1. Эволюция взглядов на проблему формирования нации. Определение этнической территории белорусов.

В последние годы белорусские гуманитарии, в том числе и историки, довольно активно занимались исследованиями, посвященными проблемам нации и этносу. Меж тем до сегодняшнего дня так и не выработана последовательная концепция формирования белорусской нации. Не дали ученые и исчерпывающего определения термина «нация».

Подходы к разработки истории этноса, как и нации, зависят от понимания исторического процесса, что, в свою очередь, основывается на той или другой концептуальной модели истории. В советской историографии неделимо господствовал формационный подход, теоретико-идеологическую основу которого складывал марксизм. Стадиальные типы «исторических сообществ» - племена, народности, нации - рассматривались в соответствии с социально-экономичными формациями. Классическое для советской историографии определение нации было сформулировано И. Сталиным в книге «Национализм и национальный вопрос». «Нация, - согласно его утверждению, - это исторически сложившееся устойчивое сообщество людей, которое возникло на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического облика, что проявляется в общности культуры». При этом о наличии нации можно было утверждать только в том случае, когда имелись все повыше указанные критерии.

Использование этой модели создавало много неразрешимых проблем для исследователей истории белорусской нации, ведь разумеется, что наличия всех необходимых компонентов нации в «чистом виде» в XIX ст. у белорусов не было. Выход был найден в 60-я гг. XX ст., когда в ученом дискурсе расширились понятия «этнос» и «этническая группа». Преобладающим в белорусской историографии становится представление о том, что нациообразующие п роцессы в Беларуси XIX ст. осуществлялись на основе этнокультурного возрождения и в результате «развития рыночных, капиталистических отношений, которые в свою очередь стали экономической основой формирования белорусской нации.

Наиболее существенными признаками нации определялись: общность экономической жизни и языка, а также национальное движение как проявление национального самосознания. Нация стала рассматриваться как интегрированный внутренним рынком, средствами коммуникации и культурным развитием феномен нового времени. Наиболее соответствующей такому подходу определения нации видится дефиниция чешского исследователя М. Гроха. Нация, по его мысли, это «большая социальная группа, объединенная на основе ряда объективных взаимоотношений (экономических, политических, лингвистических, культурных, религиозных, географических, исторических) и их субъективного отображения в коллективном сознании. Большинство из них могут быть взаимодополняемы - некоторые отыгрывают особенно важную роль в процессе формирования одной нации, а для второй – являются только одними из факторов консолидации. Но средь их три являются незаменимыми: (1) «память» об общем прошлом; (2) плотность лингвистических и культурных связей, которые обеспечивают более высокую степень социальной коммуникации в границах группы, чем за ее рамками; (3) воображение о равенстве всех представителей такой группы».

В границах определенного нами подхода первую фазу процесса формирования белорусской нации можно отнести на начало XIX ст. , когда пробуждался интерес к исторической культуре местных этнолингвестических сооб щ еств.

Выдвигались различные критерии для определения этнической территории расселения белорусов.

Этническая территория – территория компактного расселения определенного народа (этн о с а ), с к оторой тесно связан его этногенез и этническая история. Определяется устойчивостью в течение многих столетий. Свойственное каждой этнической территор ии географіческая среда - это ни только сфера проживания, но и жизненная основа, что обусловливает специфику хозяй ственных занятий и производственной культуры, органически входит в повседневный быт , живит конкретными образами духовные ценности народа, его язык и фольклор. В процессе жизнедеятельности человек меняет облик окружающей природной среды, придавая ей характер культурного ландшафта, а родная сторона (отечество) становится для его, как и для народа в целом, историческим наследством.

Первая попытка в определении этнических границ белорусов принадлежит известному чешскому слависту П. Шафарику, взявшего за основу языковой критерий (работа вышла в г. Праге, 1842 г.) . Использовав материалы П. Кепена, А. Бодянского, З. Даленго-Ходаковского, а тоже свои личные данные , он сложил карту расселения славянских народов. Территорию компактного про живания белорусов составили: Минская и Могилевская губернии (целиком), боль шая часть Витебской и Гродненской и частично Виленская губерния. Всего на этих просторах в то время проживало 2726,0 тыс. белорусов, из которых 2376,0 (87,2 %) были православными и около 350 тыс. (12,8 %) католиками. На севере граница расселения белорусов доходила до Люцина, включая Невельский, Велижский и Себежские уезды; на западе – за Беласток, до Бельска. Недостаток сведений не позволил Шафарику определить точную границу белорусского этноса на востоке, юге и северо-западе, потому на этих направлениях она была проведено по бывшим рубежам ВКЛ.

В период Российской империи белорусские земли в официальных документах стали называть Западной Русью, Западным или Северо-Западным краем (но и название Беларусь употреблялось, преимущественно для Витебской и Могилёвской губерний ). Однако во 2-и пол . XIX ст . по мере накопления и осмысления конкретного фольклорно- этнографического материала выявилось народное единство на всей современной территории Беларуси, а само название стало все чаще употребляться и для сосед них Минской, Гродненской, части Витебской и Смоленской губерний .

Согласно этнографическому атласу 1863 г. Р. Ф . Эркерта , этническая территория белорусов очерчивалась в границах Могилевской, Витебской (без Ли фляндских уездов), части Виленской (по линии Ошмян – на юг от Лиды) и Гродненской губерний. Эркерт разделял территорию Беларуси на 3 части: восточную (к Березине), западную и южно-западную, или Подляшье, а белорусское население этих регионов образовывали, по его мысли, соответственно 3 группы: настоящих белорусов, западных белорусов , или чернорусов, и подляшан ( наиболее ополяченной части белорусов). Атлас 1864 г. А . Ф . Рытиха и составленная им «Этнографическая карта Европейской Рос сии» (1875 г.) следующим образом очерчивает территорию расселения белорусов: на запад и юг от Сувалок (на запад от Белостока) и подальше по рекам Нарев, Ясельда, Припять к ее впадению в Днепр , на север и восток – севернее Вильно, подальше на Свенцяны , Люцын , Большие Луки, на запад от Свясел и Мглина , далее по Днепру к устью Припяти. При этнической дифференциации населения (в особенности белорусов и поляков) Эркерт и Ритих исходили в первую очередь с конфессиональной принадлежности. Е. Ф . Карский , М . В . Довнор - Запольский , а также члены Московской Диалектологической Комиссии при сложении соответствующих карт (1903 г., 1919 г., 1915 г.) управлялись этнолингвистическими признаками и расширили этническую территорию белорусов на правобережье Припяти, а на восток – к Ржеву и Брянску.

Таким образом , нация (от лат. n ation – народ) – это историческое сообщество людей, которое характеризуется устойчивыми экономическими и территориальными связями, общностью языка, культуры, характера, быта, традиций, самосознания.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM