Тема 6. Социальные общности и социальные группы. Национальные отношения.

План.

1. Понятие, виды и типы социальных групп.

2. Коммуникационные связи в группах.

3. Понятие и виды социальных общностей:

а) социально-территориальная общность;

б) национально-этническая общность.

4. Национальные отношения.

Ключевые понятия: социальная группа, социальная общность, большие и малые группы, первичные и вторичные группы, референтные группы, территориальная общность, урбанизация, национально-этническая общность, племя, народность, нация, национальная политика.

Темы рефератов и докладов:

1. Коммуникативная теория Н. Лумана.

2. Проблема этничности в социологии.

3. Этнонациональная политика белорусского государства.

Литература:

Кучко, Е. Е. Социология нововведений как специальная социологическая теория / Е. Е. Кучко // Социология : Научно–теоретич. журнал. – 2007. – № 4 . – С. 91–100.

Василевич, Г. А. Процессы глобализации и конституциональные факторы безопасности белорусского государства / Г. А. Василевич // Проблемы управления: Научно–практич. журн. – 2006. – № 4 . – С. 14–19.

Безнюк, Д.К. Особенности государственно–конфессиональных отношений в современной Беларуси: социологический аспект / Д. К. Безнюк // Социология: Научно–теоретич. журнал. – 2005. – № 2. – С. 63–69.

Социология: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 5–е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 544 с. – С. 103–111.

Иноземцев, В. Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Методологические аспекты / В.Л. Иноземцев // Социологические исследования: Ежемес. научн. и обществен.–полит. журнал. – 2003. – №6 . – С. 29–38.

Черныш, М. Ф. Новая социальная группа – «информационные» работники / М.Ф. Черныш, // Социс. – 2002. – №11 . – С. 61–69.

Беленький, В. Х. Рабочий класс как объект социологического анализа / В.Х. Беленький, // Социс. – 2003. – №1 . – С. 29–37.

Мнацаканян, М. О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность ( о природе предмета социологической науки) / М.О. Мнацаканян // Социс. – 2003. – №2 . – С. 21–28.

Піліпенка, М.Ф. Старажытныя этнічныя супольнасці на тэрыторыі Беларусі / М.Ф. Піліпенка // Беларусь на мяжы тысячаголлзяў. – Мінск, 2000. – С. 1–19, 21–22. 2–25, 2–28.

Докторов, Б.З. Малая группа и методы социометрии / Б.З. Докторов // Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с. – С. 195–212.

Ключевые моменты практического занятия.

І. Постарайтесь запомнить содержание основных функций, категорий, положений социологии и ответить на вопросы.

1. Определение ключевых понятий, используемых в данной теме:

1.1 Социальная группа ­– совокупность людей, кото­рые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются чле­нами данной группы с точки рения других;

1.2 Социальная общность совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов; принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованьям, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам;

1.3 Урбанизация – процесс сосредоточения населения, экономической, политиче­ской и культурной жизни в городах и связанного с этим возрастания роли городов в развитии общества, в распространении черт и особен­ностей городского образа жизни на все общество, в том числе и на сельскую местность;

1.4 Регион – это определенная часть страны, отличающая­ся совокупностью природно–естественных, исторических, социально–экономических и социокультурных особенностей;

1.5 Народ – это совокупность всех социальных общностей, слоев и групп, занятых в различных сферах деятельности (экономической, политической, социальной, культурной) в системе общественного разделения труда, имеющих общую историческую судьбу, сходные существенные при­знаки образа жизни, а также чувство принадлежности к единой соци­ально–исторической общности людей;

1.6 Племя – это такая природно–социольная общность людей, ко­торая характерна для первобытно–общинного строя (архаичного об­щества), объединена кровно–родственными связями, представляет совокупность двух или нескольких родов, отличается от других пле­мен своей территорией, языком, культурой, религиозными верова­ниями;

1.7 Народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социо­культурная общность людей, следующая в процессе этнической эво­люции за племенем и предшествующая нации;

1.8 Этнос – это природно-социалъная и антропологическая общность людей, возникшая и развившаяся на основе единства природно–ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии;

1.9 Нация – это исторически сложившаяся полиэтническая со­циальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности территории, экономических связей, особенностей на­ционального самосознания, психического склада, единого унифици­рованного языка в его литературной форме, многослойной полифони­ческой культуры, государственно–правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

2. Назовите характерные черты социальной группы.

3. В социологии различают первичные и вторичные группы.

3.1 Первичные – такие группы, которые характеризуются тесными, непо­средственными связями и сотрудничеством (семья, игровая группа детей, соседство).

3.2 Вторичные группы характеризуются отсутствием непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них обу­словлены стремлением к определенным целям, в них главную роль играют не личностные качества людей, а их умение выполнять опре­деленные функции.

4. Дайте характеристику следующим видам групп: условные группы, реальные группы, квазигруппы.

5. Важнейшее значение имеет дифференциация социальных групп на малые и большие.

5.1 Малая группа – это относительно неболь­шое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы подразделяются на формальные, в ко­торых четко определены позиции и роли их членов, руководствую­щихся определенными групповыми нормами и ожиданиями (армей­ский взвод) и неформальные, складывающиеся стихийно, характери­зующихся отсутствием предписанных статусов, ролей, властных от­ношений (группа друзей, компания сверстников). Специфический вид малой группы – референтная группа, в которую индивиды не вклю­чены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и на нор­мы, ценности, оценки, мнения которой ориентируются в своем пове­дении – подражание подростков поведению группы рокеров, богемы и т.п.

5.2 Большая группа – реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в обществен­ную деятельность и соответствующую систему общественных отно­шений (коллектив вуза, предприятия, население страны или города, например, москвичи, минчане, украинцы).

6. Основные виды социальных общностей:

а) семейные;

б) профессиональные;

в) социально–стратификационные (рабочие, крестьяне, пред­приниматели и т.п.);

г) этнонациональные (белорусы, русские, чукчи и т.п.);

д) территориальные (горожане, сельчане, псковичане);

е) вероисповедальные (христиане, православные, католики, му­сульмане);

ж) культурные и субкультурные (поклонники классической му­зыки, поп–музыки и др.);

з) политические (члены коммунистической или либерально–демократической партии и т.п.).

7. Для города характерны:

а) разнообразие трудовой деятельности в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, в сфере услуг и т. п.;

б) многообразие непроизводственной деятельности – в образо­вании, культуре, науке и т.д.;

в) социальная и профессиональная неоднородность населения: рабочие, инженеры, предприниматели, учителя, врачи, актеры и т. п.;

г) мощное развитие транспортных, телефонных и других средств коммуникации;

д) наличие органов, выполняющих властные, управленческие и исполнительские функции – мэрия, городской совет депутатов, гор–(рай) отделы милиции, суд, прокуратура, банки, различные учрежде­ния;

е) развитие специфического городского образа жизни, преобла­дание анонимных, деловых, кратковременных контактов в межлично­стном общении, затухание соседских связей.

8. Социальное своеобразие де­ревни выражается в следующих особенностях:

а) подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам природы, более тяжелые условия труда, неравномерность трудовой занятости в различные времена года;

б) меньшая, чем в городе, степень социально–экономического и технического развития;

в) преимущественно малая плотность населения и небольшое число жителей;

г) малочисленность видов трудовой деятельности и обуслов­ленная этим значительно большая, чем в городе, социальная и про­фессиональная однородность населения;

д) меньшие условия и возможности образовательного и социо­культурного развития;

е) достаточно высокая стабильность населения;

ж) специфика деревенского образа жизни, тесная связь жизне­деятельности с землей, слабо развитая трудовая мобильность, важная роль традиций, обычаев, местных авторитетов, общественного мне­ния сельчан.

9. Признаки урбанизации:

а) возрастание доли городского населения;

б) высокая плотность и степень размещения сети городов по территории страны;

в) транспортная и другая доступность крупных городов для на­селения других поселенческих структур;

г) возрастающее разнообразие видов трудовой и досуговой дея­тельности населения.

10. Назовите особенности (условия), которыми определяется специфика социально–территориальной общности.

11. Отличительные черты этноса:

а) этнос как специфическая социально–природная общность развертывает свои особенности в той области действительности, где процессы биосферы и социосферы взаимопереплетаются;

б) этнос имеет четкие маркировки (признаки), отличающие его от всех других этносов: различия в территории (родина предков), ра­се, языке, религии, культуре, материальных основах жизни;

в) этнос обладает своеобразием антропологических характери­стик одежды и культурных традиций;

г) люди, входящие в состав данного этноса, участвуют в общей для всех их жизнедеятельности на основе общего этнического проис­хождения (этногенеза) и культуры, воплощенной в языке;

д) все названные отличия составляют своеобразные «указате­ли», которые позволяют людям данного этноса отличать себя от всех других этнических групп по принципу «свои–чужие»;

ж) при возникновении территориальных, имущественных и иных проблем между этносами чаще всего основой для принятия ре­шении и действий является представление о вражде с иными этноса­ми, а формой разрешения противоречий и споров выступает социаль­ный конфликт.

12. Отличительные признаки нации:

а) общность территории;

б) общность экономических связей и деятельности;

в) своеобразие национального психического склада;

г) наличие единого унифицированного языка в его литератур­ной форме;

д) развитие многослойной национальной культуры;

е) функционирование государственно–правовой системы регу­лирования всех сфер жизнедеятельности.

13. Дайте характеристику объединяющим (консолидация, ассимиляция, кооперация) и разделяющим (этническое доминирование, этнодискриминация, этноприоритетный национализм, этнический геноцид) типам этнонациональных процессов.

ІІ . Прочитайте приведенные тексты и ответьте на вопросы, которыми они сопровождаются:

ІІ.1 Б.З. Докторов « Малая группа и методы социометрии ».

… Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в прикладных социологических исследованиях прежде всего связаны с логически верным пониманием та­кого сложного социального образования, как малая группа. Далее под ней будет пониматься реально существующее об­разование, в котором люди собраны вместе, объединены ка­ким–то общим признаком, например, совместной деятель­ностью или помещены в какие–то идентичные условия, об­стоятельства и определенным образом осознают свою при­надлежность к этому образованию. Отправным моментом для понимания законов функционирования, жизнедяетельности такой группы является то, что она выступает как субъект деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. Характеристической, критериаль­ной чертой группы является чувство общности, которое це­ментирует отношения членов группы и отличает одну груп­пу от другой, «замыкает» ее на себя. В одних случаях это чувство – понимание цели совместных действий, в других – определенное эмоциональное тяготение, притяжение лю­дей, в третьих – временное согласие на использование кон­кретных средств, методов, инструментов деятельности. Оп­равданно также говорить о групповых интересах, потребнос­тях, нормах и пр.

К элементарным и вместе с тем обязательным парамет­рам, или чертам, группы относят: ее композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней.

Состав группы зависит от численности и основных признаков ее членов: пола, возраста, образования, про­фессии, национальности и т.д. Структура группы – преж­де всего от функций, обязанностей каждого члена группы в их совместной деятельности. Это так называемые при­знаки формальной структуры. Такая структура, например, трудового коллектива включает в себя мастера и его замес­тителя, двух–трех бригадиров, рабочих; учебного класса – классного воспитателя и старосту. Одновременно с формальной структурой группы существует и неформальная, базиру­ющаяся на межличностных отношениях. Их определяют сте­пень уважения, уровень стремления к совместному труду, желание посоветоваться при решении трудных личных воп­росов или, напротив, стремления к избежанию контактов, мера напряженности в личном отношении и т.д.

Групповые процессы – в первую очередь такие процес­сы, которые организуют деятельность группы. С одной сто­роны, это совокупность предписаний, правил, которыми обязаны руководствоваться ее члены в сфере их формаль­ных, служебных контактов, с другой – «неписаные» нор­мы, отношения, добровольно принятые и разделяемые чле­нами сообщества.

Малая группа имеет одно основополагающее качество: в ней общественные отношения выступают в форме не­посредственных личных контактов, поскольку ее числен­ность ограничена. В настоящее время ряд исследователей по­лагают, что «нижняя» граница «размера» малой груп­пы равна трем человекам, а не двум. В диаде практически не складывается тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью. В контактах между людьми в этом случае крайне сильно выступает эмоциональный (неформальный) фактор. Взаимодействие, по сути, ста­новится дружбой, оно часто простирается за рамки служ­бы, функциональных обязанностей. Наличие третьего че­ловека переносит общение из сферы личностного в меж­личностное «пространство»; в триаде система взаимодей­ствия становится пронизанной «деятельностным» нача­лом. Пожалуй, еще более острым является спор о «верх­ней» границе численности малой группы. Продолжитель­ным было представление о «магическом» числе 7+2, от­ражающем некоторые особенности оперативной памяти человека. Теперь, исходя из практики исследований, оп­тимальным принято считать численный состав малой группы в 10–20 человек. В некоторых случаях, когда речь идет о производственной бригаде, участке, учебном кол­лективе, этот предел увеличивается до 40 человек. При таких условиях методы социометрии еще применимы.

Существует около 50 различных оснований для клас­сификации малых групп. Такие группы различаются по времени существования (долговременные и кратковремен­ные), по степени тесноты контактов, по особенностям целей, объединяющих людей, по специфике социально–де­мографических признаков членов малых групп (скажем, одно–и разнополые группы, молодежь или люди пожилого возра­ста, рабочие или театральная группа) и т.д. Широко распро­странено разделение групп на формальные и неформальные. Однако вычленить их в чистом виде затруднительно. Поэто­му предпочтительнее говорить о формальной и неформаль­ной структурах, организации групп.

Для анализа, интерпретации результатов социометрии принципиальное значение имеют такие понятия, как «груп­па членства» и «референтная группа». Первая включает в себя всех людей, формально входящих в нее, это своего рода «геометрическая», пространственная характеристика сообщества. Вторая – тех, кто в совокупности создает «зна­чимый круг общения», нашел и признал друг друга. При­знак референтности отношений во многих прикладных раз­работках становится ведущим для объяснения процессов, протекающих в группах. Ориентация на тот или иной «круг общения» объясняет, почему некоторые люди, формально принадлежащие к группе членства, не связывают себя с нею, проявляют отклоняющееся, конфликтное по отноше­нию к ней поведение и, наоборот, люди формально сто­ящие вне этой группы, наделе близки ей, принимаются ею.

По степени развития межличностных отношений, несу­щих в себе групповые интересы и ценности, выделяются четыре типа групп. Диффузная группа, в которой взаимоот­ношения опосредуются прежде всего симпатиями–антипа­тиями, но не характером деятельности. Ассоциация, для которой «цементирующим составом» отношений выступают преимущественно личностные цели. Корпорация, в которой эти личностно значимые цели антисоциальны по своей на­правленности. Наконец, коллектив, объединяющий людей, связанных между собой личностно значимыми целями и об­щественно ценными установками. Эта классификация рас­пространяется и на малые группы…

Вопросы к тексту:

а) дайте определение понятию «малая группа»;

б) назовите черты малой группы;

в) по каким основаниям классифицируют малые группы ?

г) чем отличается « группа членства » от «референтной группы»?

д) на какие типы делятся группы в зависимости от межличностных отношений ?

ІІ. 2 Піліпенка М.Ф. Старажытныя этнічныя супольнасці на тэрыторыі Беларусі.

Тэрыторыя Беларусі не уваходзліа у прарадзіму чалавецтва. Чалавек з'явіўся тут у канцы сярэдняга старажытнакаменнага веку, больш за 40 тыс. г. да н. э. Напачатку былі заселены толькі некаторыя мясцовас ці на поўдні, у басейнах рэк Прыпяць, Ясельда, Сож. Найбольш старажытныя сляды знаходжання чалавека выяўлены, у прыватнасці, каля вёскі Бердыж на р. Сож (Гомельшчына), дзе знойдзены прылады, што тыпалагічна адносяцца да сярэдняга старажытнакаменнага веку. Сярод іх двухбакова апрацаваныя рубілы з крэменю. Тут жылі людзі і ў познім старажытнакаменным веку (прыкладна 40 – 10 тыс. г. да н. э.). У канцы позняга старажытнакатменнага веку былі заселены вярхоўі Нёмана. Асваенне чалавекам тэрыторыі Паўночнай Беларусі адносяцца да сярэдняга каменнага веку (мезаліту). Яго датуюць ІХ – V тыс. да н. э. Стаянкі сярэдняга каменнага веку выявлены не толькі ў Папрыпяцці і Панямонні, але і ў Падзвінні і Верхнім Падняпроўі.

Новыя плямены, што рассяліліся на тэррыторыі Беларусі ў бронзавым веку, былі індаеўрапейскімі па мове. Гэта пацвярждаецца перш за ўсе тым, што асноўнымі гаспадарчымі заняткамі новых пляменаў з'яўляліся земляробства і жывелагадаўля, гэта значыць віды гаспадаркі, характэрныя для індаеўрапейцаў.

Арганічным працягам гэтай эпохі быў ранні жалезны век ( V ІІ– V І ст. да н. э. – 1 V – V ст. н. э.) – перыяд далейшага развіцця працэсаў, што адбываліся ў бронзавым веку, стадыя кансалідацыі і замацавання новых культурна–лінгвістычных і метаэтнічных супольнасцей – балтаў і славян.

У V ІП–ІХ ст. н. э. адбывалася масавае рассяленне славян у балцкім арэале на тарыторыі Беларусі. Вялікімі групамі пасяляліся яны спачатку ў раёнах на поўначы ад ракі Прыпяць, у вярхоўях рэк Случ і Арэса, на правым беразе Дняпра, потым па Бярэзіне. Тут знаходзяцца акруглыя курганы, у якіх памерлых хавалі паводле абраду трупаспалення. У курганах знойдзена славянская кераміка. Засяленне славянамі раёнаў на Прыпяці ішло 3 паўднёвай часткі Прыпяцкага басейна. У IX ст. н. э. славяне пасяліліся і ў Падзвінні. Менавіта ім належаць археалагічныя помнікі таго часу – круглыя (паўсферычныя) курганы, размешчаныя скучана, недалёка адзін ад аднаго. 1х насыпалі з грунту, які бралі каля месца, дзе рабілі насып. Вакол курганоў утвараліся раўкі. Да 1Х–Х ст. н. э. славяне рассяляліся таксама у Верхнім Панямонні. Яны хавалі памерлых у акруглых курганах.

Такім чынам, у V ІП–ІХ ст. н. э. адбыліся істотныя змены ў этнічным складзе і культуры насельніцтва на тэрыторыі Беларусі. Вялікія групы славян прасунуліся і аселі ва ўсіх яе рэгіёнах. Яны ўстанаўлівалі цесныя кантакты з балцкім насельніцтвам, якое жыло тут. Узаемадзеянне славян і балтаў істотна змяніла іх культуру. Балцкае насельніцтва было асімілявана. Ранейшая культура тыпу Калочын–Банцараўшчына–Тушамля ў VIII ст. н. э. знікла. У выніку славянска–балцкага сінтэзу да ІХ–Х ст. н. э. сфарміраваліся новыя славянскія этнічныя супольнасці, якія неаднаразова ўпамінаюцца ў сярэдневяковых пісьмовых помніках. Тэрыторыю Беларусі займалі ў гэты час дрыгавічы, радзімічы, вялікая група крывічоў.

Дрыгавічы жылі на большай частцы паўднёвай і значнай частцы Сярэдняй Беларусь, як паведамляецца у «Аповесці мінулых гадоў», паміж Прыпяццю і Заходняй Дзвіной («седоша межю Прмпятью н Двнною н нарекошася дреговмчн»). Як сведчаць археалагічныя матэрыялы, паўднёвая мяжа тэрыторыі дрыгавічоў праходзіла на поўдзень ад Прыпяці. Ад суседняй этнічнай супольнасці драўлян дрыгавічоў аддзялялі балоцістыя мясцовасці. На захадзе ад ракі Гарынь суседзямі дрыгавічоў былі валыняне. Мяжа паміж імі праходзіла прыблізна па лініі Роўна–Луцк. Паўночная мяжа дрыгавічоў знаходзілася ў раёне Заслаўя, Лагойска, Барысава. На захадзе археалагічныя помнікі дрыгавічоў пашыраны і да левабярэжжа Заходняга Буга. Усходняй мяжой дрыгавічоў быў Днепр, які аддзяляў іх ад радзімічаў.

Радзімічы, як і дрыгавічы, сфарміраваліся ў выніку змешвання славянскага і балцкага насельніцтва, асміляцыі апошняга. У культуры радзімічаў, як і дрыгавічоў, пераважалі славянскія элементы. 1х мова была славянскай. У «Аповесці мінулых гадоў» неаднаразова адзначаецца іх сваяцтва з заходнімі славянскімі этнічнымі супольнасцямі, у прыватнасці з размешчанымі на тэрыторыі Польшчы («быша же раднмнчн от рода ляхов»). Славянскімі элементамі ў культуры радзімічаў былі сяміпярстневыя скроневыя кольцы і кераміка. Славянскія рысы есць і ў пахавальным абрадзе. У пахаваннях пераважае арыенціроўка галавой на захад. Разам з тым у культуры радзімічаў былі і элементы балцкага паходжання. Да іх адносяцца бранзалеты са змяінымі галовамі на канцах, бронзавыя спіралькі, касцяныя прывескі ў выглядзе качак, спражкі.

Аналіз назвы «крывічы» дае падставу сцвярджаць, што, больш верагодна, яна абазначала вялікую групу людзей, якія займалі першапачаткова ўзгоркавую мясцовасць. Назвы многіх этнічных супольнасцей ранняга сярэднявечча па асаблівасцях мясцовасці, на якой яны жылі, – адна з заканамернасцей фарміравання этнонімаў таго часу. Акрамя найменняў «крывічы», “дрыгавічы”, да гэтай групы адносяцца назвы «драўляне», «паляне», што абазначалі этнічныя супольнасці, размешчаныя на поўдзень і паўдневы ўсход ад дрыгавічоў. Такія ж назвы асноўных балцкіх этнічных супольнасцей (аўкштайты – «верхнія» і жэмайты – «ніжнія»). Гэта праглядаецца і ў назвах этнічных супольнасцей таго перыяду ў заходнееўрапейскім рэгіене.

Такім чынам, матэрыялы археалогіі, мовазнаўства, антрапалогіі сведчаць аб тым, што раннесярэднявяковыя этнічныя супольнасці – дрыгавічы, радзімічы і крывічы – сфарміраваліся у выніку сінтэзу славянскіх і балцкіх груп насельніцтва. У культуры і мове гэтых этнічных супольнасцей спалучыліся славянскія і балцкія элементы. 1х культуры ўяўлялі сабою новыя цэласці, якасныя новаўтварэнні, у якіх пераважалі славянскія рысы. Таму новыя этнічныя супольнасці былі славянскімі.

Дрыгавічы, крывічы і радзімічы былі перш за ўсе культурнымі супольнасцямі, гэта значыць устойлівымі аб'яднаннямі, што ўзніклі не на аснове дагавору, а сфарміраваліся стыхійна. Яны не плямены і саюзы пляменаў, а пранароды пачатковага этапу раннякласавага фамадства. Т.М. Траццякоў назваў іх «народцамі». Але яны не сфарміраваліся ў народы. Далейшае іх развіцце ажыццяўлялася ў новых эканамічных, палітычных і культурных умовах. Дрыгавічы, крывічы і радзімічы былі ўцягнуты ў працэс фарміравання новага этнічнага ўтварэння – агульнаўсходнеславянскага народа, этнічная тэрыторыя якога атрымала назву Русь.

Вопросы к тексту:

а) назовите и охарактеризуйте раннесредневековые общности, существовавшие на территории Беларуси;

б) к какому типу этнонациональной общности они принадлежат, почему?

ІІІ. Тест.

1. Группы, характеризующиеся отсутствием непосредственных эмоциональных связей, главную роль в которых играют не личностные качества людей, а умение выполнять определенные функции, называются:

а) первичные группы;

б) вторичные группы;

в) условные группы.

2. Для референтной группы характерно:

а) четкая определенность позиций и ролей членов;

б) объединение людей реальными отношениями и взаимодействиями;

в) соотнесение индивидов с членами группы как с эталоном и на ценности которых они ориентируются.

3. Характерные признаки города:

а) разнообразие трудовой деятельности;

б) неравномерность трудовой занятости в различные времена года;

в) преобладание кратковременных контактов в межличностном общении;

г) социальная и профессиональная неоднородность населения.

4. Характерные признаки деревни:

а) подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам природы;

б) социальная и профессиональная однородность населения;

в) слабая трудовая мобильность;

г) значительная роль общественного мнения.

5. Признаки урбанизации:

а) возрастание доли сельского населения;

б) высокая плотность и степень размещения сети деревень по территории страны;

в) транспортная доступность крупных деревень для населения городов;

г) возрастающее разнообразие видов трудовой и досуговой деятельности населения.

6. Как называется определенная часть страны, отличающаяся совокупностью природно–естественных, исторических, социально–экономических и социокультурных особенностей:

а) город;

б) деревня;

в) регион;

г) область.

7. Для какой этнической общности характерно объединенность нескольких родов, отличие от других аналогичных общностей языком, территорией, культурой, кровно–родственные связи:

а) племя;

б) народность;

в) этнос;

8. Признаки этноса:

а) специфическая социально–природная общность;

б) своеобразие антропологических характеристик одежды и культурных традиций;

в) своеобразие религии, языка, материальных основ жизни.

9. Какой этнической общности характерны следующие признаки: общность территории, общность экономических связей и деятельности; своеобразие национального психического склада; наличие единого унифицированного языка в его литератур­ной форме?

а) этнос;

б) племя;

в) народность;

г) нация.

10. Какие типы трансформационных процессов характеризуются как объединяющие:

а) ассимиляция;

б) кооперация;

в) этническое доминирование;

г) консолидация.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM