Вопрос № 4 Национально-этническая общность.

Одна из важнейших особенностей постсоветского общества состоит в том, что в нем резко возрастает значимость и роль этнона-циональной стратификации. Этничность превращается в мощный со­циальный фактор, действующий не менее активно и эффективно, чем такие признанные критерии социальной стратификации, как доход, образование, власть и т.п. Однако этничность - понятие очень широ­кое, под него подпадают такие различные этнические группы, как племя, народность, этнос, нация.

Племя - это такая природно-социольноя общность людей, ко­торая характерна для первобытно-общинного строя (архаичного об­щества), объединена кровно-родственными связями, представляет совокупность двух или нескольких родов, отличается от других пле­мен своей территорией, языком, культурой, религиозными верова­ниями. Так, на территории современной Беларуси в 1Х-Х столетиях н.э. проживали восточнославянские племена кривичей, родимичей и дриговичей.

Развитие экономических и политических отношений, духов­ной культуры приводит к возникновению более развитой, сложной и обширной общности - народности. Народность — это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социо­культурная общность людей, следующая в процессе этнической эво­люции за племенем и предшествующая нации. Племена и народности представляют собой две исторически следующих друг за другом сту­пени развития этноса.

Этнос — это природно-социалъная и антропологическая общность людей, возникшая и развившаяся на основе единства при-родно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенность внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания, которое транс­формируется в языках других народов (например, немецкое "дойч" в русском и белорусском языках трансформируется в "немец", а в анг­лийском - в "джермен"). Самосознание этноса развивается через ан­титезу "мы-они". Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам ("свои-чужие"). Отличительные черты этноса сводятся к следующему:

1) этнос как специфическая социально-природная общность развертывает свои особенности в той области действительности, где процессы биосферы и социосферы взаимопереплетаются;

2) этнос имеет четкие маркировки (признаки), отличающие его от всех других этносов: различия в территории (родина предков), ра­се, языке, религии, культуре, материальных основах жизни;

3) этнос обладает своеобразием антропологических характери­стик одежды и культурных традиций;

4) люди, входящие в состав данного этноса, участвуют в общей для всех их жизнедеятельности на основе общего этнического проис­хождения (этногенеза) и культуры, воплощенной в языке;

5) все названные отличия составляют своеобразные "указате­ли", которые позволяют людям данного этноса отличать себя от всех других этнических групп по принципу "свои-чужие";

6) при возникновении территориальных, имущественных и иных проблем между этносами чаще всего основой для принятия ре­шений и действий является представление о вражде с иными этноса­ми, а формой разрешения противоречий И споров выступает социаль­ный конфликт.

На формирование и развитие этносов существенное влияние оказывают природно-ландшафтные условия, в которых осуществля­ется процесс этногенеза. Наличие относительно замкнутого природ­ного пространства, ограниченного крупными реками, непроходимыми болотами или горами, усиливает и ускоряет этногенезные процессы. Чем в более замкнутом пространстве находится этнос, тем более своеобразные черты приобретает процесс этногенеза и тем более своеобразной создаваемая этим процессом культура. И наоборот, там, где этническое пространство оказывается разомкнутым, этногенезные процессы характеризуются недостаточной выразительностью. Чтобы такое отличие стало более детально представимым, достаточно вспомнить, насколько резко отличаются друг от друга этносы, насе­ляющие Кавказ, и насколько похожи этносы, населяющие Восточно-Европейскую равнину - белорусы, украинцы и русские.

Великие географические открытия и последовавшая за ними промышленная революция, неразрывно связанная с возникновением и развитием капитализма, вызвали к жизни новый тип межэтнических взаимодействий - широчайший, совершаемый в мировом масштабе обмен товарами, идеями и услугами. Это дало возможность людям и их этнокультурным общностям все дальше отходить от архаических пред­ставлений об изначальной враждебности этносов друг другу. Станови­лась все более широко признаваемой и принимаемой дуальная позиция, предполагающая возможность исторического действия от одного по­люса взаимоотношений - к другому, от конфликта - к сотрудничеству и взаимодействию этносов. Именно этот процесс приводит к формиро­ванию нации, которая представляет собой уже не этническую, а поли-этническую и надэтническую общность людей.

Нация -- это исторически сложившаяся полиэтническая со­циальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей на­ционального самосознания, психического склада, единого унифици­рованного языка в его литературной форме, многослойной полифони­ческой культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности. Без единого унифицированного национального языка, без осуществляемого В общенациональных масштабах госу­дарственного и правовою регулирования жизнедеятельности, без по­лифонической и многослойной национальной культуры, сохраняю­щей в себе исходную этнографическую многоцветность, нация не может возникнуть и развиваться. А все это базируется на единой, ох­ватывающей все группы населения страны, системе экономики. Все эти особенности, отраженные и воплощенные в национальном само­сознании, сближают прежде «чужих» представителей различных эт­носов (например, во Франции - гасконцев, бургундцев, лотарингцев и т.п.) в единую общенациональную социальную общность, резко рас­ширяют зону самоотождествления людей - «мы» (например, «мы -белорусы»). Таким образом, нация в своем становлении и развитии неотрывна от национального самосознания, от осознания народом своего своеобразия и единства своей исторической судьбы.

Рассмотрение особенностей становления и развития наций дает возможность вычленить их основные отличительные признаки. Они таковы:

1) общность территории;

2) общность экономических связей и деятельности;

3) своеобразие национального психического склада;

4) наличие единого унифицированного языка в его литератур­ной форме;

5) развитие многослойной национальной культуры;

6) функционирование государственно-правовой системы регу­лирования всех сфер жизнедеятельности.

Национальные отношения.

Межэтнические и межнациональные взаимодействия, пред­ставляя собой специфический вид субъект-субъектных отношений, имеют не только объективную обусловленность внешними по от­ношению к этносу (нации) факторами, но и субъективную детер­минированность особенностями национального самосознания, ми­ровосприятия, ценностных стереотипов и т.п. Национальный сте­реотип связан с такими понятиями, как национальный характер, национальная психология, и основные проявления получает на уровне межэтнического общения. Своеобразные черты националь­ного характера, психического склада людей могут приобретать для их носителей самодовлеющее значение, а для представителей дру­гих этносов способны оказаться непонятными, чуждыми, подозри­тельными и т.п.

Трансформационные процессы этнонационального развития и взаимодействия можно дифференцировать на объединяющие и разделяющие. Объединяющие этнонациональные процессы под­разделяются на консолидацию, ассимиляцию, кооперацию.

Консолидация представляет собой сплочение нескольких са­мостоятельных родственных по языку, культуре, образу жизни эт­нических групп в единый новый, более крупный этнос. Именно такой характер имело слияние нескольких восточнославянских племен в единую древнерусскую народность в Х-ХП веках.

. Ассимиляцией является растворение одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконные этнические особенности и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу. Этот процесс интенсивно протекает в современных западных странах Италии, Германии, Швеции, Дании и др., где уже сформировав­шиеся государственные этносы, превратившиеся в нации (немцы, шведы, датчане и др.), ассимилируют в себя малые этнические общности и отдельных индивидов.

Кооперацией является сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые длительное время существуют друг с другом, активно взаимодействуют во всех сфе­рах жизнедеятельности на одной, общей им территории, но сохра­няют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом. Такие процессы протекают в польско-белорусском и белорусско-литовском приграничье, где длительное время сосуществуют и дружественно взаимодействуют белорусы, литовцы, поляки, кото­рые даже в условиях проживания в рамках одного государства со­хранили свои этнические особенности.

К трансформационным этническим процессам разделяющего типа относятся этническое доминирование, этнодискриминация, этноприоритетный национализм. Этническое доминирование, про­являющееся в стремлении возвысить свой этнос (нацию) при од­новременном ущемлении интересов и прав других этнических групп, в период становления государственной независимости, ста­новится характерной чертой общественно-политической жизни в Узбекистане, Таджикистане и некоторых других бывших респуб­ликах Советского Союза. Этнодискриминация, т.е. ограничение или лишение прав определенной группы граждан по признаку на­циональной принадлежности, отчетливо проявилось в последние годы в Эстонии, Латвии, Молдове. Этноприоритетный национа­лизм, ориентированный на всяческое выпячивание, превозношение своего этноса, придание приоритетной значимости этому этносу, его языку, культуре, традициям и т.п., нашел широкие формы реа­лизации в Грузии, Азербайджане, Армении, Чечне и других госу­дарственных формированиях Закавказья и Северного Кавказа. Все эти виды трансформаций, осложняющих нормальное этническое развитие, рано или поздно приводят к обострению межэтнической неприязни, к возникновению этнонациональных конфликтов.

Решение национально-этнических проблем в Республике Беларусь.

В Конституции Республики Беларусь четко формулируются, с одной стороны, га­рантии прав лиц всех национальностей, а с другой - запретитель­ные меры на противозаконные акции в отношении национальных меньшинств, недопустимость какой бы то ни было национальной дискриминации. В статье 50-й Конституции, в частности, подчер­кивается, что «оскорбление национального достоинства преследу­ется согласно закону». В статье 12-й провозглашается, что «Рес­публика Беларусь может предоставлять убежище лицам, пресле­дуемым в других государствах за политические, религиозные убе­ждения или национальную принадлежность». Согласно статье 5-й Конституции, в нашей республике «запрещается создание и дея­тельность политических партий, а равно других общественных объединений, ведущих пропаганду войны, социальной, нацио­нальной, религиозной и расовой вражды». Примечательно, что за­прет на разжигание национальной вражды поставлен в один ряд с запретом на «насильственное изменение конституционного строя».

В Конституции Республики Беларусь подчеркивается, что «каждый имеет право сохранять свою национальную принадлеж­ность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности». Тут же провозглашает­ся, что каждый гражданин «имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соот­ветствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения» (статья 50-я).

Конституция определяет права и обязанности как общества и государства по отношению к личности и любой социальной группе, включая этническую, так и каждого гражданина по отно­шению к государству, обществу, культуре. В статье 54-й подчер­кивается, что «каждый обязан беречь историко-культурное, духов­ное наследие и другие национальные ценности». А статья 14-я констатирует, что «государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед Законом, уважения их прав и интере­сов».

Таким образом, в Республике Беларусь созданы все необхо­димые конституционные предпосылки для нормального развития, дружественного взаимодействия всех проживающих на ее терри­тории этнонациональных общностей, предотвращения межнацио­нальных конфликтов, а в случае их возникновения - для их кон-ституционализации, нормативной регуляции и правового урегули­рования.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM