Вопрос № 1 Понятие, виды и типы социальных групп.

"Человек в группе не является самим собой: он - одна из клеточек организма, столь же отличающаяся от него, как клеточка вашего тела отличается от вас"

(Д.Стейнбек, американский писатель)

Социальная структура общества есть сово­купность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаи­модействий между ними.

Социальная структура многогранна и многокомпонентна, но ее основанием, исходными «клеточкам», «кирпичиками», из мно­жества которых создается многоэтажное здание такой структуры, являются социальные группы.

Что же такое социальная группа? Отвечая на этот вопрос, выдающийся американский социолог Р. Мертон утверждал: соци­альная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принад­лежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Характерными особенностями и признаками социальной группы являются:

1. Определенный способ взаимодействия между ее членами. Например, члены одной театральной труппы вместе обсуждают намечаемый к постановке спектакль, проводят совместные репе­тиции, взаимодействуют друг с другом на сцене во время спектак­ля, выполняя в то же время свою собственную роль. Иными сло­вами, они объединяются друг с другом общими интересами и об­щим делом.

2. Осознание членства, чувство принадлежности к данной группе. Актеры одного театра должны проявлять верность ему, дорожить его честью, отстаивать ее в состязании с другими теат­рами во время конкурсов, в негласном соперничестве с ними.

3. Осознание единства: труппа актеров одного театра вос­принимается как целостность не только ими самими, но и окру­жающими их людьми: зрителями, критиками, драматургами, зна­комыми и т.п., которые рассматривают сотрудничающих в театре людей как единое целое.

В социологии различают первичные и вторичные группы. Впервые такое разграничение ввел американский социолог Ч. Ку­ли, который понимал под первичными группы, характеризую­щиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Результатом тесной связи индивидов в группе является их психологическое слияние в некое общее целое, наиболее простым способом описания которого слу­жит общее представление «мы», заключающее в себе определен­ный тип сопереживания и взаимного отождествления. К числу наиболее важных первичных групп Ч. Кули отнес семью, игровую группу детей, соседство и общинную группу стар­ших. Первичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные человеческие общности, являющиеся вторичными.

Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи: их взаимодействия обу­словлены стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции. У людей во вторичной группе, как правило, не устанавливаются эмоциональные личност­ные связи, характерные для друзей и членов семьи.

В социологии в целях более продуктивного исследования социальных групп принято их разделять не только на первичные и вторичные, но и на реальные и квазигруппы, малые и большие, ус­ловные, экспериментальные и референтные группы.

1. Условной груп­пой называют объединенную по определенным признакам (полу, возрасту, уровню образования, профессии и т.п.) общность людей, являющуюся объектом изучения социологии и включающую ин­дивидов, которые не имеют прямых или косвенных реальных взаимодействий друг с другом и могут даже не подозревать о су­ществовании друг друга, но условно объединяются в интересах на­учного анализа - статистического, демографического и т.п. (например, студенчество Беларуси).

Разновидностью условной группы является лабораторная (экспериментальная) группа, которая создается для проведения социально-психологических экспериментов, когда люди, не знаю­щие друг друга и не взаимодействующие между собой, объединя­ются исследователем для определенных научных целей.

2. Реальной группой называют ограниченную в размерах общ­ность людей, объединенных реальными отношениями и/или вида­ми деятельности (например, школьный класс, студенческая груп­па, армейский взвод, футбольная команда).

3. Наряду с реальными группами в обществе существуют квазигруппы. Такие группы существуют непродолжительное время, после чего-либо распадаются, либо превращаются в устойчивые социальные группы.

Они характеризу­ются:

- случайностью;

- стихийностью образования;

- неустой­чивостью взаимосвязей;

- кратковременностью взаимодействия.

К числу квазигрупп относят аудиторию (неустойчивая и неоднородная общ­ность людей, объединенная на непродолжительное время взаимо­действием с коммуникатором - индивидом или группой, которые владеют определенной информацией и доводят ее до этой общно­сти), толпу (бесструктурное скопление людей, лишенных явно осознавае­мой общности целей, но связанных между собой ситуативной общ­ностью интересов, сходством эмоциональных состояний и общим объектом внимания; для толпы характерны повышенная внушаемость, анонимность, преобладание эмоций над разумом, чувство неуязвимости) и социаль­ные круги (свободные сою­зы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами; ин­дивиды, входящие в состав социальных кругов, объединяются принадлежностью к какому-нибудь социальному слою и вытекаю­щей отсюда общностью интересов, например, «деловые круги»).

4. Очень важное значение в социологии имеет дифференциа­ция социальных групп на малые и большие.

4.1 Малая группа - это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаи­модействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы делятся на формальные и неформальные.

4.1.1 В формальных (официальных) группах четко определены позиции их членов, они предписаны групповыми нормами и ожиданиями, определены взаимодействия между членами группы по вертикали: отношения старшинства, подчинения и т.п. (армейский взвод, театральная труппа, вузовская кафедра и т.п.

4.1.2 Неформальные группы возника­ют и складываются стихийно, в них ни позиции, ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует структура властных отношений. К их числу относятся семья, группа друзей, компания сверстников. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. На­пример, в студенческой группе возникают более мелкие группи­ровки, состоящие из близких друзей, объединенных общими инте­ресами, чувствами симпатии, дружбы, либо на основе прагматиче­ской пользы.

4.1.3 Специфическим видом малой группы является референтная группа. Под этим термином понимается группа, в которую инди­виды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эта­лоном и на нормы, ценности, оценки и мнения которой они ориен­тируются в своем поведении и в самооценках. Большое значение понятие рефе­рентной группы имеет при выяснении причин и мотивов откло­няющегося и противоправного поведения.

Необходимость исследования референтных групп определяется следующими факторами:

а) референтные группы - это всегда система эталонов для выбора и оценки индивидом своих поступков и поведения других людей или событий;

б) группа становится референтной, если индивиду близки ее ценности, цели, нормы и он стремится придерживаться ее требований;

в) с помощью референтных групп личность интерпретирует социальные нормы, устанавливая для себя границы допустимого, желаемого или недопустимого;

г) ожидание членов рефкрентной группы для человека является критерием оценки своих поступков, побуждает его к самоутверждению, самообразованию;

д) референтные группы влияют на характер отношений индивида с социальным окружением, побуждая выбор желаемого круга общения;

е) с помощью референтных групп формируется определенный тип поведения личности, осуществляется социальный контроль за его поведением, поэтому в целом референтные группы - необходимый фактор социализации личности.

4.2 Большая группа представляет собой реальную, значитель­ную по размерам и сложно организованную общность людей, во­влеченную в общественную деятельность и систему соответст­вующих отношений и взаимодействий (коллектив определенной школы, вуза, предпри­ятия). В таких группах вырабатываются определенные групповые нормы поведения, традиции, общественное мнение, система кол­лективных оценок поведения своих членов и других больших и малых групп.

5. В зависимости от принадлежности или не принадлежности индивидов к тем или иным группам, последние подразделяются на ингруппы и аутгруппы. Ингруппа - это такая социальная общность, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется с другими таким образом, что расценивает членов данной группы как объединяющее их всех «мы» - «мы - белорусы», «мы - муж­чины», «мы - спортсмены», «мы - офицеры» и т.д. Все другие группы, к которым данный индивид не принадле­жит и не идентифицирует себя с ними, - другие семьи, другие компании сверстников, другие религиозные, политические, про­фессиональные и т.п. группы - будут для него аутгруппами, кото­рые он обычно обозначает словами «не мы», «не наши», «чужие».

Множество ингрупповых и аутгрупповых связей в совре­менном обществе могут перекрещиваться, создавая сложные и многообразные коммуникационные взаимодействия, в которых формируется, развивается и действует каждый индивид, каждая социальная группа. Таким образом, общество как единая целост­ная система структурирована на множество различных по составу и социальным характеристикам групп, в пределах которых может взаимодействовать с другими индивидами каждый человек.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM