Тема 3. Культура как система ценностей и норм.

План.

1. Культурные парадигмы и их содержание.

2. Способы организации общества. Функции и типы культур.

3. Основные компоненты культуры как системы.

4. Культурное развитие и культурная деградация.

5. Белорусская культура и ее компоненты.

Ключевые понятия: культура, цивилизация, культура материальная и духовная, народная и авторская, религиозная и светская, традиционная, массовая, элитарная, контркультура и субкультура, обычаи, традиции, ценности, нормы, верования, язык, техника, информационная культура, белорусская культура, функции и типы культур, теория культурного отставания, социальная культура.

Темы рефератов и докладов:

1. Культура как регулятор общественных отношений.

2. Субкультуры как общественное явление.

3. Культура информационного общества.

4. Социокультурные ориентации в белорусском обществе.

Литература:

Чеснокова, О.И. Феномен гендерных стереотипов в современной культуре / О. И. Чеснокова // Адукацыя i выхаванне. – 2006. – № 1. – С. 21–26.

Богуш, Т.А. Современная белорусская семья: распределение ролей / Т. А. Богуш // Веснiк Гродзенскага дзяржаунага унiверсiтэта Я.Купалы Серыя 1 гуманiтарныя навукi. – 2006. – № 2. – С. 67–73.

Водоложская, Т.В. Этничность и гражданство в восприятии белорусов трех поколений / Т. В. Водоложская, Л. И. Науменко // Социология. – 2006. – № 2. – С. 53–59.

Высоцкий, А. Белорусский сейсмограф / А. Высоцкий // Беларуская думка. – 2006. – №12 . – С. 77–83.

Хальман, Л. Карта культур Европы. Исследование основных ценностных ориентаций населения европейских стран / Л. Хальман, Ж. Хагенаас, Г. Моорс // Социология. – 2004. – № 4. – С. 44–55.

Титаренко, Л. Г. «Парадоксальный белорус»: противоречия массового сознания / Л.Г. Титаренко // Социологические исследования. – 2003. – №12 . – С. 96–107.

Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 352 с. – С. 126–175.

Андреев, А. Л. Россия и Европа: культурно–психологическая дистанция глазами социолога / А.Л. Андреев // Общественные науки и современность. – 2003. – №3. – С. 96–106.

Соколов, В. М. Толерантность: состояние и тенденции / В.М. Соколов // Социологические исследования. – 2003. – №8. – С. 54–63.

Бабосов, Е.М. Общая социология: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 640 с. – С. 306–332.

Могардини, К. Культура настоящего: изменение отношений в эпоху позднего модерна / К. Монгардини // Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с. – С. 148–154.

Самнер, У. Обычаи и нравы / У. Самнер // Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с. – С. 154–167.

Ключевые моменты практического занятия.

I . Вопросы для обсуждения.

1. Что такое культура? Место и значение культуры в человеческом обществе.

2. В чем проявляется зависимость культуры от социальных субъектов, от особенностей социального развития?

3. Назовите основные формы воспроизводства духовной культуры, ее функции.

4. Охарактеризуйте основные этапы культурного развития общества. Как меняется роль культуры в условиях информатизации общества?

I І. Понятийно–терминологическая аналитическая игра

«Культура как система ценностей и норм ».

Цель игры: помочь студентам усвоить основные категории и ключевые понятия, раскрывающие сущность культуры и ее роль в развитии общества.

Задачи:

1. Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения.

2. Привить навыки организации дискуссии на основе метода малых групп.

3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ поня­тийного аппарата по учебному курсу.

4. Развить память и адекватно оценивать интеллектуальный потенциал студентов.

Организация игры:

1. Студенческая группа подразделяется на дискуссионные группы по 2 человека в каждой (за одним столом).

2. Каждой группе предлагается дать определение (устно) сле­дующих понятий по изучаемой теме (культура. духовная культура; структурная архитектоника культуры; социодинамика культуры; типы культуры; функции культуры; человекотворческая сущность культуры), важнейших тер­минов (система ценностей, народная культура, национальная культу­ра, массовая культура, элитарная культура, субкультура, контркуль­тура, художественная культура), а также ответить на некоторые вопросы (какую роль играет культура в структурировании общества, каким образом дифференцируются культуры в зависимости от их связей с религией, охарактеризуйте основные компоненты белорусской национальной культуры, как она взаимодействует с другими национальными культурами в Республике Беларусь, какое влияние она оказывает на развитие современного белорусского общества). После того, как содержательные признаки данных понятий, терминов, ответы на вопросы обсуждены внутри группы (15 минут), одного из представителей группы преподаватель поднимает для озвучивания ре­зультатов работы, а представители других групп могут вносить свои дополнения, коррективы, выражать аргументировано свое несогла­сие. Преподаватель комментирует итоги работы каждой группы и дает им оценку.

3. На втором этапе каждая группа получает термино–карту, со­стоящую из нескольких ключевых понятий, терминов, категорий, собственно текст–источник по теме практического занятия, например:

Культура – это специфически человеческий способ деятельно­сти, направленный на созидание духовных и материальных ценно­стей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в соци­альном развитии человека, в его духовном мире.

Духовная культура – это совокупность нематериальных ценно­стей, созданных творчеством людей: идей, идеалов, символов, норм, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций.

Структурная архитектоника культуры – структурное вопло­щение закономерностей строения, соотношения и взаимодействия ос­новных факторов, определяющих социодинамику развития культуры.

Социодинамика культуры – совокупность изменений, транс­формаций в историческом развитии культуры, смены в ней эпох, ме­тодов, стилей, форм.

Типы культуры – обобщенное выражение наиболее распро­страненных, повторяющихся, идеально–типических черт, особенно­стей и признаков, характеризующих определенную культуру и отли­чающих ее от других культур.

Функции культуры – значения и роли, выполняемые культурой по отношению к обществу как целостной системе, определенной общности (этнической, территориальной и т.п.), к определенной сфе­ре жизнедеятельности людей, к отдельной личности.

Человекотворческая сущность культуры – высшее предназна­чение культуры, воплощающееся в ее решающей роли в формирова­нии и развитии личности, ее духовного мира, жизненных позиций, смысложизненных установок, в духовном развитии общества, и одно­временно процесс творения ценностей культуры созидательной дея­тельностью человека.

Система ценностей – совокупность социально одобряемых и разделяемых большинством людей представлений о том, что свято для человека и общества, что такое добро и зло, прекрасное и без­образное, справедливость, любовь, дружба, благо и т.п., служащих эталоном, образцом и воплощаемых в ценностных ориентациях и по­ведении личности, социальной общности.

Национальная культура – культура определенной нации, сложившаяся на протяжении ее исторического развития.

Текст 1: Самнер У. « Обычаи и нравы ».

Определение и происхождение обычаев.

Если мы вспомним все то, что мы знаем из области антропологии и этнографии о примитивных людях и при­митивном обществе, то нам нетрудно будет убедиться в том, что первейшая их потребность – просто выжить. Первое, с чего начинают люди, это действие, а не мысль. Любое жизнеотправление связано с той или иной потреб­ностью, которую надобно сразу же удовлетворить.

Кажется очевидным, что от своих ближайших предков люди унаследовали инстинкты, которые руководят их поведением. Это может быть вполне правдоподобно, хотя это никогда не было доказано. Если бы мы обладали подобным наследием, то оно контролировало бы и целенаправляло са­мые первые наши усилия по удовлетворению потребностей... Потребность обладает принудительной силой воздействия. Удовольствие и боль с двух сторон задают направление, вдоль которого осуществляются наши попытки удовлетво­рить потребности. Способность организма отличать боль от удовольствия – всего лишь физическая сила. Таким путем происходит отбор подходящих ситуаций и неподходящих ей действий человека. Когда одно и то же усилие или действие принудительно повторяется много раз, формируются при­вычки и рутинные навыки.

Известно, что борьба за существование происходит не индивидуально, а в группах. Здесь каждый из нас получа­ет выгоду, когда опирается или использует жизненный опыт других. Благодаря этому в сообществе сохраняется только то, что наилучшим образом соответствует ситуа­ции и помогает выживанию. В конечном итоге все адапти­руются одинаковым образом к одинаковым целям. Такой способ адаптации, ставший общепринятым, закрепляет­ся в обычаях и становится массовым феноменом. Инстин­кты отходят на второй план и получают развитие лишь в связи с обычаями. Индивидуальные привычки перерастают в коллективные обычаи. Молодежь обучается им благодаря традициям, подражанию и ими­тации, а также авторитету. Обычаи универсальны, едино­образны в рамках данной группы, императивны и неиз­меняемы. Со временем коллективные обычаи становятся все более произвольными, позитивными и императивны­ми. Если примитивных людей спросить, почему обычаи действуют определенным образом в определенных ситуа­циях, они ответят, что также поступали всегда и наши предки. Страх перед привидениями и духами предков слу­жит своеобразной санкцией, не позволяющей нарушать обычаи.

Обычаи как социетальная сила.

Операция, благодаря которой создаются обычаи, со­стоит из часто повторяющихся мельчайших действий. Чаще всего это огромное число согласующихся между со­бой действий или по крайней мере повторяющаяся оди­наковым образом деятельность, при которой индивид лицом к лицу сталкивается с одной и той же потребнос­тью. В качестве непосредственного мотива выступает ин­терес. Последний продуцирует навык у индивида и кол­лективную привычку (сиМот) у группы. Через навыки и привычки интерес управляет поведением множества людей, и таким способом он превращается в социетальную силу, определяющую действия социальных классов....

Обычаи возникают бессознательно.

...Обычаи не являются плодом целеполагания или ре­зультатом приложения разума человека. Они – продукт действия естественных сил, которые индивид бессозна­тельно приводит в действие. Они напоминают инстинкты животных, которые развиваются вместе с расширением жизненного опыта. В своей завершенной форме, показываю­щей максимальную адаптацию к окружающей среде, обы­чай и инстинкт превращаются в интерес. В свою очередь ин­тересы направляются традицией, не терпящей исключений или разнообразия. Даже если обычаи как–то видоизменяют­ся, чтобы группа лучше приспособилась к изменившейся среде, то такое действие совершается в четко определенных рамках и без привлечения рационального осмысления, целе­полагания и т.п. Жизнь людей в любом возрасте и на любой культурной стадии подчиняется непреложному действию обычаев, коренящихся в самом раннем опыте расы и имею­щих много общего со способами поведения животных. Лишь самый верхний слой коллективных обычаев подвержен из­менениям или контролю со стороны философии, этики и религии.

Обычаи регулируют все действия людей – умывание, приготовление и употребление пищи, уход за кожей и волосами, способы одевания и передвижения, общения и т.п. С рождения до могилы человек – раб древних обы­чаев и привычек. В его жизни фактически нет ничего сво­бодного, оригинального, самопроизвольного, как нет про­гресса в сторону лучшей жизни, попытки улучшить условия жизни, нравственность или мышление. Все люди поступают одним и тем же образом с незначительными отступлениями и степенью свободы.

Определение нравов.

Когда такие элементы, как права и истина, принима­ют завершенную форму доктрины благополучия, обычаи поднимаются в своем развитии на более высокую ступень.

Они становятся источником творческого преобразова­ния и конструктивного воздействия на людей и общество в целом. В таком случае мы можем смело называть их нрава ми. Нравы – это обычаи, включающие в себя фило­софские и этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если, конечно, люди станут последовательно соблюдать их.

Табу.

По большей части нравы включают в свой состав табу, которые указывают людям на то, что им не следует делать. Отчасти табу ведут свое происхождение от мистического страха перед духами, которые властны наказать живых за неподобающие действия. Однако в состав табу входят и дру­гие элементы: они образованы собственным жизненным опытом, нежеланием повторять такие поступки, которые вызвали неодобрение окружающих либо привели к обще­ственному неблагополучию, например, вызвали войну, по­дорвали здоровье, обернулись пищевым отравлением, по­служили причиной сокращения или увеличения населения. Подобные табу буквально пронизаны элементами филосо­фии в отличие от повседневных разрешительных правил по­ведения. И неудивительно, ведь табу содержит отсылку к рефлексии и разумному объяснению. Примитивные табу ос­новывались на том представлении о мире, что человеческая жизнь окружена все возможными ограничениями и забора­ми. Поиск пищи первобытного человека ограничен избега­нием ядовитых растений. Его физическому здоровью посто­янно угрожали всевозможные опасности. Табу были тем хо­роши, что аккумулировали мудрость и жизненную смекалку целых поколений, умение предков переживать неудачи, ле­читься от болезней, избегать опасности. Другой тип табу ка­сался того, что являлось неприемлемым или, наоборот, при­емлемым для группы в целом – это законы, регулирующие сексуальные взаимоотношения, способ ведения войны, об­ращение с духами предков или имуществом. Они включали в свой состав иные элементы – суждения социальной фило­софии. То были не только мистические, но и прагматичес­кие соображения.

Табу можно подразделить на два класса: 1) сохраняющие и 2) разрушающие. Цель первых – гарантировать и обезопа­сить, цель вторых – искоренять и подавлять. Существовали специальные табу для женщин, прямо направленные против них как источника зла и опасности для мужчины. Но другая группа табу ограждала женщин от всего, что было связано с риском и опасностью для здоровья. Таким образом, табу действовали селективно, направляя тем самым ход развития цивилизации.

Более точное определение нравов.

Теперь можно сформулировать более сложное опре­деление нравов. Это способ делать нечто, что в настоя­щее время служит удовлетворению человеческих по­требностей в обществе вкупе с представлениями, веро­ваниями, кодами и стандартами жизненного благопо­лучия, которые порождены таким способом, генети­чески связаны с ним. Нравы выражают специфический тип характера (этоса) общества либо исторического периода. Они определяют стиль мышления во всех сфе­рах, возвращают людей из мира абстракций в мир дей­ствий. Они предваряют любые акты мышления и реф­лексии, служат регуляторами политического, социального и религиозного поведения индивидов. Лишь после того как человек бессознательно подчинился тому или иному нраву, он осознает, после определенных размышлений, что именно с ним произошло. Они не зависят от субъективного произ­вола и желаний отдельного человека, но вместе с тем не являются чем–то таким, что напоминает действие природ­ных законов.

Ритуал.

Ритуалом называется процесс, благодаря которому нравы устанавливаются в обществе и получают свое раз­витие. Ритуал настолько чужд нашим нравам, что часто мы отказываем ему в каком–либо влиянии или власти. А в примитивном обществе он между прочим являлся гос­подствующей, самой массовой формой человеческой ак­тивности. Первобытная религия – целиком вопрос ритуала. Ритуал – законченная форма тренировки и отрепетирован­ных навыков, которые произошли от такой тренировки. Действия, освященные авторитетом, повторяются механи­чески без вмешательства рассудка в осмысление того, что есть ритуал. Младенцы, воспитанные в лоне ритуала, никог­да в жизни уже не могут избавиться от него. Гальтон вспо­минал, какое сильное впечатление произвела на него чисто ритуальная идея Магомета о том, что левая рука важнее правой в религиозном плане. Он не мог забыть ее до старости. Мы видим огромное влияние ритуала в воспитании у чело­века хороших манер, ухаживании и сватовстве, проявлении вежливости и учтивости как, впрочем, и во всех других формах предписанного поведения.

Этикет есть социальный ритуал. Ритуал непросто вплести в ткань обыденного поведения, так как он базируется на детально прописанных правилах и их пунктуальном соблю­дении. Ритуал не терпит отклонений и нарушений. Чем стро­же дисциплина, тем сильнее власть ритуала над нашими действиями и характером. Дрессировка животных и обучение детей основаны на строгом выполнении одного и того же, рутине и однообразном повторении. Здесь нет места нерегу­лярности. Ритуал связан с символами, словами, жестами и знаками. Ритуал укрепляется ритмическими действиями, лучше всего музыкой. Смена дня и ночи формирует у чело­века ритмику активности и покоя, труда и досуга. В нее вовлечены огромные массы людей, которым ритмичность и ритуал помогают успешнее бороться за существование. Риту­ал воплощает идеи целесообразности, полезности и благопо­лучия. Правда, со временем он вырождается в нечто поверх­ностное, а его смысл теряется вовсе либо перестает осозна­ваться. Такое можно сказать о терапевтической функции ри туала в примитивном обществе, которая сохранилась по сию пору. Движения пациентов направляются правилами обряда, который содержит в себе элементы мистики. Все ритуалы суть церемонии и торжественные действия. Они обладают свойством становиться сакральными.

Ритуал невозможно себе представить без психологи­ческого внушения. Оно заложено в нем заранее. Действие ритуала основано на внушении чувств, но не рассудочно­го учения. Ритуал тем сильнее, чем более поверхностным и лишенным мысли он является. Первобытная религия ритуалистична, но не потому что религия порождает ри­туал, а потому что ритуал создает религию. Ритуал – это то, что должно делаться, а не то, что должно мыслиться или чувствоваться. Человек всегда может выполнить пред­писанное действие, но он не всегда осмысляет то, что предписано, особенно в детстве. У браминов ритуализи–рованы все повседневные действия и профессиональные занятия. Они посвящают ритуалам два часа утром, два часа вечером и час в середине дня.

Ритуальная сторона нравов.

Нравы – это социальный ритуал, в котором мы уча­ствуем бессознательно. Такие повседневные проявления, как часы работы, семейная жизнь, сексуальная жизнь, пристойность, путешествия, каникулы, образование, посещение библиотеки и другие детали нашей жизни подпа­дают под категорию такого ритуала. Каждый поступает так, как поступал всегда. Все множество ритуалов приучает нас к дисциплине, поддерживает в нас рутинные навыки и дей­ствия. Если бы перед каждым обыденным действием мы за­думывались бы, строили его рациональную модель, груз со­циальной жизни был для нас невыносимо тяжел.

Текст 2: Кэндо Т. «Досуг и популярная культура в динамике и развитии ».

Популярная культура часто выступает синонимом термина «массовая культура» и потому пишется через косую линию – массовая/ популярная (пример такой культуры: бейсбол и Битлз) в противоположность высокой культуре (балет и Брамс).

Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массо­вой культуре: классическая музыка – высокая, популярная – массовая, фильмы Феллини – высокая, боевики – массовая, картины Пикассо – высокая, лубок – массовая.

Является ли Америка культурной страной? Специалисты отвечают: и да, и нет. Число художественных галерей с 1950 по 1960 годы в Нью–Йорке удвоилось, аудитория театров росла быстрее, чем футбола, балет в 1966 году посетили 1 миллион человек, в 1976 – 15 миллионов, оперу в 1950 году – 2 миллиона человек, в 1976 – 10 миллионов.

Бернард Берелсон решил выяснить, насколько культурны культурные американцы. Если формальным признаком культуры считать чтение книг и газет, то он поинтересовался, какие темы американцев в них интересуют. Иными словами, он пытался измерить качество культурного потребления взрослых американцев, разделив литературные, журнальные и газетные жанры на высокую и массовую культуру. Выяснилось, что только 15% читающих книги взрослых можно назвать культурными, так как они инте­ресуются классикой: Толстой, Диккенс и др. Среди читающих газеты культурными оказался только 1%, интересовавшихся такими рубриками, как музыкальные новости, литературная критика и др.

Стратификация и культура. Исторически высокая культура воз­никала благодаря и для элиты общества. Артисты и интеллектуалы как социальная категория появились недавно – в эпоху романтизма. Великий Бах оставался обычным бюргером, получающим приличное жалование в качестве композитора–капельмейстера. Последующие поколения композиторов – Бетховен, Шуман, Малер, равно как их современники, поэты и писатели (Достоевский, Рембо, Бодлер) и художники (Ван Гог), являлись чуть ли не изгоями общества. Они ощущали патологическое отчуждение от общества и разочарование. Видимо, статус интеллектуала несовместим со статусом политически ангажированного деятеля. За переизбыток свобо­ды творчества им часто приходится платить недостатком денег и полити­ческой власти.

Мы наблюдаем феминизацию культуры. Достаточно проанали­зировать состав исполнителей высокой культуры и ее аудиторию по При­знаку пола. Оказывается, что подавляющая часть публики, посещающей симфонические концерты, оперу, балет, танцевальные залы и бродвейское шоу, являются женщинами. Мужчины, посвятившие себя производству и бизнесу, передоверили занятие искусствами женщинам. Тад Бредшоу (не­опубликованная работа) в 1971 г. доказал, что среди студентов колледжей девушки в большей мере ориентированы на культуру, нежели юноши. По особым шкалам он измерял концертную и радиоаудиторию (классическая музыка, поэзия, театр, музеи).

Масс–медиа (радио и телевидение, пресса) являются формой того, со­держанием чего выступает массовая культура. Социология массовой куль­туры изучает социальное значение книжных, газетных и журнальных публикаций, радио– и телесообщений, программ и передач, характер и авторов публикаций и сообщений, содержание и тема­тику кинофильмов.

Комиксы – устные рассказы или диалоги, сопровождаемые ри­сунками, один из наиболее массовых жанров – существуют в следующих разновидностях:

1) ленточные комиксы в виде врезок или заставок на журнальных или газетных страницах;

2) книжные комиксы, изданные отдельной брошюрой;

3) мультипликационные комиксы, например, Микки Маус;

4) комиксы–карикатуры на известных деятелей или политиков в прессе. Специалисты говорят о возникновении социологии комиксов, которая в качестве субдисциплины имеет свой предмет и объект, эмпирические данные и теоретические наработки, методологию и объяснительные концепции. Социология комиксов использует в основ­ном два метода: 1) контент–анализ, который может быть лонгитюдным либо кросскультурным; 2) выборочные опросы читателей. Исследования доказывают социокультурное влияние комиксов на молодежь, приобщение ее к определенной системе ценностей.

В более чем 20–ти европейских странах специалисты обнаружили свои, отличные от американских, комиксы. Оказывается европейская тра­диция почти такая же старая, но имеет свою культурную специфику. В ней больше соответствия исторической правде, глубже психологический ана­лиз событий, а общими чертами выступают хороший юмор и пропаганда моральных ценностей.

Задача каждой группы – за 25–35 минут усвоить, закрепить по­нятия, термины, категории, выделив в них основные отличительные признаки. Для того чтобы активизировать такое усвоение, участники игры (на второй части занятия) поочередно устраивают друг другу экзамен: воспроизводят своими словами опре­деление того или иного понятия, отвечают на вопрос, касающийся основных признаков изучаемых понятий, исходя из анализа текста–источника.

Оценка итогов игры производится по следующим критериям:

• Количество использованных понятий, вошедших в термино–карту.

• Точность в употреблении понятия, количество правильно ис­пользованных понятий.

• Занимательность текста и исполнительское мастерство про­чтения.

Оценка ставится общая каждой группе.

I ІІ. Завершается занятие тестом (тест может выполняться группами, проявлявшими наименьшую активность в игре).

1. В чем смысл человекотворческой сущности культуры?

а) человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей;

б) человек выступает как творение культуры, как результат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на общество в целом.

2. К какому типу культуры принадлежит постиндустриальная культура?

а) дописьменный;

б) письменный;

в) печатный;

г) цифровой.

3. Функции культуры:

а) адаптационная;

б) познавательная;

в) социализирующая;

г) нормативная.

4. Как называется функция культуры, сущность которой заключается в сохранении, воспроизводстве, передаче последующим поколениям определенных образцов и ценностей при одновременном обновлении культуры?

а) целеполагающая;

б) трансляционная;

в) социализирующая;

г) информационная.

5. Интегрированным результатом всех функций культуры выступает функция:

а) мобилизующая;

б) игровая;

в) человекотворческая;

г) накопления и передачи социального опыта.

6. Какие типы социального структурирования выделил Р. Мертон в зависимости от интегрированности предписываемых культурой норм и средств их достижения?

а) тотальный конформ и зм ;

б) инновация;

в) ритуализм;

г) бунтарство.

7. К типам культурных норм относят:

а) обычаи;

б) нравственная норма;

в) институциональная норма;

г) закон.

8. Компоненты культуры:

а) язык;

б) ценности;

в) верования;

г) обычаи.

9. В теории Л. Уайта проблема культурного отстава­ния связана с чрезмерным развитием:

а) экономического института;

б) политического института;

в) религиозного института;

г) семейного института.

1. Ценности и приоритеты белорусской культуры:

а) неприятие конфликтов и протеовречий;

б) стремление к стабильности;

в) отрицание ненасилия;

г) государственность.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM