Сертификация — форма подтверждения соответствия, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации.

Значение сертификации огромно.

Во-первых, для потребителя это гарантия высокого качества, а для изготовителя — одно из действенных средств рекламы, выделяющих его продукцию среди аналогичных конкурирующих товаров.

Во-вторых, сертификация служит средством, предупреждающим на рынке появление товаров, угрожающих здоровью людей или окружающей среде.

В-третьих, сертификация является действенным средством защиты национальных рынков от импортных товаров. Фирмы-экспортеры стремятся поставить на внешний рынок максимальное количество товаров, так как при массовом производстве и реализации продукция дешевле и прибыль от ее реализации больше. Покупатель же стремится приобрести товары лучшего качества и дешевле. Отсюда возникает необходимость регулировать процесс импорта на государственном уровне, т.к. производство ряда изделий из-за отсутствия спроса на «свою» продукцию может быть поставлено под угрозу, что приведет к крайне нежелательным последствиям. Сертификация повышает конкурентоспособность «своей» продукции.

В-четвертых, сертификация создает условия для участия изготовителей (продавцов) в международной торговле.

В-пятых, сертификация способствует ускорению научно-технического прогресса. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предприятия непрерывно заниматься разработкой новых видов продукции, внедрять прогрессивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства.

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательная сертификация — деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателю, обеспечивающему безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды, и другим показателям, установленным законодательно. Обязательной сертификации подлежат продукты питания, электрооборудование, автомобили, строительные материалы, самолеты и др. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.

Работа по обеспечению качества продукции осуществляется и рамках действующей на предприятии системы качества.

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества.

Она разрабатывается с учетом ориентации на потребителя, конкретного продукта, охвата всех стадий жизненного цикла продукции, сочетания обеспечения управления и улучшения качества, предупреждения проблем.

Система качества должна:

* обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукции;

* обеспечивать участие в управлении качеством всех работников предприятия;

* устанавливать ответственность па всех этапах управления;

* обеспечивать непрерывность деятельности по качеству с деятельностью снижения затрат;

* обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;

* обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю;

* устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы;

*устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.

В соответствии с ГОСТом управление качеством продукции — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении или эксплуатации или потреблении путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Внедрение эффективной системы управления качеством дает предприятию следующие преимущества:

* расширение рынков сбыта;

* наглядность управления процессами;

* снижение затрат и сокращение сроков освоения новых видов продукции, благодаря четкой организации структур и процессов;

* рост коллективизма;

* повышение гибкости перестройки процессов при изменяющихся требованиях и ожиданиях заказчика;

* снижение риска ответственности за продукции.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM