Вопрос № 3 Взаимодействие культур.

Культура любого современного общества представляет со­бой комплексную структуру, элементами которой являются образцы прошлых эпох, инновационные культурные формы, в том числе, заимствованные у других народов, многообраз­ное соотношение общего, особенного и индивидуального. На­конец, культура светская и религиозная, пронизывающая все сферы духовного мира через обряды, традиции, обычаи. Такое переплетение культур существует с древних эпох, ко­гда стали разделяться религиозная и светская культуры, сельская и городская, национальные культуры, культура элиты и народная и т.д.

Если рассмотреть отдельные социокультурные подсисте­мы, то все они в той или иной степени обладают некоторыми общезначимыми для данной культуры ценностями, особенно нравственными. Эти наиболее стабильные образования явля­ются как бы фундаментом, на котором базируется культур­ное многообразие.

Распространение письменности и особенно средств массо­вой коммуникации привело к процессам культурной интегра­ции, которая может быть представлена в различных формах, вплоть до культурной агрессии.

Примером такого рода культурной агрессии являются со­циокультурные процессы, происходившие во Вьетнаме в ре­зультате многолетней французской колонизации. Иногда эти процессы называют окультуриванием.

Однако "закрытые" общества (например, КНР) могут обла­дать относительным иммунитетом к внешней среде и ее влия­ниям. Хотя общества и их культуры никогда не явля­ются полностью интегрированными, в их функционировании существует некоторая социальная преемственность.

Проблема развития культур, их социальных изменений, заключается в приспособлении различных традиционных со­циальных институтов к нововведениям. Эта проблема анали­зируется в терминах "культурные отставания" или "культур­ный разрыв", в развитии связей между социокультурными под­системами. Наиболее видными представителями концепций "со­циокультурного отставания" являются немецкие ученые А. Фир-кандт (1867-1953), В. Келлер (1887-1967), а также А. Вебер (1868-1958).

В теории культурного отставания О.Ф. Огберна отмеча­ется, что культурные элементы сохраняются, в основном, благодаря двум причинам: они могут обладать практиче­ской полезностью или удовлетворять психологическую по­требность. Между этими позициями можно провести раз­граничение, хотя иногда они могут и совпадать. Процессам социальных изменений могут препятствовать законные ин­тересы, на основе которых отдельные социальные группы стараются любой ценой сохранить status quo , или традици­онная враждебность людей к новым, непривычным для них формам культуры. Любопытство, беспокойство, страдание и честолюбие — вот некоторые из психологических сил, спо­собствующих изменению. Огберн утверждал, что накопле­ние новых элементов культуры происходит в постоянно на­растающем темпе, различные сферы современной культуры развиваются с неодинаковой скоростью, одни — быстрее, другие — медленнее. Поскольку существует корреляция и взаимозависимость частей, быстрые изменения одной об­ласти культуры требуют приспособления других.

Например, материальная культура развивается относи­тельно быстро, а "адаптивная" — медленнее. Отсюда следу­ют значительные культурные отставания в духовной сфере жизни.

Итак, культурные отставания происходят из-за предпо­лагаемой неспособности адаптивной культуры идти в ногу с развитием материальной культуры, особенно в современных обществах. В теории американского культуролога и антро­полога Л. Уайта (1900-1975) проблема культурного отстава­ния связана с чрезмерным развитием экономического инсти­тута и его подсистем науки и техники по сравнению с поли­тическими, религиозными, семейными, образовательными и другими институтами, что приводит к нарушениям равнове­сия в развитии социальных институтов общества. В концеп­ции П. Сорокина культурные отставания возникают из-за того, что материальная культура развивается недостаточно быстро, чтобы способствовать развитию научной, образова­тельной, этической и других систем, т.е. духовной культуры общества. Таким образом, в различных теориях высказыва­ются порой противоречивые взгляды на проблему культур­ного отставания. Однако все ученые связывают воедино ма­териальную и духовную культуры как взаимодействующие подсистемы общего культурного процесса.

Нельзя не согласиться с идеей Сорокина о том, что эко­номический фактор оказывает существенное влияние на возможности общества развивать духовную культуру: нау­ку, искусство, образование, воспитание и т.д. Достаточно обратить внимание на состояние культуры народов стран "третьего мира".

Результатом культурного взаимодействия являются и суб­культуры (т.е. подкультуры), представляющие собой культур­ные образцы, используемые субъектами (группой), общностя­ми как антипод господствующим в обществе ценностям. По­этому в субкультуры включаются и контркультуры, например, преступного мира. Наиболее наглядным примером субкульту­ры является молодежная культура, которая возникла как про­тест, направленный на значимые персоны и организации мира взрослых, в частности на школу и родителей с их настойчивы­ми требованиями к детям. Именно здесь следует искать источ­ники "молодежной культуры".

Внутренняя дифференциация современных обществ делает возможным образование различных культурных группировок, фокусирующихся на альтернативных ценностях и отличающих­ся друг от друга непохожими стилями жизни. Эти различия могут быть связаны не только с полом, возрастом, но и с про­фессиями, регионами проживания, этнической и религиозной принадлежностью и даже вкусами человека или группы. В про­цессе нашей жизни мы постоянно вступаем в контакт с такими субкультурами, в которых проявляется своеобразие функцио­нирования данной культуры.

Многообразие субкультур характерно практически для все­го современного цивилизованного мира. В значительной мере через это многообразие осуществляется культурное развитие общества, выкристаллизовываются ценности, нормы, образцы поведения, удовлетворяются потребности людей в духовной и материальной сферах жизни.

Last modified: Tuesday, 20 March 2018, 2:30 PM