Вопрос № 2 Многообразие социальных институтов и их виды .

Для социологического анализа социальных институтов большое значение имеет их типологизация. В зависимости от способов регламентации деятельности людей социальные институты подразделяют на формальные и неформальные.

Формальные социальные институты объединяются общим признаком – взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных установлений, положений, правил, норм. Регулярность их деятельности обеспечивается строгой регламентацией социальных статусов, ролей, функций, распределением ответственности между участниками. Для этих целей формальные социальные институты имеют учреждения, в пределах которых организуется определенная, профессиональное ориентированная деятельность людей, осуществляется управление социальными действиями.

Неформальные социальные институты не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-ценностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установок и т.п. примером неформальных социальных институтов может служить дружба, любовь.

В зависимости от содержания и направленности деятельно­сти социальные институты подразделяются на политические, эко­номические, социальные, социокультурные, религиозные, спор­тивные и др.

Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределе­ния. В состав этих институтов входят:

1. Политические партии, имеющие своей целью завоевание и удержание власти, ее укрепление или ниспровержение. В качест­ве главных средств деятельности этого социального института ис­пользуются митинги, демонстрации, выборы, массовые действия протеста, одобрения, поддержки власти или ее дискредитации и ниспровержения.

2. Система права - социальный инструмент императивного (т.е. повелительного, повелевающего: «должны», «не должны» и т.п.) регулирования общественных отношений и взаимодействий на основе действующих в обществе законов, совокупность кото­рых ориентирована на обеспечение типичного для данного обще­ства (или данной социальной системы) вида социальных взаимо­действий личности с ближайшей социальной средой и обществом в целом.

3. Государство - социальная структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий лю­дей, и, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной сфере общества - политической, экономической, об­разовательной и др. - через деятельность правительства.

По определению М. Вебера, господство означает вероят­ность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей. Легитимное (законное) господство не может огра­ничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в законность, поэтому государство органически связано с системой права.

Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих отно­сительно устойчивую экономическую деятельность, экономиче­ские отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к эко­номическим механизмам хозяйственного взаимодействия - финан­сы, кредит и т.п. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.п.

Социально-культурные институты представляют в своей совокупности более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распростра­нения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т.п.), ориентированную на социализацию личности, овладение ею куль­турными ценностями общества. Сюда входят творческие объеди­нения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинемато­графистов, театральных деятелей и др.), а также организации и уч­реждения, тиражирующие, распространяющие, пропагандирую­щие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.

Институт образования - система объединений людей и уч­реждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.

Институт религии- совокупность социальных объедине­ний (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и ук­репление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдель­ных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом.

Институт здравоохранения и социального обеспечения - система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоро­вья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объе­динения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.

Семья как специфический социальный институт выполняв! одну из самых важных функций - воспроизводство членов обще­ства, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодей­ствий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли.

Система действующих в обществе социальных институтов включает каждого индивида и различные общности в ту или иную сферу деятельности. Чем многообразнее социальные институты, чем масштабнее их деятельность, тем большими возможностями развития людей обладает общество.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM