Вопрос № 4.1 Формы и механизмы социализации.

Типология форм взаимодействия имеет различные основа­ния. В частности, по типологии немецкого социолога Л. фон Визе (1876-1962), взаимодействия в социализации могут быть представлены как сближение, приспособление, уравнивание, объединение или как соперничество, оппозиция, конфликт. Ка­ждый из этих видов делится на ряд подпроцессов. Так, схема процессов, ведущих от изоляции (индивида или группы) к сбли­жению выглядит следующим образом: на начальной стадии мы имеем дело с изолированием, отчуждением, обособлением, вра­ждебностью. Переходной стадией является контакт. Началь­ной стадией объединения является терпимость, компромисс, путь от которого может вести к сближению.

Формы взаимодействия, используемые при культурологи­ческом подходе, классифицируются как подчинение—домини­рование, принятие—отвержение в вербальной или невербаль­ной коммуникации (язык жестов, речевая специфика и т.д.), в поведенческих стереотипах.

Механизмы взаимодействия в процессе социализации час­то сводятся к дифференциации сознательных и стихийных (неосознанных) средств регуляции социального поведения. Это обстоятельство связано с тем, что формализованные структуры в отличие от неформальных имеют легитимные основа­ния регуляции социальных отношений: убеждение, прину­ждение, поощрение должного для достижения цели органи­зации поведения. Например, на уровне общества это "дол­женствование" проявляется в виде законов, установлений, нравственных норм и т.д. Неформальные отношения также могут достигать высокого уровня регламентации, социаль­ного контроля за должным поведением членов своей груп­пы. Поэтому классификация социальных механизмов взаи­модействия лишь на основе формальности или неформаль­ности структур и установлений может быть подвергнута со­мнению и требует дальнейшего исследования.

Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности и нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Коротко говоря, социализация – это процесс становления социального «Я». Социализация охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

По своему содержанию социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – их усвоение индивидом, интериоризацию. Под интериоризацией в данном случае понимается переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при которых они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализуются, становятся способным к дальнейшему развитию.

Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях – поиск своего социального места.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют сего. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по степени значимости. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы – это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться качественными этапами становления социального «Я» - дошкольный период, обучение в школе, студенческая жизнь, женитьба (семейная жизнь), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т.д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM