Тема 2. Общество как целостная

динамическая система.

План.

1. Определение общества в социологии. Признаки общества.

2. Типологизация обществ. Эволюция общества.

3. Общество как социокультурный организм и социально- экономическая система.

4. Социокультурные изменения и социальные процессы.

Ключевые понятия: общество, социальная система, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, модернизация, социальный прогресс, регресс, подсистемы общества.

Темы рефератов и докладов:

1.Теории происхождения общества.

2. Теория глобализации современного общества И. Валлерштайна.

3. Культура как социальное явление.

4. Модель устойчивого развития белорусского социума.

Литература:

Цаплин, В.С. Постиндустриализм: оправданы ли претензии? / В.С. Цаплин // Социологические исследования: Ежемес. научн. и обществен.–полит. журнал. – 2006. – № 4. – С. 124 – 130.

Смирнова, Р.А. Выбор стратегии развития сельского хозяйства Республики Беларусь / Р. А. Смирнова // Социология: Научно–теоретич. журнал. – 2005. – № 2. – С. 47–54

Социология: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 5–е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 544 с. – С. 79–90.

Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 352 с. – С. 34–46.

Бороноев, А.О. О понятиях «общество» и «социальное» / А.О. Бороноев, П.И. Смирнов // Социологические исследования : Ежемес. научн. и обществен.–полит. журнал. – 2003. – №8 . – С. 3 – 12.

Бабосов, Е.М. Общая социология: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 640 с. – С. 158–175.

Луман, Л. Теория общества / Л. Луман // Теория общества. – М., 1999.

Гидденс, Э. Мировая с и стема и Европа / Э. Гидденс // Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с. – С. 329–333.

Зиновьев, А. Советская социальная система / А. Зиновьев // Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с. – С. 333–342.

Гидденс, Ф. Основания социологии / Ф. Гидденс // Американская социологическая мысль. – М., 1996.

Парсонс, Т. Понятие общества: компонент и их взаимоотношения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. – М., 1996.

Сорокин, П. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Ключевые моменты практического занятия.

І. Постарайтесь запомнить содержание основных функций, категорий, положений социологии и ответить на вопросы.

1. Определение ключевых понятий, используемых в данной теме:

1.1 Общество – исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятель­ности.

1.2 Социальная система – единое целостное образование, со­стоящее из множества социальных компонентов (отношений, взаимо­действий людей, имеющихся в обществе структур, норм и т.п.), не сводимое к сумме качеств составляющих его элементов.

1.3 Социальный институт – сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений, взаимодействий, отличающаяся ус­тойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью сво­их элементов, многообразием и динамичностью их функций, осуще­ствляемых посредством рационально установленных и целесообразно ориентированных стандартов поведения, предопределенных содержа­нием решаемой социальной задачи.

1.4 Социальная структура общества – совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отно­шений относительно устойчивых социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

1.5 Тип общества – обобщенное абстрактное отражение наиболее важных, повторяющихся, существенных качеств, отличающих одно общество от другого.

1.6 Социальная закономерность – объективно существующая, по­вторяющаяся связь существенных свойств, социальных явлений и процессов, выражающая возникновение, функционирование и разви­тие общества как целостной социальной системы или его отдельных подсистем.

1.7 Соци­альные изменения – это совокупность многообразных перемен, про­исходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных ста­тусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.

2. Что такое «общество»? Может ли человек существовать вне общества?

3. Признаки общества:

а) социальность, выражающая общественную сущность жизнедея­тельности людей, социальную специфику их отношений и поступков;

б) взаимодействия между людьми;

в) наличие территории, на которой происходят социальные события и процессы;

г) функционирование общества в определенном социальном пространстве и социальном времени;

д) самопознание, самоутверждение и саморегуляция социаль­ных процессов;

е) наличие социальных институтов, осуществляющих саморегуляцию общества;

ж) все события и изменения в обществе не осуществляются без сознания воли и деятельности людей;

з) наличие в обществе социальной структуры.

4. Подсистемы общества.

Общество функционирует и развивается в качестве единой и целостной системы, в которой органично взаимосвязаны четыре ос­новных подсистемы. Они таковы:

а) экономическая;

б) социальная;

в) политическая;

г) социокультурная.

Взаимодействие этих четырех подсистем составляет первый системообразующий ярус сложно структурированной системы обще­ства.

5. Структурные компоненты общества:

Основные подсистемы общества тесно взаимодействуют не толь­ко друг с другом, но и с рядом других структурных компонентов, существующих в обществе.

Назовите эти компоненты и покажите, как они влияют друг на друга.

Структурные компоненты общества:

а) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями;

б) социальные статусы, занимаемые людьми в обществе;

в) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соот­ветствии с их статусами;

г) социальная структура, включающая в себя социальные страты (рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т.п.), тер­риториальные, этнонациональные и другие общности;

д) социальные взаимодействия людей, обладающих определен­ными социальными статусами и социальными ролями и принадлежа­щих к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям;

е) социальные институты и организации, предающие обществу целостность и устойчивость: семья, государство, школа, церковь, милиция и т.п.

6. Закономерности развития общества:

а) закон ускорения социального развития;

б) закон неравномерности экономического, социального, политического и духовного развития;

в) наличие в развитии общества социального прогресса.

7. Как связаны в системе общества различные типы социальных структур с типами социальных особенностей?

8. Общество в своем историческом развитии проходит ряд этапов, которые, в свою очередь, порождают различные типы обществен­ного устройства. Охарактеризуйте известные Вам этапы общест­венного развития. Расскажите, какие существуют различные точ­ки зрения относительно существования закономерностей соци­ального развития. Одни мыслители признают наличие закономер­ностей развития общества (О. Конт, К. Маркс, П. Сорокин), дру­гие (Ж.–П. Сартр, Дж. Г. Мид) это отрицают.

Какую позицию в этом вопросе Вы считаете верной?

9. Существует большое расхождение во мнениях о социальном прогрессе. Многие исследователи (Ж.–Ж. Руссо, Дж. Вико, Ж. Дерри–да) отрицают наличие социального прогресса в истории развития общества и предлагают исключить рассмотрение этого вопроса из социологической проблематики. Другие (Гегель, К. Маркс, В. Ле­нин) утверждают, что существует социальный прогресс в разви­тии общества.

Какая из приведенных позиций, по Вашему мне­нию, является правильной?

Какими аргументами можно подтвер­дить правильность данной позиции?

10. Типы социальных изменений.

Вся совокупность социальных изменений в зависимости от их содержания подразделяется на пять основных типов:

а) Структурные социальные изменения включают в себя все перемены, происходящие в различных социально–структурных ком­понентах общества: в социальной, социально–территориальной, соци­ально–культурной, этнонациональной, профессиональной структурах, в структурах власти, в структурах господствующих ценностей и т.п.

б) Профессиональные социальные изменения охватывают все многообразие перемен, происходящих в структуре профессиональ­ной деятельности людей во всех сферах жизни общества – в матери­альном производстве, культуре, науке, политике и т.п.; во взаимодей­ствиях людей с различными социальными институтами – государст­вом, образованием, религией и т.п.

в) Функциональные социальные изменения происходят во всех функциях всех структурных компонентов общества – в его экономической, политической, социальной, социокультурной подсистемах; в производственной, семейно–бытовой, образовательной и иных сферах деятельности, в процессе развития социальных институтов, организа­ций, общностей и отдельных личностей.

г) Мотивационные социальные изменения охватывают много­образные перемены, происходящие в сфере мотивации индивидуаль­ной и групповой деятельности людей, в какой бы области социальной реальности они ни происходили.

д) Социокультурные изменения представляют собой сложный многоуровневый процесс социокультурной динамики, в ходе которой меняются не только системы ценностей, норм, образцов поведения, но и сами основополагающие принципы культуры, ее «доминирую­щие сверхсистемы» (П. Сорокин).

11. Расскажите, как соотносятся между собой понятия «социальное изменение», «социальный процесс», «социальное развитие», «социальная динамика». Определите, какое место в их соподчиненности принадлежит социальным изменениям.

12. Расскажите, какие типы социальных изменений можно выделить в зависимости от их направленности.

13.Охарактеризуйте особенности трансформационных изменений, происходящих в современном постсоветском обществе.

ІІ . Прочитайте приведенные тексты и ответьте на вопросы, которыми они сопровождаются:

1. Т. Парсонс. Система координат действия и общая теория систем: культура, личность и место социальных систем

Сведенная к самым простым понятиям социальная система состо­ит из множества индивидуальных действующих лиц, взаимодействующих друг с другом в ситуации, которая обладает по меньшей мере физическим аспектом или находится в некоторой среде действующих лиц, мотивации которых определяются тенденцией к «оптимизации» удовлетворения, а их отношение к ситуации, включая отношение друг к другу, определяется и опосредуется системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры.

Понимаемая таким образом социальная система является всего лишь одним из трех аспектов сложной структуры конкретной системы действия. Два других аспекта представляют собой системы личности отдельных действующих лиц и культурную систему, на основе которой строится их действие. Каждая из этих систем должна рассматриваться как независимая ось организации элементов системы действия в том смысле, что ни одна из них не может быть сведена к другой или к их комбинации. Каждая из систем необходимо предполагает существование других, ибо без личностей и культуры не может быть социальной системы.

Социальная система такого типа, которая отвечает всем существен­ным функциональным требованиям, связанным с продолжительным суще­ствованием за счет собственных ресурсов, будет называться обществом. Для понятия общества существенно не то, будет ли оно каким бы то ни было образом взаимосвязано эмпирически с другими обществами, а то, что оно должно содержать все структурные и функциональные основания, чтобы быть независимо существующей системой.

Любая другая социальная система будет называться частной социаль­ной системой. Очевидно, большинство социологических эмпирических исследований относится скорее к такому типу социальных систем, а не к обществам в целом. Это совершенно законно. Но использование понятия как некоторой нормы в теории социальных систем обеспечивает разработ­ку такой концептуальной схемы, благодаря которой будет найдено место исследуемой частной, социальной системы в том обществе, частью кото­рого она является. Тем самым почти исключается возможность, что иссле­дователь упустит существенные черты общества, которое выходит за пределы данной частной социальной системы и предопределяет ее свойства. Не стоит говорить о том, насколько важно определить ту систему, которая является объектом социологического анализа, составляет ли она общество; а если нет, то какое место в обществе занимает данная частная социальная система, являющаяся его частью.

Вопросы к тексту:

а) назовите элементы социальной системы?

б) что такое частная социальная система?

2. Л. Луман. Теория общества.

В соответствии с разрабатываемой здесь концепцией, теория общества должна рассматриваться как теория объемлющей социальной системы, за­ключающей в себе нее опальные социальные системы. Эта дефиниция – почти цитата. Она соотносится с вводными положениями «Политики» Ари­стотеля, где городское сообщество определяется как наи­прекраснейшее, наиглавнейшее сообщество, которое заключает в себе все остальные. Таким образом, поскольку речь идет о понятии общества, мы присоединяемся к древнеевропейской традиции. Правда, все компоненты этой дефиниции мы понимаем нетрадиционно (включая и понятие включенности, которое мы, в русле теории систем, подвергнем декомпозиции при помощи концепции дифференциации), ибо речь у нас идет о теории современного общества для современного обще­ства.

Итак, общество прежде всего понимается как система, а форма систе­мы (об этом было сказано выше) есть не что иное, как различение системы и окружающего мира. Это не значит, что достаточно общей теории систем – и путем логических выводов можно будет заключить, что в дан­ном случае есть общество. Напротив, следует дополнительно определить, в чем состоит особенность социальных систем, а в рамках теории социаль­ных систем – определить еще и то, что составляет особенность системы общества, что имплицирует наша характеристика общества как объемлю­щей социальной системы.

Следовательно, мы должны различать три разных уровня анализа общества:

1) общую теорию систем, а в ней – общую теорию аутопойетических систем;

2) теорию социальных систем;

3) теорию системы общества как особого случая социальных систем. На уровне общей теории аутопойетических, самореферентных, оперативно замкнутых систем теория общества пополняется принципиальными поня­тиями и результатами эмпирических исследований, имеющими силу и для других систем того же типа (например, мозга). Здесь возможен широкий междисциплинарный обмен опытом и инициативами. Как показано в пре­дыдущем параграфе, мы основываем теорию общества на инновативных тенденциях в этой сфере.

На уровне теории социальных систем речь идет об особенностях тех аутопойетических систем, которые могут быть поняты как социальные. На этом уровне следует определить специфическую операцию, аутопойетический процесс которой ведет к образованию социальных систем в со­ответствующем им окружающем мире. Теория социальных систем, следо­вательно, обобщает все высказывания (и лишь такие высказывания), кото­рые имеют силу для всех социальных систем, даже для систем интеракции с их малой длительностью и ничтожным значением. На этом уровне общество оказывается (как и классическое societas civilis ) одной из многих со­циальных систем, и его можно сравнивать с другими типами социальных . истем – системами организации и системами интеракции присутствую­щих.

Лишь на третьем уровне сказывается специфика систем общества. Здесь необходимо артикулировать значение того самого признака, кото­рый восходит к начальным положениям «Политики» Аристотеля. В осно­вании явно лежит парадокс. Он состоит в том, что одна социальная система среди других одновременно включает в себя другие системы. Аристотель разрешил это пародокс этическим пониманием политики. Тем самым для традиционного понимания общества парадокс был сделан невидимым. Мы же размыкаем парадокс путем предложенного здесь различения уровней анализа общества. Это допускает возможность при удобном случае напоминать о парадоксальном фундировании всей теории. (Ведь различение «уровней» – это, в наших понятиях, «форма», которая имеет две стороны; понятие уровня предпола­гает, что есть другие уровни.)

Вопросы к тексту:

а) какова европейская традиция в понимании общества?

б) назовите и охарактеризуйте уровни анализа общества?

ІІІ . Тест.

1. К основным социальным характеристикам общества относят:

а) системность;

б) динамизм;

в) целостность.

2. Выделите типы общества, согласно теории К. Маркса:

а) первобытно-общинный;

б) рабовладельческий;

в) феодальный;

г) коммунистический.

3. К признакам общества относят:

а) социальность;

б) самопознание;

в) конфессиональность;

г) наличие социальной структуры.

4. Подсистемы общества:

а) политическая;

б) экономическая;

в) социальная;

г) религиозная.

5. Структурные компоненты общества:

а) социальные статусы;

б) социальные роли;

в) социальная структура;

г) социальные взаимодействия людей.

6. Как называется закон, согласно которому на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую?

а) закон ускорения социального развития;

б) закон неравномерности экономического, социального, политического и духовного развития;

в) наличие в развитии общества социального прогресса.

7. Как называется изменение изменения имеющее как культурный, так и социальный аспект?

а) социальное;

б) культурное;

в) социо-культурное;

г) социетальное.

8. К какому виду социального изменения относится новая комбинация или новое использование существующего знания?

а) открытие;

б) изобретение;

в) диффузия.

9. К какому виду социального процесса относится принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения ?

а) кооперация;

б) конкуренция;

в) ассимиляция;

г) приспособление.

10. На каких принципах строится национальная стратегия устойчивого развития:

а) повышение уровня благосостояния нации;

б) приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры;

в) улучшение демографической ситуации;

г) повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM