Тема 4. Личность как система. Процесс социализации личности.

План.

1. Личность как уникальная социальная система:

а) понятия «человек», «индивид», «личность»;

б) социальная структура личности;

в) типологизация личности.

2. Социализация личности:

а) формы, этапы и механизмы (социальные агенты) социализации;

б) девиантное и делинквентное поведение;

в) управление процессами социализации.

3. Социальный статус и социальные роли личности.

Ключевые понятия: личность, индивид, социальный статус, социальная роль, социализация, десоциализация, ресоциализация.

Темы рефератов и докладов:

1. Понятие личности в социологии и психологии.

2. Теория «зеркального Я» Ч. Х. Кули.

3. Проблемы социализации личности в современном обществе.

4. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины.

5. Проблемы самореализации личности в современных условиях.

6. Культура как важнейший фактор социализации.

7. Социокультурные ориентации современной белорусской молодежи.

Литература:

Сурмач, М.Ю. Репродуктивные установки и репродуктивное поведение молодежи Беларуси / М. Ю. Сурмач // Социология: Научно–теоретич. журнал. – 2008. – № 1. – С. 145–151.

Кочергин, В. Я. Механизмы взаимодействия профессиональной культуры и социальных технологий / В.Я, Кочергин // Социология: Научно–теоретич. журнал. – 2007. – № 1. – С. 69–76

Прохоров, Ю.М. Основные механизмы социализации личности студента / Ю.М. Прохоров // Кiраванне у адукацыi: Штомес. навук.–метад. часопiс. – 2006. – № 6. – С. 54–58.

Лисаускене , М.В. Поколение NEXT – прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М. В. Лисаускене // Социологические исследования: Ежемес. научн. и обществен.–полит. журнал. – 2006. – № 4. – С. 111–115.

Гуцаленко, Л.А. Конкурентоспособная личность – новый социально–исторический тип / Л. А. Гуцаленко // Социология: Научно–теоретич. журнал. – 2006. – № 1. – С. 32–39.

Лихачева, С. Н. Социализация сельской молодежи: воспроизводство социальной структуры села / С. Н. Лихачева // Социальные проблемы современного села в экономическом и социологическом измерении: сборник научных статей Международной научно–практической конференции (г. Горки, 4–6 октября 2007 г.) / УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». – Горки, 2007. – С. 140–143.

Социология: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 5–е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 544 с. – С. 90–103.

Бабосов, Е.М. Общая социология: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 640 с. – С. 258–306.

Сергейчик, С. И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи / С.И. Сергейчик // Социс. – 2002. – № 5. – С. 107–111.

Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 416 с. – С. 145–179.

Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 352 с. – С. 110–126.

Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И. Ковалева, // Социс. – 2003. – №1 . – С. 109–115.

Зубок, Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю.А. Зубок // Социс. – 2003. – № 4 . – С. 42–50.

Кузьмич, М. Здравствуй, племя молодое, незнакомое! / М. Кузьмич // Беларуская думка: Штомес. тэарэт. i грам. публiц. часопiс. – 2003. – № 9 . – С. 55–64.

Тернер, Дж. Аналитическое теоретизирование / Дж. Тернер // Теория общества. – М., 1999. – С. 131, 133–134.

Камалов. Р.М . Метаморфозы стыдливости / Р.М. Камалов // Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с. – С. 142–148.

Ядов, В.А. Социальная индентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с. – С. 167–173.

Парсон с, Т . Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социоло­гическая мысль. – М . , 1996. – С. 474–475.

Ключевые моменты практического занятия.

І. Постарайтесь запомнить содержание основных функций, категорий, положений социологии и ответить на вопросы.

1. Определение ключевых понятий, используемых в данной теме:

1.1 Личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития;

1.2 Индивид – отдельный, единичный представитель человеческого рода;

1.3 Социальные качества личности – это совокупность социально–психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально–исторических условиях и обстоятельствах;

1.4 Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта;

1.5 Социальный статус – это соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально–экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением;

1.6 Статусный набор – вся совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими лично­стями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей;

1.7 С оциальная роль – совокупность ожи­даний и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом, к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных соци­альных нормах.

2. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

3. Социальные качества личности:

а) самосознание;

б) самооценка;

в) активность;

г) интересы;

д) направленность;

е) убеждения;

ж) установка;

з) ценностные ориентации;

и) идентичность.

4. Системные особенности личности:

а) целостность;

б) открытость;

в) динамичность;

г) самопознание;

д) саморегулирование;

е) саморазвитие.

5. Какова структура личности?

6. Дайте описание социально–психологической структуры личности, предложенной З. Фрейдом.

7. Типы личности:

а) модальная личность;

б) базисная личность;

в) маргинальный тип личности;

г) реактивная личность;

д) проактивная личность;

е) криминальная личность.

8. Этапы социализации:

Первый этап – младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

Второй этап социализации – ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социали­зации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками – погремушками, мячиками, куклами и т.п.

Третий этап социализации – дошкольное детство (6–7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра.

Пятый этап социализации – подростковый возраст (12–14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализа­ции учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большин­ства учащихся).

Шестой этап социализационного процесса – юношеский воз­раст (14–18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки пре­вращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом – завершение учебы.

Седьмой этап поздняя юность (18–25 лет). Этот этап знаме­нует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинает иг­рать трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений ме­жду людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важ­ную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его про­изводительности, а с другой – профессионально–квалификационному развитию личности.

Восьмой этап социализации – это этап человеческой зрелости (25–60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

Девятый этап социализации – послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охва­тывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов.

9. Назовите факторы социализации.

10. Охарактеризуйте следующие социальные агенты, институты социализации:

а) семья;

б) школа;

в) группа сверстников;

г) трудовой коллектив;

д) средства массовой информации;

е) культура.

11. В чем суть статусно-ролевой концепции личности?

12. Каким образом можно типологизировать статусы, свойственные той или иной личности?

13. Прокомментируйте высказывание: «Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее».

14. Типы социальных ролей:

а) представляемая роль – система определенных ожиданий ин­дивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого поведения;

б) субъективно воспринимаемая роль – совокупность тех спе­цифических ожиданий, которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным социальным статусом, т.е. его субъектив­ное представление о том, как он должен поступать в соответствии с нормами других социальных статусов;

в) играемая роль – реальное, воплощаемое в конкретных постулатах поведение данной личности, обладающей определенным статусом, по от­ношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым стату­сом.

15. Нормативная структура социальной роли:

Социальная роль обладает определенной нормативной структурой. В ней могут быть выделены четыре компонента:

1) описание того типа поведения, которое требуется социаль­ным окружением от лица, выполняющую данную роль;

2) ожидания, предписания, требования, которые предъявляют­ся окружающими данному лицу в его роли;

3) оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого выполнения данной роли или ее невыполнения;

4) санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные последствия действий в рамках требований к данной социальной ро­ли (поощрения, вознаграждения, наказания и др.).

16. Каков механизм воздействия общества на личность и личности на общество?

17. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности? Что играет ведущую роль в процессе социализации?

18. Что такое девиантное поведение и какие способы борьбы с ним выработало общество?

ІІ . Прочитайте приведенные тексты и ответьте на вопросы, которыми они сопровождаются:

ІІ.1 Т. Парсонс. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем .

Личность это система отношении живого организма, взаимодейст­вующего с некоторой ситуацией. Ее интегрирующим центром является еди­ница организм–личность в качестве некоторой эмпирической данности. Меха­низмы личности должны пониматься и формулироваться в связи с функцио­нальными проблемами этой единицы. Система социальных отношений, в ко­торую включено действующее лицо, не просто имеет ситуационное значение, а непосредственно образует саму личность. Но даже тот факт, что эти отношения имеют единообразную социальную структуру, не означает, что каждая личность определяется этими единообразными «ролями» одинаковым обра­зом. Каждая из этих «ролей» включается в иную личностную систему, и по­этому она, строго говоря, не имеет одного значения ни для каких двух инди­видов. Это отношения личности к единообразной ролевой структуре является взаимозависимым и взаимопроникающим, но не существует такого «включе­ния», при котором свойства личности целиком определяются теми ролями, в которых она участвует.

Как мы увидим, между личностью и социальной системой существу­ют важные соответствия. Но это отношения гомологического порядка, а не отношения макро– и микрокосма. Между ними имеется существенное раз­личие. В самом деле, недостаточное понимание этих вещей приводит ко многим теоретическим трудностям в социальной психологии, особенно при попытках экстраполировать психологию индивида на мотивационную интерпретацию массовых явлений или при постулировании группового сознания.

Из этих соображений следует, что и структура социальных систем, и мотивационные механизмы их функционирования должны быть выражены в категориях, находящихся на уровне, не зависящем ни от личности, ни от культуры. Грубо говоря, хотя таковая процедура есть, неприятности воз­никают либо при попытке трактовать социальную структуру как часть культуры, либо рассматривать социальную мотивацию как прикладную психологию или непосредственное приложение теории личности.

Правильный путь иной. Он определяется тем, что краеугольные камни теории социальных систем, теории личности и культуры общи для всех наук о действии. Это является истинным не для некоторых из них, а для всех. Но способы, при помощи которых эти концептуальные материалы должны быть введены в теоретические структуры, будут не идентичными во всех трех случаях теории действия. Психология как наука о личности, таким образом, не является основанием теории социальных систем, а явля­ется всего лишь одной из ветвей большого дерева теории действия, в ко­торой теория социальных систем оказывается другой ветвью. Общим ос­нованием являются не теория индивида как единицы общества, а теория действия как тот «материал», из которого строятся и личностные и соци­альные системы. Задача последующих глав как раз и будет состоять в том, чтобы подтвердить это утверждение с точки зрения анализа определенных аспектов взаимозависимости социальных систем как с личностными, так и с культурными системами. ..

Солидарность социальной системы можно представить как со­стояние платежеспособности ее «эмоционального хозяйства», зависящее и от потока инструментально значимых вкладов от членов системы, и от их мотивационных состояний удовлетворенности, которую позволительно истолковать как фактор положительный, а ее отсутствие – как отрица­тельный. В простых социальных системах эти факторы можно представить себе как природные, «аскриптивные» свойства. Это верно не только для примитивных обществ, но и для учреждений в более дифференцированном обществе, в которых протекает социализация ребенка на ранних стадиях.

Насколько дифференцированной должна стать система его личности, чтобы достигать высокой удовлетворенности от полноты социального уча­стия, зависит, разумеется, от структуры социального и культурного окру­жения, в котором действует ребенок. Главный аспект сложности совре­менной жизни – то, что выше названо плюрализацией структуры общест­ва. В таком контексте развитие массового высшего образования (это столь заметное и в известной степени взрывоопасное явление нашего времени) предположительно можно считать ответом на социетальную потребность в достаточно большом числе личностей, обладающих многообразными формами инструментальной компетентности и личностной интеграцией на эмоциональном уровне и потому способных справиться с этой сложно­стью. Новые способы включения индивидов и подгрупп в разные формы социальной солидарности составляют проблематику стабильности и дру­гих аспектов интеграции в современных обществах.

Вопросы к тексту:

а) что такое л и чность ?

б) какие существуют соответствия между личностью и социальной системой?

в) назовите способы, механизмы солидаризации индивида и общества.

ІІ. 2 Дж. Тернер. Аналитическое теоретизирование.

Много из этих манипуляций с пространственным расположением предназначено облегчить то, что Ральф Тернер называл «постановкой ро­ли», или оркестровкой жестов, чтобы сигнализировать, какую роль некто собирается играть в ситуации. В таких «постановках ролей» люди не пола­гаются исключительно на сценическое умение. Они располагают фондами «ролевых концепций», которые обозначают характерные совокупности жестов и последовательности поступков, связанные с определенной лини­ей поведения. Эти ролевые понятия можно очень тонко настроить так, на­пример, что мы сможем различить, как исполняется не только «роль сту­дента» вообще, но и разновидности этой цели (учебная, научная, спортив­ная, общественная и т. д.). Таким образом, люди располагают обширным репертуаром ролевых понятий, и из этого репертуара они пытаются соз­дать роли для самих себя, организуя подачу своих жестов. Конечно, роли, которые они готовят для себя, ограничены не только существующей соци­альной структурой (например, студенты не могут быть профессорами), но также их фондами самовосприятий и самоопределений. Поэтому люди выбирают из своего репертуара ролей те, которые согласуются с назван­ными фондами. Некоторые из этих самовосприятий вытекают из цен­тральной концепции Я, которая мотивирует взаимодействие. Но люди рас­полагают также фондами более периферийных и ситуационных образов самих себя. Например, некто может признать без большого ущерба для самооценки и без понижения морального уровня «центрального Я», что он не в ладах со спортом, и, как следствие, это лицо разработает для себя роль, которая соответствует его «образу Я», не имеющего сноровки в «иг­ровых ситуациях». Без этой способности ставить роли взаимодействие было бы чрезмерно нервозным и требовало бы больших затрат времени, поскольку индивиды не смогли бы заранее предполагать, что их «оркест­ровка» жестов сигнализирует другим о конкретной линии поведения. Но поскольку есть общепринятые представления о различных типах ролей, индивиды могут сигнализировать о своих намерениях и быть уверенными, что другие будут понимать их и впредь, без необходимости все время сиг­нализировать о предлагаемой линии поведения.

Третий процесс истолкования Мид впервые концептуализировал как «принятие (на себя) роли» и «принятия (на себя) роли другого», а Шюц назвал «взаимностью перспектив». Жесты или сигналы других людей ис­пользуются, чтобы поставить себя в положение другого или усвоить себе его особенную точку зрения. Такое принятие роли имеет несколько уров­ней. Первый – это нечто противоположное «постановке роли»; запасы ролевых концепций используются, чтобы определить, какую роль играют другие. Второй, более глубокий уровень – это использование фондов со­гласованных представлений о том, как обычно действуют люди в разного вида ситуациях, когда пытаются реконструировать глубинные характери­стики, необходимые для понимания того, почему данное лицо ведет себя определенным образом. Вместе оба названных уровня «понимания роли» индивидами могут обеспечить правильный взгляд на вероятные способы и направления поведения других людей.

Вопросы к тексту:

а) назовите ограничивающие факторы социальных ролей.

б) что вы понимаете под понятием «ролевые фонды»?

в) какое влияние оказывают общепринятые представления о различных типах ролей на поведение социального субъекта?

ІІІ. Тест.

1. Понятию «личность» соответствует:

а) отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями;

б) социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, социальными институтами, организациями, культурой.

2. К структурным компонентам личности, согласно концепции З. Фрейда, относятся:

а) Оно;

б) Эго (Я);

в) Супер–Эго (Сверх–Я).

3. Укажите социальное качество личности, выделяющее индивида из окружающей социальной среды и вместе с тем неразрывно связанного с ней:

а) самооценка;

б) идентичность;

в) активность;

г) самосознание.

4. Какому типу личности соответствует воплощение в себе средних общепринятых черт, свойственных определенной культуре, доминирующей в данном обществе?

а) проактивная личность;

б) маргинальный тип личности;

в) базисная личность;

г) модальная личность.

5. К какому виду социального поведения относят н арушение формальных законодательно закрепленных норм :

а) девиантное;

б) делинкветное;

6. К факторам социализации относятся:

а) биологическая наследственность;

б) характер;

в) уровень образования;

г) политический режим.

5. Укажите социальный агент социализации, оказывающий неформальное влияние на активность формирующейся личности:

а) семья;

б) школа;

в) группа сверстников;

г) трудовой коллектив.

8. Какое понятие отражает изменение ранговых параметров всех статусов, которые в течение жизни индивида могут изменяться?

а) статусный профиль;

б) статусный набор;

в) социальная роль.

9. Какие компоненты, по мнению Т. Парсонса, включает в себя процесс усвоения индивидом социальных ролей:

а) интернационализация, т.е. усвоение индивидом мотиваций, кон­кретизируемых в ориентирах поведения, свойственных определенным ролям;

б) предоставление обществом благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему или избирае­мыми им самим ролями;

в) соблюдение выполняющими свои роли индивидами надле­жащих уровней лояльности по отношению к коллективным интере­сам и потребностям.

10. Социальные роли в зависимости от содержания и характера требований, заключенных в нормативной структуре выступают в разновидностях:

а) должное (обязательное);

б) желательное;

в) возможное поведение.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM