Тема 1. Социология как наука.

С тановление и развитие социологии.

План.

1. Социология как наука:

а) о бъект, предмет и метод социологии;

б) функции и структура социологического знания;

в) социологические парадигмы и их многообразие.

2. Становление научной социологии.

а) накопление знаний об обществе

б) классический этап развития социологии (К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер);

в) западная социология в ХХ столетии.

3. Развитие социологии в Беларуси и России.

Ключевые понятия: социальное и социологическое, социальные законы и социологические закономерности, уровни социологического анализа, общая социология, специальная социология, отраслевые теории, прикладная социология, социальная статика и социальная динамика, системный функционализм, социологические школы и направления; классический этап развития социологии, позитивистская и психологическая школа, чикагская школа, структурный функционализм, символический интеракционизм, школа феноменологии, концепция социокультурной динамики, неопозитивизм, психоаналитическая социология, советская социология, отечественная социологии.

Темы рефератов и докладов:

1. Социология как совокупность концепций и подходов.

2. Макросоциология и микросоциология: различные способы изучения общества.

3. Чикагская школа социологии.

4. Структурный функционализм и его авторы.

5. Символический интеракционизм Дж. Мида

6. Школа феноменологии (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукманн).

7. Психоаналитическая социология З. Фрейда.

8. Социология в СССР и в современной Беларуси .

Литература:

Кирвель, Ч. С. Новая парадигма социального познания: концептуальные основы / Ч. С. Кирвель // Социология. – 2007. – № 2. – С. 7–22.

Попов, Е. А. Культурология и современная социология / Е. А. Попов // Социологические исследования. – 2006. – № 12 . – С. 64–72.

Злотников, А.Г. Системность социологического знания / А. Г. Злотников // Социология. – 2005. – № 3. – С. 18–25.

Социология: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 5–е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 544 с. – С. 57–74.

Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 352 с. – С. 5–34, 52–158.

Бабосов, Е.М. Общая социология: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 640 с. – С. 6–52.

Лапин, Н. И. Предмет и методология социологии / Н.И. Лапин, // Социс. – 2002. – №8 . – С. 106–120.

Тощенко, Ж. Т. О понятийном аппарате социологии / Ж.Т. Тощенко // Социс. – 2002. – №9 . – С. 3–17.

Качанов, Ю. Л. Что такое социологическая теория? / Ю.Л. Качанов // Социс. – 2002. – №12 . – С. 15–23.

Кирдина, С. Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России / С.Г. Кирдина, // Социс. – 2002. – №6 . – С. 23–32.

Джинер, С. Сомнительная победа: социологическое познание / С. Джинер // Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с. – С. 23–28.

Ядов, В.А. Размышления о предмете социологии / В.А. Ядов // Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия: для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с. – С. 33–42.

Кармадонов, О.А. Откровения и парадоксы символического интеракционизма / О. А. Кармадонов // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С. 3–12.

Коломийцев, В.Ф. «Патриарх» западной социологии ХХ в. Реймон Арон / В. Ф. Коломийцев // Вопросы философии. – 2006. – № 1. – С. 160–168.

Лугвин, С.Б. Рациональность индустриального общества и модель «рациональной бюрократии» М. Вебера / С. Б. Лугвин // Социология. – 2005. – № 2. – С. 55–63.

Титаренко, Л.Г. Тенденции развития современной социологии / Л. Г. Титаренко // Социология. – 2005. – № 2. – С. 18–23.

Социология: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 5–е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 544 с. – С. 7–57.

Коломийцев, В. Ф. Социология Герберта Спенсера / В.Ф. Коломийцев // Социологические исследования. – 2004. – № 1 . – С. 37–44

Лапин, Н. И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» / Н.И. Лапин // Социс. – 2003. – № 4 . – С. 25–33.

Рубанов, Б. Л. Философия лимитизма К.Ф. Жакова. К вопросу об истоках социологии П.А. Сорокина / Б.Л. Рубанов // Социологические исследования. – 2003. – №7 . – С. 109–118.

Шавель, С.А. Высокая общественная миссия социологической науки / С. А. Шавель // Социология. – 2006. – № 1. – С. 40–56.

Данилов, А.Н. К 40–летию возрождения социологии в Беларуси / А. Н. Данилов // Социология. – 2005. – № 3. – С. 3–5.

Региональная социология: состояние, проблемы, перспективы : международная научно–практическая конференция, посвященная 35–летию начала социологических исследований в БГСХА и 20–летию лаборатории социологических исследований (2–3 июня 2005 года, г. Горки) / УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». – Горки: БГСХА, 2005.

Левко, А. И. Социология и идеология: проблемы тождества и различия / А. И. Левко // Социология. – 2005. – № 2. – С. 34–46

Бабосов, Е.М. Белорусская социология перед вызовами первого десятилетия ХХI века / Е. М. Бабосов // Социология. – 2005. – № 2. – С. 11–17.

Осипов, Г. В. Российская социология в ХХI веке / Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2004. – № 3 . – С. 3–15.

Новикова, С. С. Особенности развития социологической мысли в России / С.С. Новикова, // Социс. – 2002. – № 10 . – С. 122–130.

Ключевые моменты практического занятия.

І. Постарайтесь запомнить содержание основных функций, категорий, положений социологии и ответить, в дальнейшем, на встречающиеся

в тестовых заданиях вопросы.

1. Определение ключевых понятий, используемых в данной теме:

1.1 Определение понятия «социология».

Автор

Содержание понятия

М. Вебер

Социология ... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объ­яснить его процесс и воздействие

Э. Гидденс

Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ, Это ослепительное и захватываю­ щее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений на улице до исследований глобальных социальных процессов

Г.В. Осипов

Социология – паука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельно­сти личностей, социальных групп, классов, народов. Объ­ектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм

В.А. Ядов

Социология есть наука о становлении, развитии и функцио­ нировании социальных общностей, социальных организа­ций и социальных процессах наука о социальных отноше­ ниях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями; наука о зако­номерностях социальных действий и массового поведения

П.А. Сорокин

Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных

Н. Смелзер

Социология – это научное изучение общества и обществен­ных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их па основе научного анализа

Е.М. Бабосов

Социология – это наука об особенностях, тенденциях и закономерноеш\ становления, развития и взаимодейст­вия различных социальных систем, о механизмах и фор­мах проявления них закономерностей в действиях лич­ностей, социальных групп и общества в целом в совокуп­ности определенных социальных отношений и в опреде­ленных исторических условиях

1.2 Эмпирическое социологическое знание – знание о социальных процессах и явлениях, полученное при помощи эмпирических методов исследования – наблюдения, анализа документов, интервьюирования, выборочного метода, массового опроса населения и др.;

1.3 Теоретическое социологическое знание – знание об объектах социальной реальности, их целостных системных характеристиках, ценностных качествах, полученное путем применения рационализированных теоретических средств – понятий, логических конструкций, анализа, синтеза, обобщения, классификации, типологизации и т.п.;

1.4 Прикладные социологические исследования – исследования, ориентированные на изучение и регулирование определенных социальных процессов (демографических, производственных, политических и др.) в четко очерченных областях общественной жизни и имеющие целью решение актуальных задач практического характера;

1.5 Общая социология – есть фундаментальная социологическая теория, исследующая субстанциональные особенности и законы развития общества на социетальном уровне их проявления, разрабатывающая методологию таких исследований;

1.6 Социальная система – единое целостное образование, охватывающее все общество и состоящее из многих взаимосвязанных компонентов (отношений, норм, институтов и т.д.), не сводимых к сумме качеств составляющих ее элементов;

1.7 Социетальная система (сообщество) – центральное ядро социальной системы, главная зона интеграции коллективных структур, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, ключевых ролевых обязательств и позиций индивидов и групп;

1.8 Социальные факты – способ мышления, чувствования и деятельности, определяемы нормами и правилами, находящимися вне индивидов, и наделенные принудительной силой по отношению к конкретному человеку (Э. Дюркгейм).

1.9 Аномия – отсутствие, дезинтеграция норм, правил и обязанностей, приводящий к различным формам социальной потологии – преступность, самоубийство и т.п. (Э. Дюркгейм).

1.10 Социальное действие – действие, характеризующееся признаками: наличием действующего индивида, осмысленностью предпринимаемого действия, социальной ориентированностью действия на других людей (М. Вебер).

1.11 Функционализм – теории, направленные на объяснения социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций.

1.12 Структурный функционализм – а) теоретические подходы, в рамках которых общества осмысливаются как социальные системы, а специфические особенности социальных структур объясняются с точки зрения их вклада в поддержание этих систем; б) особая форма функционального анализа Т. Парсонса.

2. Функции социологии:

а) Познавательная – изучение и понимание общества, его за­кономерностей; отвечает на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»

б) Концептуально–описатель­ная– через систему категорий и понятий описывает социаль­ную действительность; отве­чает на вопрос: «Что и как делается в обществе?»

в) Мировозренческо–идеологи–ческая– реализует в социоло­гической теории и практике определенные общественные идеалы; отвечает на вопрос: «Во ими чего, для каких целей осуществляются социальные действия».

г) Управленческая – способ­ствует совершенствованию управления социальными про­цессами; отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социальными процессами?»

д) Объясняющая – дает научное объяснение социальным явлениям и процессам; отве­чает на вопрос: «Почему в обществе происходит именно так, а не иначе?»

е) Прогностическая – построе­ние наиболее вероятных про­гнозов и сценариев развития социальных событий в бу­дущем; отвечает на вопрос: «Какие социальные изменения наиболее вероятны в бли­жайшем будущем?»

ж) Оценочная – оценивает об­щество с точки зрения соот­ветствия существующих в нем институтов, норм, прав потребностям и интересам людей; отвечает на вопрос: «Справедливо ли, демократи­чно ли наше общество?»

з) Образовательная – распротранение социологических знаний через систему вузов и повышения квалификации кадров; отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»

3. Что изучает социология?

4. Сравните социологию с социальной философией, историей общества, антропологией, экономической теорией и культурологией.

5. Контовский «закон трех стадий»

Согласно О. Конту, общество в проце c се своего развития, т.е реализации социальной динамики, проходит три последовательных стадии:

Название

стадии

Основной фактор, определяющий

содержание развития

Теологическая

Господствующее положение в обществе, определяющее его развитие, занимает религия

Метафизическая

Главенствующую роль в развитии общества играет философия

Позитивная

Решающую роль в развитии общества занимает наука, конкретное положительное знание, которое необходимо использовать практически для совершенствования общества

6. Эволюционно-органистическое направление в социологии.

Один из основателей социологии Герберт Спенсер (1820-1903) стал родоначальником эволюционно–органистского направле­ния, которое характеризуется последовательным применением анало­гии общества с биологическим организмом.

Структурно–логическая схема концепции

Человеческое общество

развивающийся, эволюционизирующий организм

В обществе в процессе эволюции происходит

специализация и дифференциация его структур, органически связанная с усложнением и дифференциацией его функций

В обществе, в отличие от организма

существует гораздо меньшая зависи­мость части, т.е. индивида, от целого, в силу того, что общество существует ради блага своих членов, индивидов

Основным изменением социального прогресса является

переход человечества от общества, в ко­тором личность целиком подчинена це­лому, к такому состоянию, при котором социальный организм станет служить составляющим его личностям

Критерий социального прогресса есть

повышение уровня индивидуальной сво­боды личности

7. Концепция общественно–экономической формации марксовой динамики социального развития.

Важный вклад в развитие мировой социологии внес К. Маркс (1818–1883). Исходная идея его состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия друг с другом вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие, общественные отношения. Основой всей совокупности общественных отношений являются экономические отношения, составляющие базис общества.

Сруктурно–логическая схема общественно–экономической формации

Наука

Надстройка: государство, право, философия, религия, искусство

Производственные силы:

1) люди;

2) средства производства

Производственные отношения (экономический базис общества)

Способ производства материальных и духовных благ

Технологические основы общества

8. По Марксу разделение труда порождает классовые антагонизмы, по Дюркгейму – солидарность. Кто из них ближе к истине?

9. Охарактеризуйте основные особенности социологических школ начала ХХ века.

10. С точки зрения функционализма, для того, чтобы объяснить социальное явление, необходимо проанализировать его функцию в общественной системе. Как в таком случае, придерживаясь этой позиции, объяснить преступность во всех ее многообразных проявлениях, столь характерную для современного общества?

11. Охарактеризуйте особенности современной социологии.

ІІ . Прочитайте приведенные тексты и ответьте

на вопросы, которыми они сопровождаются.

1. Р. Коллинз. Социология: наука или антинаука?

Социология, подобно многим другим интеллектуальным дис­циплинам, может иметь дело с эмпирическими описаниями (включая и современные социальные условия, и исторические последователь­ности; она может обсуждать моральные проблемы, предлагать или отвергать планы практических действий и сравнивать существующие условия с идеалами; обсуждать основополагающие методологические и другие метатеоретические вопросы. Но главный род деятельности, который дает социологии интеллектуальное оправдание, – это форму­лировка обобщенных объяснительных принципов, организованных в модели глубинных процессов, порождающих социальный мир. Имен­но эти процессы определяют, каким образом конкретные условия по­рождают конкретные результаты. Эти обобщенные способы объясне­нии и составляют науку.

Социология разделена на большое число специальностей. Вряд ли это должно удивлять, поскольку насчитываются многие тысячи исследователей, заинтересованных в возделывании своих собствен­ных участков. А так как социология имеет в виду весь социальный мир (включая его причины и следствия), то налицо огромный выбор эмпирических объектов для возможного исследования.

Вопросы к тексту:

а) какой круг проблем может стать предметом социологии как науки?

б) в чем состоит главный род деятельности социологии?

в) почему перед социологией существует огромный выбор объектов исследования?

2. Дж. Тернер. Аналитическое теоретизирование.

Теория должна содержать нечто большее, чем абстрактные высказывания о регулярных явлениях: она должна обратиться к проблеме причинности, не ограничиваясь простой причинностью эмпирических моделей. По моему мнению, аналитические модели существенно дополняют абстрактные суждения, выясняя сложные причинные взаимосвязи (прямые и косвенные влияния, петли обратной связи, взаимные влияния и т.д.) между понятиями в этих суждениях. Без та­ких моделей трудно узнать, какие процессы и механизмы задейство­ваны в отношениях, которые отражены в некотором абстрактном су­ждении.

Следовательно, аналитическая теория должна быть абстракт­ной. Она должна отображать общие свойства универсума, быть проверяемой или способной порождать проверяемые суждения. Такая Гвория не может пренебрегать причинностью, действующими процессами и механизмами. И поэтому наилучший подход к построению теории в социологии – это сочетание сенсибилизирующих аналитиче­ских схем, абстрактных формальных суждений и аналитических мо­делей. Вместе они обеспечивают наибольшую творческую синергию. На более высоком эмпирическом уровне построения теории, суждения среднего ранга, т.е. в сущности, эмпирические обобщения, применяемые к целой содержательной области, могут оказаться по­лезными как один из путей проверки более абстрактных теорий. Та­кие «теории» среднего уровня упорядочивают результаты исследова­ния целых классов эмпирических явлений и, следовательно, обеспе­чивают сводный массив данных, который может пролить свет на не­который теоретический закон или модель. Эмпирические каузальные модели могут выявить действующие во времени процессы, чтобы со­единить соответствующие переменные в теории среднего уровня или простом эмпирическом обобщении. В качестве таковых они могут помочь оценить степень правдоподобия аналитических моделей и абстрактных суждений. Но без абстрактных законов и моделей эти эмпирические подходы не помогут выстроить теорию.

Вопросы к тексту:

а) какие свойства социального универсума и отношения между ни­ми отражаются в теоретической деятельности социологии?

б) какую роль в теоретическом освоении общества играют абстрактные понятия?

в) какова роль в теоретическом описании социальной действительности?

г) каково значение «теорий среднего уровня» в социологии.

3. П. Сорокин. Структурная социология.

Общая и специальная социология. Социология, подобно био­логии, которая делится на общую и специальную (ботаника, зоология и др.), и подобно экономике, которая также состоит из общей и спе­циальной экономики (банковское дело и деньги, транспорт и сельское хозяйство), может быть поделена на общую социологию и специаль­ную. Общая социология изучает а) родовые свойства всех социокуль­турных явлений в их структурных и динамических аспектах, б) по­вторяющиеся взаимосвязи между социокультурными и космическими явлениями; собственно социокультурные и биологические феномены; различные подклассы социокультурных явлений.

Общая структурная социология изучает: а) структуру и со­став родовых социокультурных явлений (подобно изучению структу­ры клетки как явления жизни или атома в физике); б) основные струк­турные типы групп или институтов в соответствии с которыми диф­ференцируется и стратифицируется население, и их взаимоотноше­ния; в) основные структурные типы культурных систем и их взаимо­отношения; г) структуру и типы личности, входящие в состав соци­альных групп и культурных систем.

Общая динамическая социология исследует:

а) повторяющиеся социальные процессы, такие, как социаль ный контакт, взаимодействие, социализация, господство, подчинение, адаптация, амальгама, миграция, мобильность; далее, она изучает, как рождаются социальные системы, как они приобретают и теряют чле­нов, как последние распределяются в рамках всех социальных струк­тур, как становятся организованными или дезорганизованными и как все эти процессы воздействуют на людей, в них вовлеченных;

б) повторяющиеся культурные процессы – изобретение, диффу­зия, интеграция и дезинтеграция, конверсия и аккумуляция культур­ных образцов и систем, их воздействие на формирование личности;

в) ритм, темп, периодичность, тенденции к флуктуации в соци­альных и культурных процессах, социокультурные изменения и зво­ном им;

г) происходящие в людях повторяющиеся социокультурные процессы

То есть общая динамическая социология исследует как и поче­му люди меняются.

Специальные социологии. Каждая из них, по сути, делает то же самое, но в отношении специального класса социокультурных явле­нии, избранного для тщательного изучения. Самые развитые специальные социологии в настоящий момент это: демографическая социология аграрная социология, урбан–социология, социология семьи, права религии, знания, социология войны, революции, социальной дезорганизации; социология преступления и наказания (криминоло­гия); социология искусств; экономическая социология и некоторые другие.

Вопросы к тексту:

а) какие классы социокультурных явлений, согласно П. Сорокину, изучают специальные социологии?

б) какие типы социальных явлений и процессов П. Сорокин относил к области научных интересов общей структурной социологии?

в) что исследует, в понимании П. Сорокина, общая динамическая социология?

І ІІ . Тест.

1. Какому названию функции социологии соответствует следующее содержание: изучение и понимание общества, его структуры, особенностей взаимодействия индивидов и их групп друг с другом и условиями жизнедеятельности.

а) познавательная;

б) прогностическая;

в) образовательная;

г) объясняющая.

2. Какие методы относятся к прикладной социологии:

а) метод опроса;

б) эксперимент;

в) метод типологизации;

г) включенное наблюдение.

3. Какие стадии, согласно О. Конту, проходит общество в проце c се своего развития:

а) позитивная;

б) метафизическая;

в) теологическая;

г) физическая.

4. Кто является родоначальником эволюционно–органистского направления в социологии:

а) О. Конт;

б) Ф. Кенэ;

в) Г. Спенсер;

г) Ч. Дарвин.

5. Кто является родоначальником принципа социологизма:

а) О. Конт;

б) Э. Дюркгейм;

в) Г. Спенсер;

г) М. Вебер.

6. Основные типы социальных действий М. Вебера:

а) целерациональное;

б) ценностнорациональное;

в) традиционное;

г) аффективное действие.

7. Как К. Маркс назвал отношения, складывающиеся в процессе производства между владельцами орудий труда и трудящимися:

а) производственные;

б) социальные;

в) частные;

г) экономические.

8. Создатель социологической доктрины структурно–функционального анализа:

а) П. Сорокин;

б) Т. Веблен;

в) Т. Парсонс;

г) Н.Смелзер.

9. В каком году был открыт Институт социсследований АН СССР:

а) 1929;

б) 1945;

в) 1968;

г) 1989.

10. Год основания Института социологии в Беларуси:

а) 1917;

б) 1945;

в) 1978;

г) 1990.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM