экзаменационной оценки ниже 4 баллов, экзамен должен быть пересдан в установленном порядке на оценку 4 и выше баллов, а выставление итоговой оценки в соответствии с пунктами 11 и 13 данного раздела.

15. Студенты, которым в порядке исключения в пределах общих сроков обучения приказом ректора Университета разрешено заниматься по индивидуальному графику, сдают модули в сроки, установленные планом и согласованные с преподавателем дисциплины и деканом факультета.

5. Определение годового и выпускного рейтинга студента

Деканат на основе экзаменационных ведомостей вводит в базу данных на имя каждого студента число набранных по дисциплинам итоговых оценок. Кроме того, в базу данных вводится также научный и социальный рейтинг (критерии определяются деканатами самостоятельно). В результате определяется рейтинг студента на его курсе. Списки студентов с указанием их рейтингов на курсе должны предаваться гласности.

Рейтинг студентов в процессе учебы должен учитываться при назначении стипендий, премий, выделении места в общежитии и других социальных льгот.

Итоговый рейтинг должен учитываться при рекомендации студента для дальнейшего обучения и трудоустройства в пределах компетенции деканата и ректората.

Положение рекомендовано

к утверждению Советом

учреждения образования

«Гродненский государственный

аграрный университет»

Протокол № 11 от « 22 » июня 2009 г.


Приложение 1

УО «Гродненский государственный аграрный университет»

Дневное обучение

Экзаменационная ведомость №_______

Семестр_____20___/ 20_____ учебного года

Форма контроля: экзамен

Факультет _________________курс __________ группа_____________________

Дисциплина _________________________________________________________

Фамилия и инициалы преподавателей ___________________________________

Дата проведения экзамена «____» _________________20 ____ г.

Фамилия и ини­циалы студента

№ за­чет­ной книжки

№ би­лета

Предсесси­онная оценка за се­местр по рей­тинговым бал­лам

Экзаме­национ­ная оценка

Итоговая оценка

Под­пись экза­мена­тора

цифрой

пропи­сью

Приложение 2

УО «Гродненский государственный аграрный университет»

Дневное обучение

Рабочая ведомость

Семестр_____20___/ 20_____ учебного года

Факультет _________________курс __________ группа_____________________

Дисциплина _________________________________________________________

Фамилия и инициалы преподавателей ___________________________________

Фамилия и ини­циалы студента

№ за­чет­ной книжки

Рейтинговый балл по мо­дулю на дату сдачи/пересдачи

Суммар­ный рей­тинго­вый балл

Пред­сесси­онная оценка за се­местр по рей­тинго­вым бал­лам

Под­пись препода­вателя

1

2

3

4

к.р.*

* к.р. – курсовая работа (проект)

Приложение 3

Поощрительные баллы при изучении модуля

Поощряемые учебные действия

Поощрительные баллы

1.Своевременность выполнения и сдачи:

- лабораторных и практических работ

- заданий по УСР

до 0,4

до 0,5

2. Результативность работы на занятиях при оценках:

4-6

7-8

9-10

0,2

0,4

0,6

3. Посещение занятий

до 0,3

4. За каждое отсутствие на занятиях без уважительной причины (причина должна быть указана в выданном деканатом допуске)

– 0,3

5. Образцовое ведение рабочих тетрадей

до 0,3

6. За каждый сделанный студентом на занятиях доклад

0,1

Приложение 4

Шкала перевода суммарного рейтингового балла в оценку

<>

Число модулей

Предсессион­ная оценка за се­местр по рей­тинговым бал­лам

2

3

4

5

6*

7*

8*

9*

Суммар­ный рей­тинговый балл

8,0-8,9

12,0-13,4

16,0-17,9

20,0-22,4

24,0-26,9

28,0-31,4

32,0-35,9

36,0-40,4

4

9,0-10,9

13,5-16,4

18,0-21,9

22,5-27,4

27,0-32,9

31,5-38,4

36,0-43,9

40,5-49,4

5

11,0-12,9

16,5-19,4

22,0-25,9

27,5-32,4

33,0-38,9

38,5-45,4

44,0-51,9

49,5-58,4

6

13,0-14,9

19,5-22,4

26,0-29,9

32,5-37,4

39,0-44,9

45,5-52,4

52,0-59,9

58,5-67,4

7

15,0-16,9

22,5-25,4

30,0-33,9

37,5-42,4

45,0-50,9

52,5-59,4

60,0-67,9

67,5-76,4

8

17,0-18,9

25,5-28,4

34,0-37,9

42,5-47,4

51,0-56,9

59,5-66,4

68,0-75,9

76,5-85,4

9

19,0

и выше

28,5

и выше

38,0

и выше

47,5

и выше

57,0

и выше

66,5

и выше

76,0

и выше

85,5

и выше

10

* - если дисциплина изучается 2 и более семестра

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM